Расширение диапазона раскрытия коммуникативных способностей общающихся

Г.В. Олпорт описал восемь личностных качеств, кото­рые необходимо учитывать для того, чтобы хорошо разби­раться в людях:

1. Опыт.

2. Сходство (точнее описывают какую-то черту в другом человеке те, кто сами ей обладают).

3. Интеллект (чем выше интеллект, тем точнее оценка).

4. Глубокое понимание себя.

5. Отстраненность (кто хорошо разбирается в других, менее общительны).

6. Эстетические склонности (часто с необщительностью связаны эстетические склонности).

7. Социальный интеллект («социальный дар»).

8. Сложность (как правило, трудно понять того, кто слож­нее и тоньше нас самих).

Кроме того, наблюдая за поведением собеседников, можно выделить несколько наиболее распространенных психологических типов. Это позволит учитывать внешние реакции на происходящее людей каждого такого типа и соответственным образом реагировать на них с тем, что­бы пустить беседу в нужном направлении и добиться от нее больших результатов.

Рассмотрим эти психологические типы собеседников и наиболее целесообразные формы общения с ними.

1. Позитивный человек.

Самый приятный тип собеседника, добродушный и тру­долюбивый. С таким собеседником можно спокойно про­вести беседу и подвести ее итоги. По отношению к нему нужно занять следующую позицию:

• вместе выяснить и завершить рассмотрение отдельных вопросов;

• следить за тем, чтобы все остальные собеседники были согласны с его позитивным подходом;

• в спорных и трудных случаях искать поддержку у собе­седников этого типа.

2. Вздорный человек.

Этот собеседник часто выходит за рамки беседы. Он нетерпелив, несдержан и возбужден. По отношению к нему следует вести себя следующим образом:

• обсудить с ним спорные вопросы до начала беседы;

• всегда оставаться хладнокровным;

• когда есть возможность, предоставлять другим опро­вергать его утверждения, а затем отклонять их;

• следить за тем, чтобы (по возможности) при принятии решения учитывались его предложения;

• привлечь его на свою сторону;

• беседовать с ним в перерывах и паузах переговоров, чтобы узнать истинные причины его негативной пози­ции;

• в экстремальных случаях настоять на том, чтобы бесе­да была приостановлена, а позднее, когда атмосфера станет менее напряженной, продолжить ее.

3. Всезнайка.

Этот собеседник думает, что все знает наилучшим обра­зом. Обо всем у него есть собственное мнение. Он всегда требует слова. В общении с ним следует придерживаться следующих правил:

• посадить его рядом с Позитивным человеком или с со­бой;

• время от времени напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться;

• дать ему возможность сформулировать промежуточные заключения;

• при незначительных и рискованных утверждениях дать возможность остальным собеседникам выразить свою точку зрения;

• иногда задавайте вопросы, на которые ответить може­те только вы.

4. Болтун.

Этот собеседник часто бестактно и безо всякой види­мой причины прерывает ход беседы, не обращая внима­ния на бесполезно потраченное время.

В общении с ним следует придерживаться следующих правил:

• как и Всезнайку посадить рядом с Позитивным собе­седником или с авторитетной личностью;

• когда он начинает отклоняться от темы, его нужно так­тично остановить и спросить, в чем он видит связь с предметом беседы.

5. Трусишка.

Для этого типа собеседника характерна неуверенность в публичных выступлениях. Он охотно промолчит, боясь сказать что-нибудь такое, что, по его мнению, может выгля­деть глупо. С таким собеседником нужно обходиться очень деликатно:

• задавать ему несложные информативные вопросы;

• обращаться к нему с предложением пояснить свое за­мечание;

• помогать ему формулировать свои мысли;

• решительно пресекать любые попытки насмешек в его адрес;

• обращаться к нему приблизительно так: «Все бы хоте­ли услышать ваше мнение»;

• специально благодарить его за любой вклад в беседу, но делать это тактично.

6. Хладнокровный неприступный собеседник. Такой собеседник замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, а также вне темы и ситуации беседы.

Все это кажется недостойным его внимания и усилий. Что делать в таком случае? Любым способом необходимо:

• заинтересовать его в обмене опытом;

• спросить его примерно так: «Кажется, Вы не совсем согласны с тем, что сейчас было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать почему»;

• в перерывах и паузах беседы выяснить причины такого поведения.

7. Незаинтересованный собеседник.

Тема беседы вообще не интересует такого собеседни­ка. Он бы охотнее «проспал» всю беседу. Поэтому нужно:

• задавать вопросы информативного характера;

• придавать беседе более интересную и привлекатель­ную форму;

• попытаться выяснить, что интересует лично его.

8. «Важная птица».

Такой собеседник не выносит критики — ни прямой, ни косвенной. Он ведет себя как человек, обладающий большим самомнением. С таким собеседником вы долж­ны вести себя следующим образом:

• нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя;

• нужно незаметно предложить ему и дать возможность занять равноправное положение с остальными участ­никами беседы;

• не допускать никакой критики в адрес присутствую­щих или отсутствующих руководителей и других лиц;

• очень полезно в диалоге с таким человеком отрабаты­вать метод «да — но».

9. Почемучка.

Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы задавать вопросы независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Как справиться с таким собеседником? Здесь может помочь следующее:

• все его вопросы, относящиеся к теме беседы, задавать всем собеседникам, а если он один, то переадресовать вопрос ему самому;

• на вопросы информационного характера отвечать сразу;

• без промедления признавать его правоту, если нет воз­можности дать ему нужный ответ.

Вопросов собеседников бояться не следует, так как они для ведения беседы очень полезны и позволяют:

• Направить процесс передачи информации в русло, со­ответствующее вашим планам и пожеланиям.

• Перехватить и удержать инициативу в беседе.

• Активизировать собеседника, чтобы от монолога пе­рейти к гораздо более эффективному, с точки зрения передачи информации, диалогу.

• Дать собеседнику проявить себя, показать, что он зна­ет, и самому предоставить нужную вам информацию. Чем же определяется успех в общении? Обычный от­вет: знаниями, эмоциональностью, техникой разговора, умением найти «общий язык», правильно слушать собе­седника и многим другим. Все это правильно. И вместе с тем этого недостаточно. Нужно помнить: главное в обще­нии — это сам человек.

Общаясь, мы, прежде всего, используем самого себя. Общение всегда ценилось не столько за обмен инфор­мацией (пусть даже самой нужной), сколько за возмож­ность соприкоснуться с уникальными мирами — челове­ческими личностями. Для этого надо совсем немного... суметь открыть себя другому. (Под открытостью, естествен­но, понимается вовсе не обрушивание на другого интим­ных подробностей своей жизни.) Сюда входят, прежде всего, умение открыто выражать свои чувства и пережи­вания, способность быть самим собой, отказ от всякого искажения своей личности в глазах другого — желание выглядеть лучше или хуже, чем есть на самом деле, спо­собность подпустить другого как можно ближе к себе. Для общения у нас все уже есть — наша неповторимая лич­ность. Поэтому выражение «научиться общаться» в прин­ципе не совсем верно. Как раз общаться-то мы на самом деле всегда умеем. Наша же проблема совсем в другом. В жизни мы только тем и занимаемся, что мешаем друг другу открываться. «Закрываемся» сами и «закрываем» этим других. Значит, надо «научиться» убирать всевоз­можные барьеры, которые мы (часто неосознанно) ставим на пути доверительного общения.

Время — одно из объективных условий, влияющих на эффективность взаимодействия.

Поэтому временной показатель является одним из ве­дущих при изучении процесса деятельности и общения. Зарубежные психологи X. Манн, М. Зейглер, X. Осмонд, основываясь на личностных особенностях восприятия времени и на различный тип ориентации во времени (про­шлое, настоящее, будущее), предлагают свою классифи­кацию личностей. Отталкиваясь от концепции К. Юнга о четырехмодальном восприятии мира (эмоции, мышле­ние, ощущение, интуиция), они выделили четыре типа личности.

Эмоциональный тип

Время для представителей этого типа циркулирует сле­дующим образом: прошедшее становится настоящим, а затем возвращается в прошлое как воспоминание. Пове­денческие реакции определяют личное прошлое. Времена меняются, человек — нет. Людям такого типа кажется, что мир остается таким, каким он был в годы их молодос­ти. Они оценивают события не по результатам, ибо для них только те события значительны, которые могут стать яркими воспоминаниями. Они предпочитают сильные пе­реживания, пусть даже неприятные, слабым, хотя, может быть, и приятным. Все беды берут на себя. Трудно меняют первоначально сложившееся мнение о человеке и все ви­дят с позиции личных отношений.

Мыслительный тип

Эти люди также воспринимают время как идущее из прошлого в будущее, но их прошлое — это не личное, а отвлеченное, историческое. По их мнению, любое дей­ствие можно предпринять только после выяснения при­чин и следствий того или иного события. Такие люди жи­вут в соответствии с принципами. Они придают основное значение преемственности и последовательности. Поэто­му они стремятся к тому, чтобы все их поступки органич­но входили в некую единую концепцию и чтобы возмож­ность случайности была сведена к минимуму.

Быстрота действий им не свойственна. Они предпочи­тают подумать. Часто бывают бездейственны в кризис­ных ситуациях, но если кризис продолжается, их способ­ность справиться с такими ситуациями возрастает. Все­гда планируют свои действия. Время и план для них — серьезный фактор. Создав свою теорию реальности, эти люди готовы отстаивать ее всеми силами, часто поддер­живают свою версию, даже если соотношение сил не со­ответствует их теории или разрушают ее силой логики.

Ситуативно-сенсорный тип

Люди этого типа воспринимают настоящее во всей полноте и игнорируют прошлый опыт. Хорошо справля­ются с кризисами, неожиданностями. Не очень задумы­ваются над событиями и реакциями окружающих. Не способны ждать. «Ощущающие» люди не осознают длитель­ности времени, в глубине души не воспринимают его дви­жение, хотя могут понять, что время движется. Только восприятие настоящего для них богато, полно, глубоко. Они движутся от одного момента времени к другому по­средством своих действий, а не с течением времени. Не­внимательны как к прошлому, так и к будущему. Они пред­почитают их вообще не ощущать. Именно это влечет их к постоянной деятельности. Трудно найти человека этого типа, который был бы ленив.

Интуитивный тип

Для человека интуитивного типа настоящее — всего лишь бледная тень, прошлое — туманно. Тот, кто отно­сится к интуитивному типу личности, проводит жизнь, стремясь к горизонту. Он часто производит впечатление человека легкомысленного, непрактичного, нереалисти­ческого. Поскольку для «интуитивов» то, что будет, реаль­нее того, что происходит, они нетерпеливы. Перескаки­вают с одной деятельности на другую. Не осознают вре­мени. Эти люди вдохновляют других видением будущего. Но при этом не считаются с тем, что другие могут видеть будущее по-другому.

Авторы, данной типологии делают из своих исследова­ний чрезвычайно значительные выводы, полагая, что все социальные конфликты проистекают из различного вос­приятия реальности и взаимного непонимания. Отсюда рецепт: уметь диагностировать описанные типы личнос­ти и, дифференциально подходя, научить каждого инди­вида понимать людей, не относящихся к его типу, не по­хожих на него.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: