Упражнения. Упражнение «Индивидуальная минута»

Упражнение «Индивидуальная минута»

Цель:

• определение длительности индивидуальной минуты.

Группа разбивается на пары. Один из членов группы будет испытуемым, другой — экспериментатором. Зада­ча первого: считать от одного до шестидесяти равномер­но, так, чтобы каждая последующая цифра называлась че­рез одну секунду. Экспериментатор должен засечь с помощью секундомера время, которое понадобится испыту­емому на то, чтобы выполнить данное задание. Затем, уча­стники меняются ролями. Таким образом, все участники тренинга узнают, какова длительность их «индивидуаль­ной минуты».

Примечание: в среднем «индивидуальная минута» со­ставляет 58-62 секунды, однако ее длительность сильно варьируется как у разных людей, так и у одного и того же человека в связи с изменением общего состояния. При этом люди с высокими способностями к адаптации в усло­виях изменения внешней среды и высоких нагрузок (эмо­циональных и физических) умеют «растягивать» время. Их «индивидуальная минута» чаще превышает минуту физического времени, колеблясь в среднем в пределах 58-70 секунд, достигая изредка 80-85. Лица с низкими адап­тационными способностями ко всякого рода изменениям внешних условий и дополнительным нагрузкам чаще от­считывают «индивидуальную минуту» ускоренно, и зна­чения ее колеблются в среднем от 37 до 57 секунд.

Эту информацию предоставить участникам тренинга целесообразнее после того, как задание будет выполнено и каждый участник тренинга будет знать, какова длитель­ность его «индивидуальной минуты».

Затем следует провести обсуждение упражнения, при котором обратить внимание на чувства, которые испыты­вали участники, выполняя его, и то, каким образом, по их мнению, полученная ими информация может быть исполь­зована в жизни.

Упражнение «Развитие событий»

Цель:

• исследование различных типов ориентации во време­ни.

Вариант 1.

Участники группы располагаются по кругу. Каждый получает по листу бумаги. Всем участникам тренинга пред­лагается выполнить следующее задание: продолжить рас­сказ (развитие события) во времени, в прошлом, настоя­щем или будущем, по их выбору. Для работы могут быть предложены самые различные короткие предложения, на­пример: растет гриб. Затем предлагается разделиться по выбору времени на группы: те, кто выбрал описывать со­бытие в настоящем, будущем или прошлом времени. По желанию участников из каждой подгруппы получившие­ся рассказы могут быть прочитаны.

Вариант 2.

Всей группе предлагается продолжить данное предло­жение, развернуть во времени событие. Причем это мо­жет быть прошлое, настоящее или будущее время, по вы­бору участников тренинга. Для начала все должны рас­пределиться по группам, в зависимости от того, какое время им «ближе». Таким образом, должно образоваться три подгруппы: одна группа будет развивать события в про­шлом, другая — в настоящем и третья — в будущем. После распределения у всех подгрупп будет по 5 минут на сочи­нение своего рассказа. После этого, каждая подгруппа предоставляет свой рассказ всей группе. Начинать луч­ше с группы, выбравшей прошедшее время.

При обсуждении необходимо выяснить: в какой под­группе оказалось больше человек, с чем был связан их вы­бор, какие чувства они испытывали, описывая развития данного события.

Очень часто в обыденной жизни мы, объясняя поведе­ние того или иного человека, упоминаем о его темпера­менте. Каждый из нас что-то слышал или читал о четырех типах темперамента и, ориентируясь на их описание, до­вольно успешно определял конкретный его тип для себя и других.

Под темпераментом принимают определенное устой­чивое сочетание психодинамических свойств, проявляю­щихся в деятельности и поведении. Выделяют два основ­ных компонента темперамента: активность и эмоциональ­ность.

Активность поведения характеризует степень энергич­ности, стремительности, быстроты — или наоборот, мед­лительности, инертности; эмоциональность — особенно­сти протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (ра­дость, горе, страх, печаль, гнев и пр.).

Специфика общения определяется тем, что в его про­цессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные осо­бенности По форме взаимодействия можно судить о ком­муникативных умениях и чертах характера, а по специфи­ке организации речевого поведения не только об оощеи культуре и грамотности, но и о типе темперамента собе­седника Учитывая особенности, присущие каждому оп­ределенному типу, можно более уверенно выстраивать эффективную стратегию своего собственного поведения во взаимодействии.

Упражнение «Определение свойства темперамен­та по речевому поведению»

Цели:

• исследование особенностей невербального общения;

• развитие навыка выделения особенностей темперамен­та, наиболее резко выступающих в речевом поведении собеседника.

Участникам предлагается попробовать определить свойства темперамента у кого-нибудь из своих знако­мых.

Общение должно проходить в виде беседы на нейтраль­ную тему. Вы должны сосредоточить ваше внимание толь­ко на формальных аспектах его речевого поведения:

• перепады интонации;

• длительность высказываний;

• частота обращения к партнеру;

• легкость включения в разговор;

• переадресации;

• громкость голоса;

• плавность и легкость речи;

• быстрота реакции (ответов);

• паузы — остановки;

• эмоциональные характеристики;

• междометия;

• явные грамматические нарушения и новообразования. Обращайте также внимание на использование невер­бальных средств в процессе общения: жесты, мимика лица, положение головы, поза.

Речевое поведение — это важная информация о ком­муникативной стороне темперамента. Можно выделить следующие компоненты, его составляющие. Именно их степень выраженности и будут оценивать участники уп­ражнения:

1. Социальная эргичность.

а) Социальная пластичность.

б) Социальная активность (САК).

в) Социальный темп.

2. Социальная эмоциональность.

Социальная активность (САК) включает в себя следую­щие составляющие, которые можно оценить по степени выраженности: социальная эргичность, социальный темп, социальная пластичность.

Каждому участнику для облегчения задачи можно раз­дать карточки с написанными паттернами поведения, на которые нужно обратить внимание при общении. Необхо­димо отметить, каких проявлений больше наблюдается в речевом поведении собеседника.

Социальная эргичность

Низкие значения Высокие значения
Предпочитает отвечать кратко, не задает вопросы, в разговор включается с трудом, молчалив, речь тихая, монотонная, печальные интонации. Собеседник часто обращается к партнеру, легко включается в разговор, радостные интонации, громкая речь, длительные высказывания.
Дополнительные признаки: мимика отсутствует, губы сжаты, голова опущена, держится на расстоянии от партнера. Дополнительные признаки: живая мимика, часто улыба­ется, голова приподнята, держится близко к партнеру.

Социальный темп

Низкие значения Высокие значения
Много пауз, речь прерывиста, голос тихий. Плавная и легкая речь, редко или совсем отсутствуют паузы и остановки, голос громкий, говорит скороговоркой, проглатывает окончания.
Дополнительные признаки: мимика отсутствует. Дополнительные признаки: живая мимика, много движений руками.

Социальная эмоциональность (нейротизм) СЭМ

Низкие значения Высокие значения
Дополнительные признаки: голова приподнята, близкая дистанция с партнером. Дополнительные признаки: глаза бегают, руки дрожат, много движений, часто вертит головой, трет руками лицо, теребит руками мелкие предметы.
Голос спокойный, уверенный, преобладают радостные и приказные эмоциональные компоненты. Интонации резкие (падающие или восходящие), обилие отрицатель­ных эмоциональных компонентов (печали, гнева, страхов, грусти), обилие междометий, много шумовых эффектов (причмо­кивание, присвистывание и т.д.).

Учет темперамента оппонента при планировании обще­ния, во многом повысит его эффективность. Наиболее со­вместимыми на психофизиологическом уровне являются люди, у которых показатели темперамента имеют противо­положные значения (например, холерик — флегматик, сан­гвиник — меланхолик).Зная свой темперамент и учитывая темперамент оппонента, можно более или менее точно про­гнозировать его реакции на те или иные моменты общения.

СЭМ (нейротизм)

 
 


Меланхолик Холерик

САК(экстраверсия)

Флегматик Сангвиник


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: