Упражнения. • развитие навыков манипулятивного поведения в типо­вых ситуациях общения

Упражнение «Подход»

Цель:

• развитие навыков манипулятивного поведения в типо­вых ситуациях общения.

Ведущий предлагает студентам разыграть различные ситуации манипулятивного общения. Например: вам не­обходимо попасть на киносеанс, а вы забыли билет. Найди­те подход к билетерше, если это:

а) молодая симпатичная девушка;

б) женщина средних лет, которая стремится выглядеть моложе;

в) сурового вида старуха.

Упражнение «Принуждение»

Цель:

• развитие навыка распознавать манипуляции и противо­стоять им.

Студенты разбиваются на пары. Нужно найти способ вынудить «знакомого» сделать то, что ему не по душе, а тому — найти способ отказать «нахалу».

Примеры просьб:

1) Я слышал о вас как о человеке, который никогда нико­му не отказывает. Не могли бы вы одолжить 50 долла­ров? Мне скоро должны вернуть долг, и я сразу же вам отдам.

2) Неужели вы откажетесь принять участие в этом вече­ре? Мы ведь не всех приглашали. Но нам известно, что вы-то знаете толк в настоящем искусстве! Найденные студентами приемы манипулирования и

защиты от них обсуждаются и комментируются.

Упражнение «Слепое слушание»

Цель:

• обучение навыку эффективной передачи информации без обратной связи.

Упражнение выполняется в парах. Одна или две пары выполняют упражнение, остальные наблюдают. Члены пары садятся за стол так, чтобы не видеть рук друг друга (за преградой или спиной друг к другу). Каждому члену пары дается по 7 спичек, одному из них ведущий состав­ляет из 7 спичек фигуру. Задача этого члена пары объяс­нить другому, как лежат спички, чтобы тот смог выложить из своих спичек точно такую же фигуру. Запрещается смотреть на то, что делает партнер, и задавать друг другу какие-либо вопросы. Затем преграда снимается, сравни­ваются результат и образец. Студенты обсуждают трудно­сти, которые они испытывали в ходе выполнения упраж­нения.

Упражнение «Опоздание»

Цель:

• отработка навыка успешного поведения в проблемных ситуациях.

Ведущий предлагает разыграть ситуации «Опоздание»:

• на свидание с другом;

• домой после обещанного срока возвращения;

• на деловую встречу.

По условию, опоздание столь значительно, что ожида­ющий уже выведен из терпения.

Бесконфликтный выход из создавшейся ситуации появит­ся в том случае, если удается занять психологическую пози­цию и стимулировать психологическую позицию партнера.

Упражнение «Новые знакомства»

Цель:

• определение круга людей для знакомства. Ведущий предлагает студентам определить, хотят ли они найти новых знакомых. Для этого необходимо завер­шить следующие фразы:

— Мне интересно было бы познакомиться с...

— Я хотел бы чаще встречаться с людьми, которые...

— Я давно хочу поближе познакомиться с...

Задача каждого участника группы — произнести по 3 таких фразы.

В ходе выполнения упражнения тренер или участники группы могут задавать дополнительные вопросы, напри­мер:

— А почему эти люди вам интересны?

— А что мешает с ним (ними) познакомиться?

Упражнение «Приветствие»

Цель:

• развитие навыка установления контакта. Ведущий предлагает студентам поприветствовать в

течение минуты как можно большее количество членов группы. Можно приветствовать одного участника несколь­ко раз. Время выполнения 5-7 минут.

Затем необходимо обсудить упражнение, задав вопросы;

— Как вы чувствовали себя во время упражнения?

— Контакт с кем из членов группы вам запомнился?

— Что, по вашему мнению, к этому привело?

Упражнение «Приветствие без слов»

Цель:

• развитие навыка установления контакта на невербаль­ном уровне.

Ведущий дает следующую инструкцию: «Сейчас мы попробуем поприветствовать в течение трех минут как можно большее количество членов группы — но без слов, используя лишь возможности нашего тела, взгляда, мими­ки и жестикуляции. Можно приветствовать одного участ­ника несколько раз. Постарайтесь попробовать как мож­но больше разных возможностей для приветствия. Не за­бывайте об улыбке».

Во время обсуждения рекомендуем задавать вопросы. Какие варианты приветствия вам больше всего понравились?

• Какое количество возможностей невербального при­ветствия вам удалось использовать?

• Как партнер реагирует на приветствие, со­провождаемое дружественным невербальным поведе­нием?

• Как партнер реагировал на прикосновения или умень­шение дистанции?

Упражнение «Сбор фраз для контакта»

Цель:

• развитие навыка установления первого контакта. Упражнение проводится по схеме мозгового штурма.

На доске записываются фразы в две колонки:

1. Обратиться к незнакомому человеку можно с фразой:

2. Эта фраза уместна в следующей ситуации: Тренеру лучше воздержаться от подсказок. В каждой воз­растной или культурной группе существуют свои собствен­ные нормы обращения к незнакомому человеку. Обычно студенты достаточно легко выполняют это упражнение, и в итоге появляется довольно обширный список контакт­ных фраз, который, при наличии времени, можно поста­раться классифицировать и выбрать универсальные.

Ролевая игра «Контакт»

Цель:

• обучение навыку начинать разговор с незнакомыми людьми.

Предлагается ситуация.

Рано утром на остановке автобуса (время, место) вы видите мужчину (женщину) вашего возраста, которую уже не раз там встречали (партнер). Нужного вам автобуса долго нет, и вы обращаетесь к партнеру с чем-либо и про­износите короткое (2 минуты) сообщение на любую из подготовленных вами тем (ваши действия).

Студентам предлагается выбрать из списка (смотри упражнение «Сбор фраз для контакта») подходящую для установления контакта фразу, а затем сделайте короткое сообщение на интересную тему.

Ведущий напоминает о необходимости: следить за тем, чтобы не нарушалось личное пространство партнера; улыбаться и держаться максимально дружественно; при желаний партнера высказаться замолкать и внимательно слушать. Необходимо обсудить результаты игры. Каждому студенту дается слово для высказывания.

Упражнение «Контакт с группой»

Цель:

• обучение навыку установления контакта с группой. Ведущий предлагает каждому студенту обратиться ко

всем присутствующим с коротким сообщением о себе. В этом сообщении участнику необходимо рассказать о том, что он любит охотно делать, о своем хобби, актуальных интересах и занятиях.

Инструкция ведущего может звучать так: «Для начала поздоровайтесь, сделайте группе один общий комплимент, а затем начинайте говорить. Если будете чувствовать, что слов не хватает, то снова делайте комплимент группе. Постарайтесь вести себя так, как ведете себя с близкими знакомыми. Улыбайтесь и иногда смотрите в глаза кому-нибудь из членов группы».

В обсуждении упражнения студенты должны ответить на вопросы:

— Что в прозвучавших сообщениях было интересно?

— Какое сообщение привлекло ваше внимание?

Ролевая игра «Договориться о встрече»

Цель:

• развитие умения договариваться о новой встрече. Используются ситуации, предложенные самими участ­никами.

Необходимо в завязавшемся разговоре найти повод для назначения новой встречи.

Примеры:

Если вы говорили о психоанализе — пообещайте при­нести книгу о Фрейде и спросите, если говорили об опере — пригласите в оперу, если о способе приготовле­ния буженины — пообещайте сами показать, как она готовится.

Задача студентов — найти в завязавшемся разговоре тему, которая может привести к новой встрече.

Упражнение «Все хорошее за 100 секунд»

Цель:

• обучение навыкам вызывать к себе симпатию. Группа разбивается на пары (при нечетном количестве

участников в работу включается тренер) следующим обра­зом. Закрыв глаза, каждый должен сначала прикоснуться рукой к одной из стен помещения и лишь затем найти себе пару из числа тех, кто тоже успел прикоснуться к стене. Если найденный участник ещё не дошел до стены, он пря­мо говорит об этом.

Затем в парах нужно рассказать о себе самое лучшее, самое интересное. Сначала говорит один, а другой внима­тельно слушает и отсекает самоуничижительные фразы. Через 100 секунд идет смена ролей.

По истечении времени студенты собираются в круг и рассказывают, что хорошего они узнали о другом.

Упражнение «Прелестная штучка»

Цель:

• развитие навыка привлечения внимания собеседника. Ведущий просит студентов показать имеющуюся при

себе вещь, которая им очень нравится, и рассказать о ней и о своем отношении к этой вещичке, о своих чувствах по этому поводу.

Упражнение «Конкретные комплименты»

Цель:

• развитие умения расположить к себе собеседника. Ведущий предлагает посмотреть на других участников

группы, найти что-либо, что вам нравится в поведении одного из них. Скажите ему следующую фразу:

— У тебя лучше, чем у меня, получается...

— У тебя так же хорошо, как и у меня, получается... Концентрироваться нужно на конкретных особеннос­тях поведения, а не на абстрактных качествах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: