Культурная глобализация

Одной из форм проявления процессов гло6ализации является «культурный империализм». Его чаще всего отождествляют с амери­канской массовой культурой, мировую экспансию которой объясня­ют антиавторитарным духом культурной революции. По мнению не­мецкого ученого Уинфреда Флака, массовая культура постепенно уп­разднила ограничения, связанные с необходимостью определенного образовательного уровня для ее потребителей. Это послужило успеху культурной революции по американскому сценарию. Этническое и культурное многообразие Соединенных Штатов (страны мигрантов) привело к развитию форм передачи информации, рассчитанных в основном на зрительное и слуховое восприятие. Потребители массо­вой культуры пассивны. Их настроение создается посредством воз­действия на подсознание. В результате происходит все большее отде­ление эмоционального восприятия от морального и информационно­го. Произошел триумф «настроения над моралью».

Классическим примером наступления на мировую культуру ста­ла индустрия Голливуда. Американцам удалось на практике вне­дрить ленинский лозунг о том, что кино является важнейшим из искусств. Они превратили киноиндустрию в важнейший геополити­ческий фактор покорения мирового культурного пространства. Со­единенные Штаты ежегодно тратят на самое массовое из искусств 10 млрд. долларов и выбрасывают на мировой рынок 700 кино­фильмов. Столько же фильмов снимают все европейские страны при более скромных затратах.

В условиях гло6ализации, когда интеллект и знания становятся стратегическим ресурсом развития, особое значение приобретает качественное высшее образование. Ведущие университеты отбирают по всему миру самых талантливых студентов. Не секрет, что в этой борьбе пока выигрывают американские вузы. По данным Шанхай­ского университета, в 2003 г. среди лучших университетов мира ли­дировали Гарвардский и Стэндфордский частные университеты США. В десятку лучших вузов мира вошли восемь американских университетов, а среди первых пятидесяти — 35 находятся на тер­ритории США. В Европе лидировали Кем6риджский и Оксфорд­ский университеты (Великобритания), занимающие, соответст­венно, 5-е и 9-е места в мировом рейтинге. В Азии первое место занял Токийский университет (19-е место в мировом рейтинге).

Учитывая отставание от Соединенных Штатов, Европейский Союз провозгласил целью превращение Европы в регион с наи­более конкурентоспособной экономикой, основанной на знани­ях. В целях повышения конкурентоспособности Германия пла­нирует создать несколько элитных университетов. (Например, в среднем годовой бюджет немецкого университета составляет 200 млн. долларов.)

Китайское руководство приняло программу по превращению сотни китайских университетов в научно-исследовательские центры мирового уровня.

В восточноевропейских странах средний бюджет университета составляет менее 1 млн. долларов. В 1990-е годы прошла волна переименований педагогических и других вузов в университеты, однако это на качестве образования не сказалось. Наоборот, на рынке труда в избытке оказались выпускники — экономисты, бухгалтеры и юристы с низким качеством образования при де­фиците этих же профессий с высоким профессиональным уров­нем. Самыми востребованными профессиями стали менеджеры и аналитики.

В условиях глобализации и широкого применения информа­ционно-коммуникационных технологии возросло значение анг­лийского языка, однако существующие компьютерные програм­мы могут осуществлять быстрый перевод информации на другой язык. В современном мире основные языки по численности говорящих (родной язык): китайский (1,2 млрд.), испанский (374 млн.), хинди (350 млн.), английский (327 млн.) и арабский (197 млн.). Среди языков межнационального общения выделяются английский, французский, испанский, португальский, китайский, рус­ский, арабский и немецкий. В Индии, Австралии, Южной Афри­ке английский язык является государственным. Португальский, на котором говорят 180 млн. человек, является государственным языком в Бразилии и т.д. На русском языке разговаривают 180 млн., на Японском — 130 млн. и на немецком — 100 млн. человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: