Упражнение «Индивидуальная минута»
Цель:
• определение длительности индивидуальной минуты.
Группа разбивается на пары. Один из членов группы будет испытуемым, другой — экспериментатором. Задача первого: считать от одного до шестидесяти равномерно, так, чтобы каждая последующая цифра называлась через одну секунду. Экспериментатор должен засечь с помощью секундомера время, которое понадобится испытуемому на то, чтобы выполнить данное задание. Затем, участники меняются ролями. Таким образом, все участники тренинга узнают, какова длительность их «индивидуальной минуты».
Примечание: в среднем «индивидуальная минута» составляет 58-62 секунды, однако ее длительность сильно варьируется как у разных людей, так и у одного и того же человека в связи с изменением общего состояния. При этом люди с высокими способностями к адаптации в условиях изменения внешней среды и высоких нагрузок (эмоциональных и физических) умеют «растягивать» время. Их «индивидуальная минута» чаще превышает минуту физического времени, колеблясь в среднем в пределах 58-70 секунд, достигая изредка 80-85. Лица с низкими адаптационными способностями ко всякого рода изменениям внешних условий и дополнительным нагрузкам чаще отсчитывают «индивидуальную минуту» ускоренно, и значения ее колеблются в среднем от 37 до 57 секунд.
|
|
Эту информацию предоставить участникам тренинга целесообразнее после того, как задание будет выполнено и каждый участник тренинга будет знать, какова длительность его «индивидуальной минуты».
Затем следует провести обсуждение упражнения, при котором обратить внимание на чувства, которые испытывали участники, выполняя его, и то, каким образом, по их мнению, полученная ими информация может быть использована в жизни.
Упражнение «Развитие событий»
Цель:
• исследование различных типов ориентации во времени.
Вариант 1.
Участники группы располагаются по кругу. Каждый получает по листу бумаги. Всем участникам тренинга предлагается выполнить следующее задание: продолжить рассказ (развитие события) во времени, в прошлом, настоящем или будущем, по их выбору. Для работы могут быть предложены самые различные короткие предложения, например: растет гриб. Затем предлагается разделиться по выбору времени на группы: те, кто выбрал описывать событие в настоящем, будущем или прошлом времени. По желанию участников из каждой подгруппы получившиеся рассказы могут быть прочитаны.
Вариант 2.
Всей группе предлагается продолжить данное предложение, развернуть во времени событие. Причем это может быть прошлое, настоящее или будущее время, по выбору участников тренинга. Для начала все должны распределиться по группам, в зависимости от того, какое время им «ближе». Таким образом, должно образоваться три подгруппы: одна группа будет развивать события в прошлом, другая — в настоящем и третья — в будущем. После распределения у всех подгрупп будет по 5 минут на сочинение своего рассказа. После этого, каждая подгруппа предоставляет свой рассказ всей группе. Начинать лучше с группы, выбравшей прошедшее время.
|
|
При обсуждении необходимо выяснить: в какой подгруппе оказалось больше человек, с чем был связан их выбор, какие чувства они испытывали, описывая развития данного события.
Очень часто в обыденной жизни мы, объясняя поведение того или иного человека, упоминаем о его темпераменте. Каждый из нас что-то слышал или читал о четырех типах темперамента и, ориентируясь на их описание, довольно успешно определял конкретный его тип для себя и других.
Под темпераментом принимают определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении. Выделяют два основных компонента темперамента: активность и эмоциональность.
Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты — или наоборот, медлительности, инертности; эмоциональность — особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев и пр.).
Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности По форме взаимодействия можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера, а по специфике организации речевого поведения не только об оощеи культуре и грамотности, но и о типе темперамента собеседника Учитывая особенности, присущие каждому определенному типу, можно более уверенно выстраивать эффективную стратегию своего собственного поведения во взаимодействии.
Упражнение «Определение свойства темперамента по речевому поведению»
Цели:
• исследование особенностей невербального общения;
• развитие навыка выделения особенностей темперамента, наиболее резко выступающих в речевом поведении собеседника.
Участникам предлагается попробовать определить свойства темперамента у кого-нибудь из своих знакомых.
Общение должно проходить в виде беседы на нейтральную тему. Вы должны сосредоточить ваше внимание только на формальных аспектах его речевого поведения:
• перепады интонации;
• длительность высказываний;
• частота обращения к партнеру;
• легкость включения в разговор;
• переадресации;
• громкость голоса;
• плавность и легкость речи;
• быстрота реакции (ответов);
• паузы — остановки;
• эмоциональные характеристики;
• междометия;
• явные грамматические нарушения и новообразования. Обращайте также внимание на использование невербальных средств в процессе общения: жесты, мимика лица, положение головы, поза.
Речевое поведение — это важная информация о коммуникативной стороне темперамента. Можно выделить следующие компоненты, его составляющие. Именно их степень выраженности и будут оценивать участники упражнения:
1. Социальная эргичность.
а) Социальная пластичность.
б) Социальная активность (САК).
в) Социальный темп.
2. Социальная эмоциональность.
Социальная активность (САК) включает в себя следующие составляющие, которые можно оценить по степени выраженности: социальная эргичность, социальный темп, социальная пластичность.
Каждому участнику для облегчения задачи можно раздать карточки с написанными паттернами поведения, на которые нужно обратить внимание при общении. Необходимо отметить, каких проявлений больше наблюдается в речевом поведении собеседника.
|
|
Социальная эргичность
Низкие значения | Высокие значения |
Предпочитает отвечать кратко, не задает вопросы, в разговор включается с трудом, молчалив, речь тихая, монотонная, печальные интонации. | Собеседник часто обращается к партнеру, легко включается в разговор, радостные интонации, громкая речь, длительные высказывания. |
Дополнительные признаки: мимика отсутствует, губы сжаты, голова опущена, держится на расстоянии от партнера. | Дополнительные признаки: живая мимика, часто улыбается, голова приподнята, держится близко к партнеру. |
Социальный темп
Низкие значения | Высокие значения |
Много пауз, речь прерывиста, голос тихий. | Плавная и легкая речь, редко или совсем отсутствуют паузы и остановки, голос громкий, говорит скороговоркой, проглатывает окончания. |
Дополнительные признаки: мимика отсутствует. | Дополнительные признаки: живая мимика, много движений руками. |
Социальная эмоциональность (нейротизм) СЭМ
Низкие значения | Высокие значения |
Дополнительные признаки: голова приподнята, близкая дистанция с партнером. | Дополнительные признаки: глаза бегают, руки дрожат, много движений, часто вертит головой, трет руками лицо, теребит руками мелкие предметы. |
Голос спокойный, уверенный, преобладают радостные и приказные эмоциональные компоненты. | Интонации резкие (падающие или восходящие), обилие отрицательных эмоциональных компонентов (печали, гнева, страхов, грусти), обилие междометий, много шумовых эффектов (причмокивание, присвистывание и т.д.). |
Учет темперамента оппонента при планировании общения, во многом повысит его эффективность. Наиболее совместимыми на психофизиологическом уровне являются люди, у которых показатели темперамента имеют противоположные значения (например, холерик — флегматик, сангвиник — меланхолик).Зная свой темперамент и учитывая темперамент оппонента, можно более или менее точно прогнозировать его реакции на те или иные моменты общения.
|
|
СЭМ (нейротизм)
Меланхолик Холерик
САК(экстраверсия)
Флегматик Сангвиник