Скорее ими усилен, т. е. выступил в более неуловимом, более духовном, более

Коварном обличии, как раз оттого, что выстроенные им себе крепостные стены и

Рвы, представлявшие его в более грубом виде, всякий раз беспощадно сносились

И менялись со стороны науки. Думают ли в самом деле, что крах, скажем,

Теологической астрономии ознаменовал крах этого идеала?.. Стал ли человек

Менее нуждаться в потустороннем решении загадки своего существования оттого,

Что существование это с тех пор получило более взбалмошный, прогульный,

Необязательный вид в зримом распорядке вещей? Разве не в безудержном

Прогрессе пребывает со времен Коперника именно самоумаление человека, его

Воля к самоумалению? Ах, вера в его достоинство, уникальность, незаменимость

В ранговой очередности существ канула в небытие - он стал животным, животным

Без всяких иносказаний, скидок, оговорок, он, бывший в прежней своей вере

почти что Богом ("чадом Божьим", "Богочеловеком")... Со времен Коперника

Человек очутился как бы на наклонной плоскости - теперь он все быстрее

скатывается с центра - куда? в Ничто? в "сверлящее ощущение своего

ничтожества"?.. Что ж! это и было бы как раз прямым путем - в старый

Идеал?.. Всякая наука (а не только одна астрономия, об унизительном и

оскорбительном воздействии которой обронил примечательное признание Кант:

"она уничтожает мою важность"...), всякая наука, естественная, как и

Неестественная - так называю я самокритику познания, - тщится нынче

Разубедить человека в прежнем его уважении к самому себе, как если бы это

Последнее было не чем иным, как причудливым зазнайством; можно было бы

Сказать даже, что она изводит всю свою гордость, всю суровость своей

Стоической атараксии на то, чтобы поддержать в человеке это с таким трудом

Добытое самопрезрение в качестве его последнего, серьезнейшего права на

Уважение перед самим собой (фактически вполне резонно: ибо тот, кто

презирает, все еще "не разучился уважению"...). Значит ли это, собственно,

Противодействовать аскетическому идеалу? Неужели еще серьезно считают (как

Это некоторое время воображали себе теологи), что, скажем, кантовская победа

над теологической догматикой понятий ("Бог", "душа", "свобода",

"бессмертие") сокрушила этот идеал? - причем нам покуда нет дела до того,

Было ли в намерениях самого Канта вообще нечто подобное. Несомненно, что со

Времени Канта козыри снова оказались в руках у трансценденталистов всякого

пошиба - они эмансипировались от теологов: какое счастье! - он подмигнул им


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: