double arrow

Государственно-политическое развитие

Конституция Российской Федерации. С конца 1993 г. обновленное Российское государство вступило в новую фазу своего развития. Принятая 12 декабря 1993 г. на Всероссийском референдуме пятая в истории страны Конституция Российской Федерации провозгласила формирование новой системы государственно-политического устройства, подведя черту под советским периодом истории России. Конституция РФ является документом переходного периода. В обществе еще не сложились основные социальные механизмы, которые бы соответствовали условиям развивающегося и укореняющегося рынка, не завершился процесс формирования общественно-политических групп и партий. Новый Основной Закон стал выражением определенного компромисса между организацией власти и неструктурированным обществом.

Вся полнота государственной власти в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, имеющим чрезвычайно широкие полномочия, совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент—Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и судебной власти, действующих самостоятельно. Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя России. Президент, как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; он же является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России. Президент назначает с согласия нижней палаты парламента — Государственной Думы — Председателя Правительства РФ, а также его заместителей и федеральных министров, принимает решение об отставке Правительства. Представляет Думе кандидатуру Председателя Центрального банка РФ, а также кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, кандидатуру Генерального прокурора России. В полномочия Президента входит формирование Совета Безопасности, Администрации Президента РФ, назначение и освобождение полномочных представителей Президента и высшего командования Вооруженных Сил. Президент России имеет право распускать Думу и назначать новые выборы в случае троекратного отклонения Думой предложенной Президентом кандидатуры на пост премьер-министра. Президент РФ избирается сроком на 4 года. Отрешение его от должности, хотя и предусмотрено Конституцией, но весьма сложно, поскольку конкретный механизм этой процедуры не отработан. Вместе с тем само декларирование такого положения Конституции уже не позволяет сделать власть Президента абсолютной.

Нижняя палата Федерального Собрания — Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на срок 4 года. Депутаты работают в парламенте на постоянной основе.

В отличие от нижней палаты, Совет Федерации — верхняя палата парламента —формируется из представителей субъектов Федерации (по одному от законодательной и исполнительной власти).

Впервые в истории России в Основном Законе содержатся гарантии прав и свобод человека, а также механизм их защиты, соответствующий общепринятым мировым правовым нормам. В Конституции провозглашается право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать сферу деятельности и профессию, вступать в трудовые споры, включая такую их форму, как забастовка. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина — обязанностью государства.

Воздействие Федерального Собрания на возглавляемую Президентом исполнительную власть определяется, прежде всего, закрепленным в Конституции обязательным одобрением обеими его палатами государственного бюджета и утверждением представляемых Президентом кандидатур на высшие государственные посты. Однако на протяжении 1994—1997 гг. реальное политическое воздействие и влияние нижней палаты российского парламента было значительно шире закрепленных за ней конституционных возможностей. Так, с начала 1994 г., в связи с тем, что радикальная часть депутатского корпуса V Государственной Думы (считая с момента появления в России этого института в 1906 г.) была в оппозиции к правительственному курсу, постепенно происходила его корректировка. В официальных документах и заявлениях Правительства все более четко прослеживалось смещение акцентов в сторону умеренности и постепенности проводимых широкомасштабных социально-экономических преобразований. Одновременно с этим Президент и его ближайшие советники стали уделять все большее внимание проблемам укрепления национального единства и повышению роли федеральных структур в системе государственного управления. В рамках осуществления данного курса Президент России в феврале 1994 г. выдвинул инициативу о достижении общественного согласия, первым шагом к которому явилось предложение о проведении амнистии. Однако депутаты V Думы расширили понимание идеи общественного согласия, приняв 23 февраля 1994 г. постановление о политической амнистии и прекращении уголовных дел в отношении участников событий 19 —21 августа 1991 г., 1 мая и 24 сентября—4 октября 1993 г. Это постановление немедленно было реализовано Генеральной прокуратурой РФ.

Следующим шагом в установлении диалога между ветвями исполнительной и законодательной власти явилась подготовка и подписание 28 апреля 1994 г. Договора об общественном согласии. Его участниками стали представители федеральных органов власти, субъектов Федерации, руководители политических партий, общественных движений и других организаций.

Вместе с тем события, происходящие после принятия Основного Закона РФ в стране, со всей очевидностью демонстрируют, что созданная правовая основа российской государственности еще далеко не разрешила всех проблем, стоящих на пути ее развития. В связи с этим, в качестве средства разрешения противоречий между интересами федеральных властей и руководством регионов, возникла необходимость разработки и заключения двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и о взаимном делегировании полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Федерации. Первым такого рода документом стал договор между федеральными властями и Татарстаном, подписанный 15 февраля 1994 г. Такая форма укрепления федеративных отношений и развития принципов федерализма российской государственности была признана наиболее оптимальной. Поэтому вслед за Татарстаном подобные договоры были заключены и заключаются со всеми другими субъектами Федерации. Но вместе с тем несмотря на все успехи в юридическом оформлении отношений между Центром и российскими регионами,до сих пор руководству Российской Федерации не удалось найти оптимального политического решения в вопросе о статусе Чеченской республики Ичкерии, формально являющейся субъектом Федерации, но фактически ставшей «самопровозглашенным» государством на территории России.

Чеченский кризис. Острейшей проблемой государственно-политического развития Российской Федерации в 1994 — 1997 гг. являлась проблема урегулирования чеченского кризиса. Еще осенью 1991 г. накануне распада Союза ССР на территории бывшей Чечено-Ингушской республики оформилась Чеченская республика Ичкерия, во главе которой в результате государственного переворота в сентябре 1991 г. встал бывший генерал Советской Армии, лидер Общенационального конгресса чеченского народа (ОКЧН) Джохар Дудаев. Он провозгласил важнейшей задачей своей политики выход Чечни из состава России. Избранный по инициативе Исполкома ОКЧН на пост президента Чеченской республики (27 октября 1991 г.) Дудаев подписал указ, провозгласивший Ичкерию суверенным государством. Ответной мерой руководства России стал указ Президента от 7 ноября 1991 г. о введении чрезвычайного положения на территории Чечни. Однако Верховный Совет РСФСР этот указ не утвердил, в целом резко ослабив конституционную легитимность деятельности федеральных властей в этом регионе. Более того, Дудаев на протяжении последующих двух лет сформировал на территории республики режим личной власти, демонстративно не признавая действие в Чечне российского законодательства и уклоняясь от урегулирования отношений между федеральным центром и Грозным. Между тем, Чечня официально рассматривалась российским руководством как полноправный субъект Федерации, ее неотъемлемая составная часть. Соответственно, из федерального бюджета регулярно выделялись значительные средства на обеспечение функционирования как производственной, так и социальной сфер экономики Чеченской республики, в то время как Чечня с 1992 г. полностью прекратила все выплаты в федеральный бюджет. Помимо этого, на территории республики после расформирования частей бывшей Советской Армии скопилось немалое количество военной техники и вооружения, которые были использованы Дудаевым для создания собственных вооруженных формирований. Это явилось опасным дестабилизирующим фактором для развития политического урегулирования на Кавказе, охваченном межэтническими конфликтами.

Попытки проведения полномасштабных переговоров между Москвой и Грозным наталкивались на бескомпромиссную позицию Дудаева, требовавшего безоговорочного признания государственной независимости Чечни. В этой ситуации федеральное руководство осуществляло непоследовательную политику, то пытаясь наладить отношения с президентом Дудаевым, то поддерживая оппозиционные ему силы, что объяснялось неконсолидированностыо политической элиты в Москве, противоречиями между исполнительной и законодательной ветвями власти.

В итоге за годы осуществления своего фактического «суверенитета» Чечня превратилась в один из наиболее опасных криминогенных регионов России. Постепенно на территории Чечни разгорался вооруженный конфликт между отрядами вооруженных сил Дудаева и формированиями чеченской оппозиции — Временного высшего совета У. Автурханова, поддерживаемого федеральным руководством. Летом 1994 г. политическая и военная конфронтация в Чечне достигла своего апогея. В ходе вооруженных действий на территории республики на стороне антидудаевской оппозиции приняли участие и российские «добровольцы» (откомандированные из состава частей ВС РФ). В рамках «скрытого» наступления на «суверенную» Ичкерию проводились налеты российской военной авиации, наносившей бомбовые удары повоенным объектам дудаевских формирований.

Резкое обострение чеченского кризиса было связано с захватом дудаевцами в плен 26 ноября 1994 г. группы российских танкистов, участвовавших в неудачном штурме Грозного. Для решения проблемы выдачи военнопленных в начале декабря министр обороны П.С. Грачев по рекомендации Совета Безопасности РФ начал официальные переговоры с Д. Дудаевым. Но они не привели к урегулированию взаимоотношений России с Чеченской республикой.

В результате в политическом руководстве России возобладал силовой подход к решению чеченской проблемы. Накануне очередного раунда российско-чеченских переговоров, в соответствии с секретными указами Президента РФ и постановлением Правительства России «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности РФ, законности прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и прилегающих к ней районов Северного Кавказа», 10 декабря 1994 г. в Чечню была введена группировка федеральных войск. Как было объявлено, целью данной военной операции являлись блокада Грозного, разоружение боевиков и восстановление на территории республики конституционного строя и правопорядка.

Однако предпринятая федеральным руководством крупномасштабная военная акция не принесла ожидаемых результатов. Вместо разоружения российские войска втянулись в затяжные кровопролитные боевые действия, и лишь к концу февраля 1995 г. им удалось очистить столицу Чечни от отрядов боевиков Дудаева. Грозный был превращен в груду развалин, а мирное население, оказавшееся в зоне боевых действий, осталось без крова и средств к существованию. Для налаживания мирной жизни в Грозном и районах, занятых федеральными войсками, в декабре 1994 г. было объявлено о создании правительства «национального возрождения» ЧР во главе с С. Хаджиевым. В 1995 г. в рамках восстановления разрушенной за годы правления Дудаева экономики республики из федерального бюждета были выделены значительные финансовые средства. В середине 1995 г. официально было объявлено о прекращении военной операции федеральных войск в Чечне, а окончательная стабилизация положения возложена на силы МВД РФ.

Проведение в Чечне военной акции с самого начала внесло раскол в общественно-политическое движение России. Против действий Президента и Правительства выступили уполномоченный по правам человека при Президенте РФ и Госдуме С.А. Ковалев (известный правозащитник), а также лидер партии ДВР Е.Т. Гайдар. Их позиция нашла поддержку ведущих международных организаций, таких как Европарламент и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В России началось антивоенное движение, в котором приняли участие самые различные политические и общественные организации, например, движение «Солдатские матери» и др.

Таким образом, Президент и Правительство оказались в весьма сложной политической ситуации. Несмотря на то, что Грозный и большая часть территории Чечни формально находились под контролем федеральных войск, вооруженные силы Дудаева продолжали сопротивление, пользуясь растущей поддержкой местного населения. Фактически военная акция по «умиротворению» Чечни переросла в гражданскую войну за национальную независимость. В итоге проведение этой военной кампании обернулось не только огромными материальными затратами, тяжким бременем легшими на и без того ослабленную российскую экономику, но и значительными человеческими жертвами как среди военных, так и среди мирного населения.

Поворотным пунктом в ходе «чеченской войны» стала трагедия в г. Буденновске на Ставрополье, свидетельствовавшая о переходе режима Дудаева к тактике террористических актов. В июне 1995 г. отряд чеченских боевиков во главе с Ш. Басаевым осуществил фактический захват города и затем удерживал в заложниках почти 2 тыс. мирных жителей в здании местной больницы. После неудачного штурма здания больницы и переговоров с террористами заложники были освобождены, а отряд Басаева получил возможность свободно вернуться в Чечню.

Драма в Буденновске стоила жизни более 100 ни в чем не повинным россиянам. Эти события подтолкнули российское руководство к началу переговоров с Грозным. В ходе переговоров в Грозном при посредничестве ОБСЕ был достигнут ряд соглашений по военному блоку вопросов, но в политическом отношении чеченский кризис так и не был разрешен. Более того, после избрания Д. Завгаева главой Чеченской республики вооруженная конфронтация вновь обострилась. В декабре 1995 г. федеральным войскам пришлось проводить операцию по очищению от боевиков Дудаева г. Гудермеса, захваченного ими, а в январе 1996 г. произошел «рецидив» Буденновской трагедии: боевики С. Радуева захватили больницу в дагестанском городе Кизляре. С захваченными заложниками они затем укрепились в селе Первомайское на границе с Чечней, а операция федеральных сил по освобождению заложников вновь привела к человеческим жертвам — и среди военнослужащих, и среди мирных жителей.

В результате чеченский кризис обрел некий алгоритм своего развития: попытки урегулировать его в ходе переговоров чередовались с военными действиями и террористическими акциями, превращая регион в очаг незатухающего межнационального конфликта на территории России. Чечня стала той болевой точкой, которая несла в себе угрозу целостности Российской Федерации.

В связи с постоянной вооруженной борьбой, по оценке экспертов, к началу 1996 г. Чечню покинуло свыше 600 тыс. человек вынужденных переселенцев и беженцев.

В ходе развернувшейся в России весной 1996 г. кампании по выборам Президента скорейшее урегулирование кризиса в Чечне стало важнейшей политической задачей руководства страны. Ситуация —«ни мира, ни войны»,— сложившаяся на Северном Кавказе, не устраивала ни федеральные власти, ни лидеров вооруженной чеченской оппозиции.

В рамках предвыборных мероприятий Б. Н. Ельцин 31 марта 1996 г. обнародовал президентский план «умиротворения» Чечни, предусматривавший поэтапный вывод федеральных войск и установление в республике гражданского управления. Однако в процессе реализации плана Президента, при выводе из Чечни 245-го полка Московского военного округа, колонна федеральных войск 16 апреля 1996 г. попала в засаду в Шатойском ущелье и была разгромлена. После этой трагедии вооруженная борьба на территории Чечни вновь обострилась. В конце апреля при загадочных обстоятельствах погиб первый президент самопровозглашенной Ичкерии генерал Д. Дудаев. Исполнять его обязанности стая вице-президент 3. Яндарбиев, известный своими радикальными взглядами. И все-таки, несмотря на «непримиримость» оппозиционного руководства Ичкерии, в мае 1996 г. по инициативе Кремля возобновился политический диалог с лидерами вооруженной оппозиции. По итогам переговоров 27 мая в Кремле в присутствии Б. Н. Ельцина, В. С. Черномырдин и 3. Яндарбиев подписали соглашение о прекращении огня и перемирии с 1 июня 1996 г. Более того, пока чеченская делегация находилась в Москве, Президент России прилетел в Грозный, где выступил перед находившимися там военнослужащими федеральных войск, а также подписал указ о поэтапном переходе комплектования ВС России на контрактной основе.

Казалось, что мирный процесс в Чечне наконец-то обрел необратимый характер. Но вскоре стало очевидно, что миролюбие обеих сторон имело в большей степени пропагандистский оттенок. Сразу же после избрания Б. Ельцина на второй президентский срок вооруженная чеченская оппозиция вновь активизировалась. С 8 августа 1996 г., в соответствии с ранее разработанным планом командования оппозиции, отряды ее боевиков атаковали Грозный, Гудермес и Аргун. В ходе завязавшихся кровопролитных боев федеральные войска вынуждены были оставить столицу Чечни, понеся значительные потери.

С середины августа по поручению Президента РФ секретарь Совета Безопасности А. И. Лебедь начал переговоры с начальником штаба войск Ичкерии А. Масхадовым. Итогом явилось заключение 31 августа 1996 г. Хасавюртских соглашений о мире в Чечне, которые предусматривали полное прекращение боевых действий, окончательный вывод федеральных войск с территории республики до 1 января 1997 г. и проведение свободных выборов президента Ичкерии. Вопрос о полном государственном суверенитете Чечни, на котором настаивали сепаратисты, был отложен до 2002 г. В ходе обсуждения этих соглашений в Государственной Думе в начале октября 1996 г. были оглашены цифры людских потерь в период чеченского кризиса: от 80 до 100 тыс. человек, причем большая часть погибших — мирные жители. По официальным данным общие потери федеральных войск составили около 25 тыс. человек.

По итогам выборов, состоявшихся в Чечне в конце января 1997 г., президентом республики стал А. Масхадов, сформировавший новый состав чеченского руководства, в основном из полевых командиров (В. Арсанов, Ш. Басаев, А. Закаев, М. Удугов и др.). С этого момента начались политические переговоры, которые со стороны федерального руководства возглавили секретарь СБ РФ И. П. Рыбкин и его заместитель Б. А. Березовский. Чеченскими лидерами был остро поставлен вопрос о статусе республики и восстановлении ее разрушенной войной экономики.

12 мая 1997 г. в Кремле состоялась первая встреча президентов России и Чечни, на которой был подписан договор о мире и основах отношений между Российской Федерацией и Чеченской республикой.

На фоне достигнутых и реализуемых договоренностей о финансировании Чечни как субъекта Федерации, восстановлении ее народного хозяйства, возобновлении эксплуатации трубопровода для прокачки ранней каспийской нефти из Азербайджана, руководство республики активизировало нажим на Москву с целью добиться уступок в обретении «подлинной независимости» исламской республики Ичкерии. Этой же задаче подчинена деятельность Грозного на международной арене, интенсивные контакты администрации Масхадова со странами исламского мира. Однако до сих пор суверенитет Ичкерии не подтвержден ни одним из государств мирового сообщества.

Парламентские выборы1995 г. В разгар вооруженной борьбы федеральных сил с чеченским сепаратизмом была проведена избирательная кампания и состоялись выборы нового российского парламента, под знаком которых происходило все политическое развитие страны во второй половине 1995 г. Еще в период подготовки к выборам в июне 1995 г. была сформирована так называемая «партия власти» —избирательное объединение «Наш дом — Россия», возглавляемое Председателем Правительства РФ В. В.С. Черномырдиным. Это движение, сразу же предъявившее претензии на звание «центристского», должно было, по мысли организаторов, стать важнейшим элементом стабильности в новой политической системе российской государственности и гарантом необратимо курса на дальнейшие рыночные преобразования в стране. Однако сложное социально-экономическое положение, ухудшившееся в результате чеченского кризиса, не способствовало консолидации всех общественных сил вокруг представленной в этом объединении правящей элиты. Образование «партии власти» способствовало в итоге лишь дроблению сил в либерально-демократическом лагере. Каждый из наиболее известных политических деятелей страны в преддверии выборов в Государственную Думу стремился создать собственный политический блок или объединение.

Накануне осенних выборов в российский парламент в 1995 г. было сформировано около 50 партий, движений и блоков, объединивших до 250 различных политических организаций самой различной ориентации. Отражением неспособности найти компромисс между личностными и групповыми интересами российской политической элиты явилась регистрация для участия в выборах 43 избирательных блоков и партий. На фоне обилия избирательных объединений, отличавшихся не столько программными положениями, сколько именами участников, выделялась наиболее разветвленная и организованная структура Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) во главе с председателем Г.А. Зюгановым. Она взяла на вооружение политическую программу, стержнем которой являлась жесткая критика политического режима Б. Н. Ельцина и его «антинародного курса». Другой организационно сплоченной и финансово обеспеченной силой выступила на выборах Либерально-демократическая партия В. В. Жириновского.

В соответствии с Законом о выборах, установившим 5%-й барьер для проведения избирательными блоками своих депутатов по федеральному списку, убедительную победу в ходе проведенных 17 декабря 1995г. выборов в VI Государственную Думу одержала КПРФ, набравшая около 22% голосов избирателей. На втором месте оказалась ЛДПР (около 11%), а третье заняло движение «Наш дом - Россия» (около 10%). Оппозиционно настроенное демократическое крыло электората поддержало объединение «Яблоко», возглавляемое Г. А. Явлинским и В. П. Лукиным (около 7%). По одномандатным округам предпочтение избирателей и их симпатии распределились примерно так же: КПРФ получила 53 мандата, НДР — 10, «Яблоко» — 14. Часть известных политических деятелей — лидеров избирательных объединений, не перешагнувших 5%-й барьер, прошли в Думу также по одномандатным округам.

Сокрушительное поражение на парламентских выборах 1995 г. потерпели лидеры V Думы —и, прежде всего, «Демократический выбор России» во главе с Е. Т. Гайдаром (хотя по одномандатным округам ДВР получил 10 мест).

Расстановка сил в VI Государственной Думе отразилась в избрании на пост ее Председателя представителя КПРФ Г. Н. Селезнева. Во главе вновь сформированного Совета Федерации встал губернатор Орловской области, бывший член Политбюро ЦК КПСС Е. С. Строев.

Итоги парламентских выборов 1995 г. отразили глубокое противоречие между жесткой политикой экономических реформ, проводимой администрацией Б. Н. Ельцина, и нарастающим противодействием социальным последствиям этой политики в российском обществе.

Президентские выборы 1996 г. Выборы в VI Государственную Думу изначально рассматривались как проба политических сил накануне главного события 1996 г. —выборов главы российского государства. Уже к началу года ведущие политические деятели — лидеры парламентских фракций Г. А. Зюганов, Г. А. Явлинский, В. В. Жириновский и отставной генерал А. И. Лебедь, получивший известность как «умиротворитель» кризиса в Приднестровье, а затем один из лидеров предвыборного объединения «Конгресс русских общин», официально заявили о выдвижении своих кандидатур на президентских выборах. 15 февраля 1996 г. о своем намерении участвовать в переизбрании на второй срок объявил, прибыв специально для этого в родной Екатеринбург, Б. Н. Ельцин. Помимо этих основных претендентов на пост Президента, в качестве кандидатов зарегистрировались первый и последний Президент СССР М. С. Горбачев, известный общественный деятель, бывший спортсмен Ю. П. Власов, вице-президент фонда «Реформа» М. Л. Шаккум, а также крупный предприниматель В. А. Брынцалов. Кроме того, в качестве кандидата на пост Президента был зарегистрирован А. М. Тулеев — один из лидеров КПРФ, но он накануне выборов снял свою кандидатуру, призвав своих сторонников голосовать за Зюганова.

Зима и весна 1996 г. в политической жизни России ознаменовались беспрецедентной агитационной кампанией в поддержку Б.Н. Ельцина и проводимого им курса радикальных преобразований. Избиратели поставлены были перед выбором: либо построение новой России на демократических основах, либо возврат в мрачное тоталитарное прошлое, которое прочно увязывалось с «советской действительностью» и властью Коммунистической партии. Второй вариант развития новейшей российской истории ассоциировался с возможной победой на выборах лидера КПРФ Г. А. Зюганова.

В первом туре выборов, состоявшихся 16 июня, большинство голосов избирателей было отдано за Ельцина, Зюганова и Лебедя. Вскоре после этого А. И. Лебедь был назначен на должность секретаря Совета Безопасности РФ и помощника Президента по национальной безопасности. На прошедшем 3 июля втором туре выборов убедительную победу одержал Б. Н. Ельцин, за которого проголосовали 53,8% избирателей, или около 37% от общего списка имеющих право голоса россиян. Таким образом, более трети наших сограждан выступили за поддержку проводимого курса социально экономических реформ.

9 августа 1996 г. состоялась необычайно торжественная, впервые проводимая в России церемония инаугурации — вступления в должность Президента Б. Н. Ельцина. Избирание его на второй президентский срок, до 2000 г., давало реальные шансы довести до конца начатое в 1992 г. реформирование социально-экономической структуры нашего общества, сделать этот процесс необратимым. Уже 10 августа 1996 г. Государственная Дума утвердила на пост Председателя Правительства Российской Федерации В. С. Черномырдина, который через пять дней огласил состав нового кабинета. Тогда же главой Администрации Президента был назначен А. Б Чубайс, руководитель предвыборного штаба Ельцина, теоретик и практик приватизации в России.

Однако начало нового президентского срока Б. Н. Ельцина — осень 1996—зима 1997 г.—ознаменовалось вынужденной «паузой» в политической жизни страны, вызванной продолжительной болезнью Президента, которая, в силу особенностей политической системы современной России, стала важным фактором, оказавшим серьезное влияние на развитие всего общества. Возвращение Президента к полноценной работе в конце февраля 1997 г. внесло коррективы в структуру политической элиты и проводимые ею социально-экономические преобразования. В марте 1997 г. по инициативе Ельцина были произведены значительные изменения в составе Правительства РФ. Первыми заместителями премьер-министра были назначены «молодые реформаторы» А. Б. Чубайс и губернатор Нижегородской области Б. Е. Немцов. В рамках укрепления дисциплины и ответственности руководителей министерств и ведомств и других высших чиновников была развернута кампания по борьбе с коррупцией и взяточничеством, приуроченная к сроку подачи налоговых деклараций о доходах физических лиц. Сведения о доходах ведущих государственных и политических деятелей за 1996 г. были опубликованы в печати. Это, в свою очередь, стало предпосылкой для начала «войны компроматов», развернувшейся летом и осенью 1997 г. Она продемонстрировала, что средства массовой информации в современной России превратились в «четвертую власть», реальную составляющую политической системы нашей страны, формирующую общественное мнение. «Война компроматов» отразила глубинные процессы, происходящие в социально-экономической сфере и определяемые ходом приватизации базовых отраслей российской экономики. Другим важнейшим событием политической жизни страны после президентских выборов стали выборы глав субъектов Федерации. Их успешное проведение способствует дальнейшему укреплению исполнительной власти в регионах, что объективно цементирует политическую систему российского федерализма.

22. 2. Социально-экономическое развитие. Последствия «шокотерапии».

Итоги рыночных преобразований в России по методам «шокотерапии», проведенных в 1992—1993 гг. «командой» Е. Т. Гайдара, показали их внутреннюю противоречивость и утопичность. Монетаристские концепции подхода к реформированию российской экономики и рецепты макроэкономической стабилизации, своеобразное «насаждение сверху» рыночных механизмов, отразили радикально-либеральные «мечтания» российских демократов, которые не учитывали вызываемого реформами социального напряжения в обществе. Структурная перестройка экономики и массовая чековая, а затем и денежная приватизация не привели к созданию «среднего класса» — слоя собственников-акционеров. Напротив, политика Правительства в сфере экономики вылилась в произвол чиновничества, «директорскую» приватизацию, разгул организованной преступности, ставшей неотъемлемой частью российской действительности.

Социальные последствия экономической политики обеспечили популярность и успех лозунгам оппозиции, стимулировали поиски новых, более умеренных вариантов проведения реформ. Важнейшими тенденциями в развитии экономики России в 1994— 1997гг. оставались попытки стабилизации уровня неуклонно падавшего промышленного производства, ликвидации бюджетного дефицита и окончательного обуздания инфляции, а также выравнивание доходов россиян по отраслям, регионам и различным социальным группам. Приоритетной задачей Правительства являлось проведение жесткой финансовой дисциплины и сокращение бюджетных расходов. Одной из сложнейших проблем на фоне несовершенства налоговой системы и нехватки бюджетных средств стали хронические невыплаты заработной платы и пенсий, задолженности государства по которым достигли в большинстве российских регионов огромных размеров.

Важнейшим источником государственных доходов было признано привлечение средств от реализации программы приватизации. Осенью 1996 г. была развернута кампания по проведению залоговых аукционов — продажа государственного пакета акций крупнейших промышленных предприятий страны во временное управление частным компаниям, обладающим финансовыми ресурсами, на конкурсной основе. Наибольший резонанс, в том числе и политический, имел аукцион по передаче в доверительное управление государственного пакета акций РАО «Норильский никель». Летом 1997 г. аукцион по «Связьинвесту» окончательно выявил противоречия в интересах ведущих финансово-промышленных групп, сформировавшихся и окрепших в процессе реструктуризации российской экономики. Отметим, что радикальные экономические реформы, последовательно проводимые в стране с 1992 г., имеют результатом необратимость формирования рыночных отношений. К настоящему времени доля частного сектора в производстве валового внутреннего продукта (ВВП) составляет около 80%. (В 1992 г. эта цифра составляла около 50%.) Это обстоятельство позволяет сделать вывод о доминировании частного капитала в экономике России.

По мнению большинства экспертов, экономика России к концу 1997 г. прошла стадию затяжного структурного кризиса. Большинство показателей на макроэкономическом уровне по итогам года свидетельствует о тенденции к некоторой стабилизации промышленного производства. Впервые за последние семь лет в нашей стране объем произведенного ВВП, по сравнению с 1996 г., не сократился, а вырос на 0,2%. (При этом следует учитывать, что общий объем падения ВВП по сравнению с уровнем 1990 г. составил 55%.) 1997 г. был отмечен значительным снижением темпов инфляции, которая ограничилась 12,5% (в 1994г. —250%, 1995 г. —около 140%). Таким образом, Россия входит в полосу относительно стабильных, хотя и весьма высоких по мировым стандартам, цен. Одним из важнейших инструментов Правительства в достижении финансовой стабилизации является жестокое регулирование обменного курса российской валюты, установление так называемого «валютного коридора» — твердых рамок колебаний соотношения рубль —доллар США. Он был введен после обвального падения российского рубля в октябре 1994 г. («черный вторник»). Фиксированный обменный курс рубля обеспечивается значительными валютными запасами Центрального банка России, составившими в середине 1997 г. около 25 млрд. долл., а также золотым государственным запасом (около 380 т). Признанием стабильности рубля явилось заявление Правительства в августе 1997 г. о предстоящей с января 1998 г. деноминации денежных знаков в соотношении 1000:1. Результатом ее стало возвращение в денежное обращение традиционной денежной единицы — копейки. В 1997 г. впервые за много лет начало набирать обороты отечественное промышленное производство, объем которого к концу года составил уже около 1,5% —в среднем по добывающим и обрабатывающим отраслям.

Задачи экономической политики страны на 1998 г. определены среднесрочной правительственной программой до 2000 г. В основе установленных ориентиров структурной перестройки и экономического роста лежат параметры, определенные, прежде всего, денежно-кредитной политикой. В рамках осуществления общей макроэкономической стратегии в 1998 г. прирост ВВП составит около 1,5% к уровню 1997 г., а годовая инфляция снизится до 5—8%, что в среднем вдвое выше общемирового уровня инфляции в индустриально развитых странах. Одним из условий успешного развития российской экономики является создание благоприятного инвестиционного климата, который может быть обеспечен путем последовательного осуществления налоговой реформы (принятие нового налогового кодекса) и реструктуризации так называемых естественных монополий (типа РАО ЕЭС).

22. 3. Основные направления внешней политики России в 1994—1997гг.

Главными задачами России на международной арене в этот период являлись: гармонизация внешнеполитического курса страны с политикой ведущих индустриальных держав мира, повышение степени интегрированности России в мировую экономическую систему и ее активное участие в деятельности авторитетных международных организаций, укрепление лидирующих позиций России на постсоветском пространстве с ориентацией на более тесные и плодотворные двусторонние отношения со странами СНГ.

Россия и государства-участники СНГ. В 1994—1997 гг. важнейшей задачей Российской Федерации во внешнеполитической сфере, ее стратегическим приоритетом стало разрешение наиболее трудных и болезненных проблем в отношениях с новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве. В 1994 г. в рамках СНГ наметились объективные тенденции к большему экономическому и политическому сотрудничеству. Вместе с тем обострилась борьба за лидерство в интеграционных процессах между бывшими республиками Советского Союза. Так, президент Казахстана Н. Назарбаев предложил образовать Евразийский союз для более полной интегрированности государств содружества, что в перспективе может привести к образованию единого государства. Это свидетельствовало о претензиях Казахстана на лидерство в интеграционных процессах в рамках СНГ. Особую популярность в этот период приобрел тезис о «разноскоростной» и «разноуровневой» интеграции. В связи с этим главным направлением сотрудничества России со странами СНГ явилось налаживание двусторонних отношений, что было обусловлено неэффективностью и аморфностью структур СНГ в целом. В октябре 1994 г. на очередном саммите лидеров СНГ было принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета и о формировании Таможенного союза государств-участников Содружества. Наибольшей продвинутостью за все время существования СНГ отличались интеграционные процессы с начала 1996 г. В это время министром иностранных дел России был назначен опытный ученый-международник академик Е. М. Примаков, занимавший до этого должность руководителя Службы внешней разведки РФ. Тогда, в период набиравшей в России обороты кампании по выборам Президента, благодаря необычайно активной роли бессменного председателя Совета глав государств СНГ Б. Н. Ельцина, 29 марта 1996 г. был подписан четырехсторонний Договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях» между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией. В рамках этого Договора было принято решение о создании исполнительных органов «четверки», а 2 апреля в Москве был подписан Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России. Председателем Высшего совета Сообщества был утвержден президент Белоруссии А. Г. Лукашенко. Дата подписания договора была объявлена Днем единения народов России и Белорусии, что для большинства граждан обеих стран зримо демонстрировало возрождение славянского единства. А ровно через год российско-белорусское Сообщество было преобразовано в Союз Белоруссии и России. После всенародного обсуждения 23 мая 1997 г. был одобрен Устав Союза. В январе 1998 г. утвержден бюджет российско-белорусского Союза.

На фоне сближения братских славянских народов российско-украинские отношения из-за проблемы раздела Черноморского флота и статуса Севастополя продолжали оставаться крайне напряженными. И лишь после того как Россия пошла навстречу Украине в этих вопросах, в конце мая 1997 г. в Киеве было подписано соглашение о параметрах раздела Черноморского флота и принципах его пребывания и базирования в Севастополе. 31 мая 1997 г. состоялось подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Москвой и Киевом.

Значительными усилиями отмечена была в этот период политика России по укреплению безопасности в рамках СНГ и проведению миротворческих операций. Так, 21 июля 1994 г. состоялось подписание российско-молдавского соглашения при участии лидеров самопровозглашенной Приднестровской Молдавской республики о прекращении боевых действий в Приднестровье и разводе противоборствующих группировок. А 8 мая 1997 г. при гарантии России и Украины лидеры Молдавии и Приднестровья подписали в Москве Меморандум об основах нормализации отношений. При посредничестве России летом 1997 г. состоялись прямые переговоры лидеров Грузии и Абхазии в связи с урегулированием грузино-абхазского конфликта, а также прошло подписание Соглашения о прекращении боевых действий и формировании комиссии по национальному примирению в Таджикистане. Велико значение России в обеспечении охраны внешних границ СНГ, в том числе в Средней Азии.

К концу 1997 г. межгосударственными органами СНГ было подготовлено и подписано около 800 принципиальных межгосударственных документов, рекомендованных и принятых Советами глав государств и глав правительств стран Содружества. В рамках структур СНГ, помимо 10 уставных органов межгосударственного сотрудничества, действует около 60 отраслевых интеграционных структур. Однако эффективность принятых документов и созданных организаций довольно незначительна, поскольку абсолютное большинство межгосударственных актов носит рекомендательный характер. От того, насколько последовательно Россия в качестве главной интегрирующей силы будет действовать на постсоветском пространстве, зависит дальнейшая судьба СНГ. В то же время, и судьба России в мире зависит от того, какая модель налаживания экономического и политического сотрудничества в развитии Содружества будет принята за основу.

В отношениях нашего государства со странами дальнего зарубежья с конца 1993 г. политическое руководство РФ все чаще заявляет о России как о великой державе, которая имеет самостоятельные национальные и геополитические интересы на международной арене. Проявлением этой тенденции стало укрепление отношений России со странами Азии, и прежде всего Китаем, Индией, Южной Кореей, восстановление полноценных отношений с Вьетнамом, расширение контактов со странами Ближнего и Среднего Востока и даже с Латинской Америкой. Особенно заметным стал прогресс в укреплении взаимовыгодных отношений с ближайшими северными соседями, государствами Скандинавии. Укрепились позиции России в решении вопросов арабо-израильского урегулирования, а также в урегулировании балканского кризиса, куда Россия направила свой миротворческий контингент в составе сил ЕВРОФОРа. Важным шагом в усилении позиций нашей страны в связи с угрозой безопасности, которая исходит от планов расширения НАТО на Восток, стали решительные заявления российского руководства о необходимости формирования новой системы европейской безопасности вместо расширения старых структур периода «холодной войны». Поначалу, в 1994 г. руководство НАТО (по инициативе президента США Б. Клинтона) предложило России, как и другим бывшим республикам СССР и странам Восточной и Центральной Европы, присоединиться к программе «Партнерство во имя мира», ставшей компромиссом между позициями США и России. В этот же период, признавая геополитические изменения, произошедшие в Европе после распада советской державы и ликвидации Организации Варшавского Договора, Россия продолжала вывод своих войск из стран Центральной и Восточной Европы и государств Прибалтики. 31 августа 1994 г. в Берлине состоялась торжественная церемония вывода последних российских частей на родину.

Накануне Россия, как и другие страны СНГ (в июне 1994 г.) присоединилась к натовской программе «Партнерства». Однако уже к концу 1994 г. ситуация стала существенно меняться. Так, в декабре 1994 г. на Будапештском совещании ОБСЕ (преобразованной в СБСЕ) большинство европейских лидеров, несмотря на возражения российского руководства, выразили готовность принять бывшие страны «социалистического Содружества» в состав НАТО. В результате 1995—1996 гг. прошли под знаком острого политической диалога России с лидерами Запада по проблеме расширения НАТО на Восток. В итоге 27 мая 1997г. в Париже состоялось подписание договора об особом партнерстве нашей страны с НАТО. А в июле1997 г. на сессии Совета Североатлантического договора было принято принципиальное решение о присоединении Польши, Чехии и Венгрии к составу членов НАТО к весне 1999 г.

В связи с этим Россия предпринимает усилия для активизации своей политики на международной арене, которые позволили бы ей обеспечить собственную безопасность в новых условиях. В этих целях Б.Н. Ельцин летом 1997 г. предложил активизировать диалог об укреплении партнерства с Германией и Францией. В итоге в октябре 1997 г. на сессии Совета Европы (Россия была принята в состав этой организации в январе 1996 г.) Ельцин предложил создать некий Совет лидеров России, Франции и Германии—большую европейскую «тройку», к которой, возможно, присоединится и Великобритания. Таким образом, в 1996—1997 гг. внешняя политика России все более дистанцировалась от Вашингтона и на глобальном уровне происходила ее переориентация на роль ведущей евроазиатской державы, являющейся ключевым звеном в развитии новых отношений ведущих индустриальных государств Европы и Азии.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. М.,

Книжная палата, 1981.

2. Гаман - Голутвина О.В. Политические элиты России: Вехи исторической эволюции. М., 1998.

3. Гранкин И.В. Парламент России. 3-е изд., доп. М., 2001

4. Геополитическое положение России: представления и реальность. М., 2001.

5. Горянов С.Г., Егоров А.А. История России. Словарь-справочник. Москва, Зевс, 1997.

6. История России с древности до наших дней. Под ред. М.Н. Зуева. М,, высшая школа, 1998.

7. Исторический опыт трех российских революций. В 3-х кн. М., Просвещение, 1987.

8. Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций. М., 1993.

9. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996.

10. Политические партии России: теория и современность. М., 2001.

11. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., Наука, 1981.

12. Соловьев С.М. об истории Древней России. М., Просвещение, 1993.

13. Хозяйственные реформы в России (IX-XX вв.). Учебное пособие /Под ред. Романова А.Н., Марковой А.Н. М., ВЗФЭИ, 1993.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: