Одной из форм проявления процессов гло6ализации является «культурный империализм». Его чаще всего отождествляют с американской массовой культурой, мировую экспансию которой объясняют антиавторитарным духом культурной революции. По мнению немецкого ученого Уинфреда Флака, массовая культура постепенно упразднила ограничения, связанные с необходимостью определенного образовательного уровня для ее потребителей. Это послужило успеху культурной революции по американскому сценарию. Этническое и культурное многообразие Соединенных Штатов (страны мигрантов) привело к развитию форм передачи информации, рассчитанных в основном на зрительное и слуховое восприятие. Потребители массовой культуры пассивны. Их настроение создается посредством воздействия на подсознание. В результате происходит все большее отделение эмоционального восприятия от морального и информационного. Произошел триумф «настроения над моралью».
Классическим примером наступления на мировую культуру стала индустрия Голливуда. Американцам удалось на практике внедрить ленинский лозунг о том, что кино является важнейшим из искусств. Они превратили киноиндустрию в важнейший геополитический фактор покорения мирового культурного пространства. Соединенные Штаты ежегодно тратят на самое массовое из искусств 10 млрд. долларов и выбрасывают на мировой рынок 700 кинофильмов. Столько же фильмов снимают все европейские страны при более скромных затратах.
|
|
В условиях гло6ализации, когда интеллект и знания становятся стратегическим ресурсом развития, особое значение приобретает качественное высшее образование. Ведущие университеты отбирают по всему миру самых талантливых студентов. Не секрет, что в этой борьбе пока выигрывают американские вузы. По данным Шанхайского университета, в 2003 г. среди лучших университетов мира лидировали Гарвардский и Стэндфордский частные университеты США. В десятку лучших вузов мира вошли восемь американских университетов, а среди первых пятидесяти — 35 находятся на территории США. В Европе лидировали Кем6риджский и Оксфордский университеты (Великобритания), занимающие, соответственно, 5-е и 9-е места в мировом рейтинге. В Азии первое место занял Токийский университет (19-е место в мировом рейтинге).
Учитывая отставание от Соединенных Штатов, Европейский Союз провозгласил целью превращение Европы в регион с наиболее конкурентоспособной экономикой, основанной на знаниях. В целях повышения конкурентоспособности Германия планирует создать несколько элитных университетов. (Например, в среднем годовой бюджет немецкого университета составляет 200 млн. долларов.)
|
|
Китайское руководство приняло программу по превращению сотни китайских университетов в научно-исследовательские центры мирового уровня.
В восточноевропейских странах средний бюджет университета составляет менее 1 млн. долларов. В 1990-е годы прошла волна переименований педагогических и других вузов в университеты, однако это на качестве образования не сказалось. Наоборот, на рынке труда в избытке оказались выпускники — экономисты, бухгалтеры и юристы с низким качеством образования при дефиците этих же профессий с высоким профессиональным уровнем. Самыми востребованными профессиями стали менеджеры и аналитики.
В условиях глобализации и широкого применения информационно-коммуникационных технологии возросло значение английского языка, однако существующие компьютерные программы могут осуществлять быстрый перевод информации на другой язык. В современном мире основные языки по численности говорящих (родной язык): китайский (1,2 млрд.), испанский (374 млн.), хинди (350 млн.), английский (327 млн.) и арабский (197 млн.). Среди языков межнационального общения выделяются английский, французский, испанский, португальский, китайский, русский, арабский и немецкий. В Индии, Австралии, Южной Африке английский язык является государственным. Португальский, на котором говорят 180 млн. человек, является государственным языком в Бразилии и т.д. На русском языке разговаривают 180 млн., на Японском — 130 млн. и на немецком — 100 млн. человек.