Человек познающий в когнитивной психологии

Против бихевиористских представлений о человеке выступила и когнитивная психология, которая как научная школа оформилась в США в середине 60-х гг. Видным представителем ее является У.Найссер.

Согласно основным идеям когнитивной психологии решающую роль в поведении человека имеют знания. Поэтому главной ее задачей является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Предмет исследования когнитивной психологии составляют познавательные процессы восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание. Соответственно и сам человек в когнитивной психологии рассматривается как активный преобразователь информации, аналогом которого в современной науке и технике является компьютер.

Когнитивная психология накопила уникальный и разнообразный фактический материал, который существенно дополняет и уточняет закономерности, выявленные ранее в психологии. В частности, был сделан вывод об уровневой организации познавательной деятельности по переработке, хранению и использованию информации. Когнитивная психология ввела в арсенал психологической науки такие термины, как информация, переработка, кодирование, подпрограмма, когнитивная карта и др. Однако предлагаемые ею объяснительные модели когнитивных процессов далеки от реальной жизни человека. «Изучение процессов переработки информации, – пишет теоретик когнитивной психологии У.Найссер, – становится все более распространенным и престижным, однако оно пока еще не связано с такой теорией человеческой природы, которая могла бы найти себе применение за пределами лаборатории»31.

Когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям. Характерной в этом отношении является точка зрения одного из основоположников ког-

31 История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.

нитивного направления в психологии Г.Саймона, согласно которой «человек в качестве поведенческой системы так же прост, как и муравей. Кажущаяся сложность его развертывающегося во времени поведения отражает в основном сложность окружающей среды»32.

Общественно-историческая и деятельностная сущность человеческой психики в советской психологии

Советская психология представляла собой развитую, сложно расчлененную систему научных представлений о психическом. Охватить единой формулой советскую психологию невозможно: внутри ее существуют свои направления и научные школы, она дифференцирована в многочисленных структурных отраслях. Различия в научных школах касаются принципиальных вопросов предмета и метода психологии, воззрений на ее фундаментальные проблемы и подходы к их решению.

Советская психология имела единую философско-методологическую и мировоззренческую основу – марксизм. Начиная с 20-х гг. она строилась как марксистская, материалистическая психология. Видный представитель советской психологии А.Н.Ле-онтьев писал: «Методологическому плюрализму советские психологи противопоставили единую марксистско-ленинскую методологию, позволяющую проникнуть в действительную природу психики, сознания человека»33. Существо марксистского подхода к пониманию психологии человека сводилось к утверждению общественно-исторической и социальной сущности человека и к обоснованию деятельностного способа его существования.

Одним из первых проблему общественно-исторической обусловленности психики человека стал разрабатывать Л.С.Выготский. Он создал культурно-историческую концепцию развития человека, ввел в психологию понятие о высших психических функциях (понятийное мышление, логическая память, произвольное внимание и др.) как о специфически человеческих формах психики и сформулировал закон их развития: «Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство со-

32 Цит. по: Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
С.293.

33 Леонтьев АН. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т.2.
С.95.

циального приспособления, т.е. как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения

Л.С.Выготский(1896-1934) – отечественный психолог, автор культурно-исторической теории развития человека, видный теоретик психологии; оказал влияние на развитие смежных с психологией наук – дефектологии, языкознания, этнографии и др

ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т.е. как категория интрапсихо-логическая»34. Иначе говоря, индивидуальные психологические способности

первоначально существуют вовне, в социальной форме и лишь затем индивид осваивает их, «переносит» внутрь. Механизм формирования индивидуальных способностей – интериоризация. Учение об общественно-историческом происхождении человеческой психики противостояло натуралистическим и социоло-гизаторским концепциям человека в психологии. В натуралистических теориях взаимоотношения человека и общества рассматриваются по аналогии с животным миром как приспособление индивида к условиям своего существования. Социологизаторские концепции полагают социальное устройство а качестве главной детерминанты и объяснительного принципа развития человека, который формируется по меркам этого социума.

С.Л.Рубинштейн(1889-1960) – отечественный психолог и философ; разрабатывал философские и теоретические проблемы психологии; автор фундаментальных трудов «Основы обшей психологии», «Бытие и сознание», •Человек и мир» и др

Еще один аспект общественно-исторического подхода к изучению психики человека представлен постановкой проблемы сознания и деятельности. Важный вклад в анализ этой проблемы внес С.Л.Рубинштейн. «Основной закон исторического развития психики человека, – писал он, – заключается в том, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяется сам; поро-ждая в своей деятельности – практической и теоретической – предметное бы-

тие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную психическую природу»35. С.Л.Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, ставший основополагающим для советской психологии. Но наиболее важные философско-пси-хологические проблемы человека рассматриваются С.Л.Рубинштейном в его фундаментальном труде «Человек и мир».

34 Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984 Т.5. С.197.

35 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии- В 2 т. М, 1989. ТЛ С 167.

А.Н.Леонтъев(1903-1979) – отечественный психолог, теоретик психологии («Проблемы развития психики», «Деятельность. Сознание. Личность»); Основатель психологического факультета МГУ им. М.ВЛомоносова.

Наиболее полно категория деятельности в психологии разработана А.Н.Леонтьевым. Категорию деятельности он считал исходной и важнейшей для построения целостной системы психологии и полагал, что введение ее в психологию «меняет весь понятийный строй психологического знания». А.Н.Леонтьев понимал деятельность как содержательный процесс, в котором субъект осуществляет преобразующие действия с предметным миром; посредством деятельно-

сти человек включается в систему общественных связей и отношений. Психологическое развитие человека – по А.Н.Леонтье-ву – это процесс развития его деятельности, сознания, личности.

Общепсихологические представления о социальной и дея-тельностной природе человека были реализованы в возрастной и педагогической психологии. Известный психолог В.В.Давыдов пишет: «Диалектико-материалистическое понимание процессов исторического и онтогенетического развития деятельности, психики и личности человека, сложившиеся в советской философии и психологии, является основой психолого-педагогической теории развивающего обучения и воспитания подрастающих поколений»36. Центральным для этой теории является положение о том, что «всеобщими формами психического развития детей выступают их обучение и воспитание, в которых выражается сотрудничество взрослых и детей, направленное на присвоение ими богатств материальной и духовной культуры, выработанных человечеством»37.

В целом для советской возрастной и педагогической психологии характерным является утверждение о решающей роли обучения и воспитания в становлении человеческой личности, о безграничной возможности развития человека в благоприятных социальных условиях. В педагогической практике эта оптимистическая позиция проявилась в единообразных учебных программах обучения и воспитания, которые должны были осваивать все без исключения учащиеся, в одни и те же сроки. И хотя наличие индивидуальных различий среди школьников (в том числе и трудно воспитуемых) не отрицалось, в педагогическом процессе они не учитывались.

136 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С.210.

17 Там же. С.210.

Завершая краткий исторический обзор направлений изучения человека, приведем их в сводной таблице (рис.1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: