Психология сознания | Сознание | ||
Поведение | |||
Бихевиоризм | |||
Бессознательное | |||
Фрейдизм | |||
Целостные структуры психики | |||
Гештал ьтпсихология | |||
Гуманистическая психология | Личность Индивидуальность | ||
Когнитивная психология | Познавательные процессы | ||
Советская психология | Психика | ||
Рис. 1. Направление психологии и предмет исследования
Анализ представлений о человеке в основных направлениях и научных школах психологии позволяет сделать определенные выводы.
1. Исторически развитие психологии как самостоятельной науки было связано с поиском своего предмета исследования, в качестве которого в разное время становились разные абстрактно выраженные стороны психологии человека: сознание и его прояв-
ления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность и индивидуальность, деятельность и т.д.
|
|
2. Эти отдельные проекции целостной психологии человека
уже в качестве базовых категорий объяснительных принципов
природы психического оформлялись в отдельные научные шко
лы и направления.
3. Каждая научная школа на основе своей категории и одно
стороннего представления о природе психического строила соб
ственное представление о человеке, на основе которого создава
лись различные практики и психотехники.
4. Односторонность и неполнота представлений о психоло
гии человека во многих научных школах ограничивали возмож
ность решения разнообразных жизненно важных проблем реаль
ных людей.
Проблема целостного и частичного описания человека в психологии
Научное и художественное описание человеческой психологии Критика рационально-частичных представлений о психологии человека Психотерапия и целостность человеческой реальности
В чем достоинство художественного описания человеческой психологии? В чем причина того, что психология человека в основных научных школах и направлениях предстает как частная его проекция? Возможно ли целостное представление внутреннего мира человека в психологической науке? Почему психотерапевт и антро-потехник нуждаются в целостном взгляде на человека?