Введение. Суховершина Ю. В. , тихомирова Е. П. , скоромная Ю. Е

Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е.

Тренинг коммуникативной компетенции. — Изд. 2-е. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2009. — 111с. — (Тренинги и практикумы).

ISBN 978-5-8291-1054-3 (Академический Проект)

ISBN 978-5-902357-85-8 (Фонд «Мир»)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА ИНФОРМАЦИОННЫХ КАНАЛОВ ОБЩАЮЩИХСЯ

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПАРТНЕРОВ

2.1. Типы личности в нейролингвистическом программировании

2.2. Типы личности в психогеометрическом подходе

ГЛАВА 3. ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

ГЛАВА 4. РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА РАСКРЫТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБЩАЮЩИХСЯ

ГЛАВА 5. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СВОЕГО И ПАРТНЕРОВ

5.1. Управление собственным эмоциональным состоянием

5.2. Управление эмоциональным состоянием партнеров по общению

ГЛАВА 6. РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ

ГЛАВА 7. ОБУЧЕНИЕ НАВЫКУ ВЫЯВЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

Мы рассматриваем коммуникативную компетентность как совокупность коммуникативных способностей, уме­ний и знаний, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения.

Основная цель тренинговых занятий — развитие ком­муникативной компетенции, так как на их основе происхо­дит овладение специальными навыками делового общения.

Универсальные коммуникативные навыки обеспечива­ют психологическое взаимодействие людей в процессе дви­жения к общей цели. Они являются общечеловеческой цен­ностью и поэтому позволяют наладить, сохранить и раз­вить взаимодействие даже в тех ситуациях, когда оно, казалось бы, обречено на неэффективность.

Эффективность коммуникации зависит от следующих факторов:

а) коммуникативных способностей (развития пра­вильного использования средств коммуникации, культу­ры речи, умения задавать вопросы и оценивать ответы и др.), эмпатия, понимания;

б) способности осознавать и преодолевать коммуни­кативные барьеры.

Цель тренинга: повышение коммуникативной компе­тенции.

Задачи:

Обучение:

• анализу и прогнозированию поведения партнеров;

• навыкам установления делового контакта;

• навыкам эффективного общения. Развитие:

• навыка коррекции эмоционального состояния партнера;

• навыка целеполагания и планирования.

Ведущий может строить тренинг либо последовательно, в соответствии с предложенным в сборнике материалом, либо уделять больше внимания развитию отдельных умений и навыков. Желательно первое тренинговое занятие начи­нать с информирования участников тренинга о принципах и правилах работы в группе и совместного принятия их.

Такими групповыми правилами являются:

1. Правило равноценности. Нет статусных различий, иерархии, сложившиеся в группе, субординации. Каж­дый несет ответственность как за свои решения, так и за групповые.

2. Правило активности. От активности каждого члена группы выигрывают все.

3. Правило искренности. Каждый говорит то, что думает, а не то, что (по его мнению) от него ждут, при этом меру доверительности устанавливает сам.

4. Обсуждению подлежит только то, что происходит «здесь и сейчас».

5. Правило конфиденциальности. Информация, обсужда­емая в группе и касающаяся «личных» жизненных ис­торий каждого, не выносится за пределы круга.

6. Правило конструктивной обратной связи. Говорить о поведении, а не о личности. Анализ поведения детали­зировать по эпизодам, а не обобщать недифференциро­ванно.

Соблюдение этих норм (правил) необходимо для дости­жения цели тренинга и создания комфортной психологи­ческой атмосферы.

Каждый тренинговый день включает в себя следующие этапы:

1. Разминочный — подготовка и «разогрев» участников группы для эффективной работы.

2. Основной — информирование о развиваемых умениях и навыках, и собственно упражнения, направленные на обучение, формирование и развитие данных качеств. На этом этапе упражнения и деловые игры заканчива­ются, как правило, обсуждением и рефлексией.

3. Заключительный — подведение итогов занятия (выс­казывание участников о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и пред­ложения ведущему). Резюме ведущего. Прощание. Целесообразно чередовать основные упражнения с пси­хогимнастическими для активизации работы, либо для психологической и эмоциональной разрядки после основ­ных упражнений.

Последний тренинговый день желательно завершить обсуждением, выполняя процедуру «упаковки чемоданов», требующим осознания успешности пройденного пути и того, что многому надо еще учиться. Тренер может позво­лить себе сесть за круг и еще раз реально оценить, кто, как и чему научился за это время. Процедура происходит та­ким образом, что каждый по очереди является руководи­телем дискуссии о качествах члена группы, вышедшего за дверь. Показателем успешности работы лидера обсуж­дения является скорость обсуждения, отработка всех эта­пов ведения партнерской беседы, отшлифовка и адекват­ность выбранных свойств личности. При сборе «чемода­нов» важно, чтобы плюсы уравновешивали минусы, качества назывались только такие, которые можно испра­вить, формулировки должны быть корректны.

Завершается тренинг высказыванием впечатлений, чувств и мыслей. Произносятся слова о пройденном пути каждым, и тренером в том числе. Тренинг закончен, и каж­дый получил столько, «сколько смог унести»...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: