Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е.
Тренинг коммуникативной компетенции. — Изд. 2-е. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2009. — 111с. — (Тренинги и практикумы).
ISBN 978-5-8291-1054-3 (Академический Проект)
ISBN 978-5-902357-85-8 (Фонд «Мир»)
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА ИНФОРМАЦИОННЫХ КАНАЛОВ ОБЩАЮЩИХСЯ
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПАРТНЕРОВ
2.1. Типы личности в нейролингвистическом программировании
2.2. Типы личности в психогеометрическом подходе
ГЛАВА 3. ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
ГЛАВА 4. РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА РАСКРЫТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБЩАЮЩИХСЯ
ГЛАВА 5. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СВОЕГО И ПАРТНЕРОВ
5.1. Управление собственным эмоциональным состоянием
5.2. Управление эмоциональным состоянием партнеров по общению
ГЛАВА 6. РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ
ГЛАВА 7. ОБУЧЕНИЕ НАВЫКУ ВЫЯВЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ
Список использованной литературы
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Мы рассматриваем коммуникативную компетентность как совокупность коммуникативных способностей, умений и знаний, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения.
Основная цель тренинговых занятий — развитие коммуникативной компетенции, так как на их основе происходит овладение специальными навыками делового общения.
Универсальные коммуникативные навыки обеспечивают психологическое взаимодействие людей в процессе движения к общей цели. Они являются общечеловеческой ценностью и поэтому позволяют наладить, сохранить и развить взаимодействие даже в тех ситуациях, когда оно, казалось бы, обречено на неэффективность.
Эффективность коммуникации зависит от следующих факторов:
а) коммуникативных способностей (развития правильного использования средств коммуникации, культуры речи, умения задавать вопросы и оценивать ответы и др.), эмпатия, понимания;
б) способности осознавать и преодолевать коммуникативные барьеры.
Цель тренинга: повышение коммуникативной компетенции.
Задачи:
Обучение:
• анализу и прогнозированию поведения партнеров;
• навыкам установления делового контакта;
• навыкам эффективного общения. Развитие:
• навыка коррекции эмоционального состояния партнера;
• навыка целеполагания и планирования.
Ведущий может строить тренинг либо последовательно, в соответствии с предложенным в сборнике материалом, либо уделять больше внимания развитию отдельных умений и навыков. Желательно первое тренинговое занятие начинать с информирования участников тренинга о принципах и правилах работы в группе и совместного принятия их.
|
|
Такими групповыми правилами являются:
1. Правило равноценности. Нет статусных различий, иерархии, сложившиеся в группе, субординации. Каждый несет ответственность как за свои решения, так и за групповые.
2. Правило активности. От активности каждого члена группы выигрывают все.
3. Правило искренности. Каждый говорит то, что думает, а не то, что (по его мнению) от него ждут, при этом меру доверительности устанавливает сам.
4. Обсуждению подлежит только то, что происходит «здесь и сейчас».
5. Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся «личных» жизненных историй каждого, не выносится за пределы круга.
6. Правило конструктивной обратной связи. Говорить о поведении, а не о личности. Анализ поведения детализировать по эпизодам, а не обобщать недифференцированно.
Соблюдение этих норм (правил) необходимо для достижения цели тренинга и создания комфортной психологической атмосферы.
Каждый тренинговый день включает в себя следующие этапы:
1. Разминочный — подготовка и «разогрев» участников группы для эффективной работы.
2. Основной — информирование о развиваемых умениях и навыках, и собственно упражнения, направленные на обучение, формирование и развитие данных качеств. На этом этапе упражнения и деловые игры заканчиваются, как правило, обсуждением и рефлексией.
3. Заключительный — подведение итогов занятия (высказывание участников о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему). Резюме ведущего. Прощание. Целесообразно чередовать основные упражнения с психогимнастическими для активизации работы, либо для психологической и эмоциональной разрядки после основных упражнений.
Последний тренинговый день желательно завершить обсуждением, выполняя процедуру «упаковки чемоданов», требующим осознания успешности пройденного пути и того, что многому надо еще учиться. Тренер может позволить себе сесть за круг и еще раз реально оценить, кто, как и чему научился за это время. Процедура происходит таким образом, что каждый по очереди является руководителем дискуссии о качествах члена группы, вышедшего за дверь. Показателем успешности работы лидера обсуждения является скорость обсуждения, отработка всех этапов ведения партнерской беседы, отшлифовка и адекватность выбранных свойств личности. При сборе «чемоданов» важно, чтобы плюсы уравновешивали минусы, качества назывались только такие, которые можно исправить, формулировки должны быть корректны.
Завершается тренинг высказыванием впечатлений, чувств и мыслей. Произносятся слова о пройденном пути каждым, и тренером в том числе. Тренинг закончен, и каждый получил столько, «сколько смог унести»...