Упражнение «Подход»
Цель:
• развитие навыков манипулятивного поведения в типовых ситуациях общения.
Ведущий предлагает студентам разыграть различные ситуации манипулятивного общения. Например: вам необходимо попасть на киносеанс, а вы забыли билет. Найдите подход к билетерше, если это:
а) молодая симпатичная девушка;
б) женщина средних лет, которая стремится выглядеть моложе;
в) сурового вида старуха.
Упражнение «Принуждение»
Цель:
• развитие навыка распознавать манипуляции и противостоять им.
Студенты разбиваются на пары. Нужно найти способ вынудить «знакомого» сделать то, что ему не по душе, а тому — найти способ отказать «нахалу».
Примеры просьб:
1) Я слышал о вас как о человеке, который никогда никому не отказывает. Не могли бы вы одолжить 50 долларов? Мне скоро должны вернуть долг, и я сразу же вам отдам.
2) Неужели вы откажетесь принять участие в этом вечере? Мы ведь не всех приглашали. Но нам известно, что вы-то знаете толк в настоящем искусстве! Найденные студентами приемы манипулирования и
|
|
защиты от них обсуждаются и комментируются.
Упражнение «Слепое слушание»
Цель:
• обучение навыку эффективной передачи информации без обратной связи.
Упражнение выполняется в парах. Одна или две пары выполняют упражнение, остальные наблюдают. Члены пары садятся за стол так, чтобы не видеть рук друг друга (за преградой или спиной друг к другу). Каждому члену пары дается по 7 спичек, одному из них ведущий составляет из 7 спичек фигуру. Задача этого члена пары объяснить другому, как лежат спички, чтобы тот смог выложить из своих спичек точно такую же фигуру. Запрещается смотреть на то, что делает партнер, и задавать друг другу какие-либо вопросы. Затем преграда снимается, сравниваются результат и образец. Студенты обсуждают трудности, которые они испытывали в ходе выполнения упражнения.
Упражнение «Опоздание»
Цель:
• отработка навыка успешного поведения в проблемных ситуациях.
Ведущий предлагает разыграть ситуации «Опоздание»:
• на свидание с другом;
• домой после обещанного срока возвращения;
• на деловую встречу.
По условию, опоздание столь значительно, что ожидающий уже выведен из терпения.
Бесконфликтный выход из создавшейся ситуации появится в том случае, если удается занять психологическую позицию и стимулировать психологическую позицию партнера.
Упражнение «Новые знакомства»
Цель:
• определение круга людей для знакомства. Ведущий предлагает студентам определить, хотят ли они найти новых знакомых. Для этого необходимо завершить следующие фразы:
— Мне интересно было бы познакомиться с...
|
|
— Я хотел бы чаще встречаться с людьми, которые...
— Я давно хочу поближе познакомиться с...
Задача каждого участника группы — произнести по 3 таких фразы.
В ходе выполнения упражнения тренер или участники группы могут задавать дополнительные вопросы, например:
— А почему эти люди вам интересны?
— А что мешает с ним (ними) познакомиться?
Упражнение «Приветствие»
Цель:
• развитие навыка установления контакта. Ведущий предлагает студентам поприветствовать в
течение минуты как можно большее количество членов группы. Можно приветствовать одного участника несколько раз. Время выполнения 5-7 минут.
Затем необходимо обсудить упражнение, задав вопросы;
— Как вы чувствовали себя во время упражнения?
— Контакт с кем из членов группы вам запомнился?
— Что, по вашему мнению, к этому привело?
Упражнение «Приветствие без слов»
Цель:
• развитие навыка установления контакта на невербальном уровне.
Ведущий дает следующую инструкцию: «Сейчас мы попробуем поприветствовать в течение трех минут как можно большее количество членов группы — но без слов, используя лишь возможности нашего тела, взгляда, мимики и жестикуляции. Можно приветствовать одного участника несколько раз. Постарайтесь попробовать как можно больше разных возможностей для приветствия. Не забывайте об улыбке».
Во время обсуждения рекомендуем задавать вопросы. Какие варианты приветствия вам больше всего понравились?
• Какое количество возможностей невербального приветствия вам удалось использовать?
• Как партнер реагирует на приветствие, сопровождаемое дружественным невербальным поведением?
• Как партнер реагировал на прикосновения или уменьшение дистанции?
Упражнение «Сбор фраз для контакта»
Цель:
• развитие навыка установления первого контакта. Упражнение проводится по схеме мозгового штурма.
На доске записываются фразы в две колонки:
1. Обратиться к незнакомому человеку можно с фразой:
2. Эта фраза уместна в следующей ситуации: Тренеру лучше воздержаться от подсказок. В каждой возрастной или культурной группе существуют свои собственные нормы обращения к незнакомому человеку. Обычно студенты достаточно легко выполняют это упражнение, и в итоге появляется довольно обширный список контактных фраз, который, при наличии времени, можно постараться классифицировать и выбрать универсальные.
Ролевая игра «Контакт»
Цель:
• обучение навыку начинать разговор с незнакомыми людьми.
Предлагается ситуация.
Рано утром на остановке автобуса (время, место) вы видите мужчину (женщину) вашего возраста, которую уже не раз там встречали (партнер). Нужного вам автобуса долго нет, и вы обращаетесь к партнеру с чем-либо и произносите короткое (2 минуты) сообщение на любую из подготовленных вами тем (ваши действия).
Студентам предлагается выбрать из списка (смотри упражнение «Сбор фраз для контакта») подходящую для установления контакта фразу, а затем сделайте короткое сообщение на интересную тему.
Ведущий напоминает о необходимости: следить за тем, чтобы не нарушалось личное пространство партнера; улыбаться и держаться максимально дружественно; при желаний партнера высказаться замолкать и внимательно слушать. Необходимо обсудить результаты игры. Каждому студенту дается слово для высказывания.
Упражнение «Контакт с группой»
Цель:
• обучение навыку установления контакта с группой. Ведущий предлагает каждому студенту обратиться ко
всем присутствующим с коротким сообщением о себе. В этом сообщении участнику необходимо рассказать о том, что он любит охотно делать, о своем хобби, актуальных интересах и занятиях.
Инструкция ведущего может звучать так: «Для начала поздоровайтесь, сделайте группе один общий комплимент, а затем начинайте говорить. Если будете чувствовать, что слов не хватает, то снова делайте комплимент группе. Постарайтесь вести себя так, как ведете себя с близкими знакомыми. Улыбайтесь и иногда смотрите в глаза кому-нибудь из членов группы».
|
|
В обсуждении упражнения студенты должны ответить на вопросы:
— Что в прозвучавших сообщениях было интересно?
— Какое сообщение привлекло ваше внимание?
Ролевая игра «Договориться о встрече»
Цель:
• развитие умения договариваться о новой встрече. Используются ситуации, предложенные самими участниками.
Необходимо в завязавшемся разговоре найти повод для назначения новой встречи.
Примеры:
Если вы говорили о психоанализе — пообещайте принести книгу о Фрейде и спросите, если говорили об опере — пригласите в оперу, если о способе приготовления буженины — пообещайте сами показать, как она готовится.
Задача студентов — найти в завязавшемся разговоре тему, которая может привести к новой встрече.
Упражнение «Все хорошее за 100 секунд»
Цель:
• обучение навыкам вызывать к себе симпатию. Группа разбивается на пары (при нечетном количестве
участников в работу включается тренер) следующим образом. Закрыв глаза, каждый должен сначала прикоснуться рукой к одной из стен помещения и лишь затем найти себе пару из числа тех, кто тоже успел прикоснуться к стене. Если найденный участник ещё не дошел до стены, он прямо говорит об этом.
Затем в парах нужно рассказать о себе самое лучшее, самое интересное. Сначала говорит один, а другой внимательно слушает и отсекает самоуничижительные фразы. Через 100 секунд идет смена ролей.
По истечении времени студенты собираются в круг и рассказывают, что хорошего они узнали о другом.
Упражнение «Прелестная штучка»
Цель:
• развитие навыка привлечения внимания собеседника. Ведущий просит студентов показать имеющуюся при
себе вещь, которая им очень нравится, и рассказать о ней и о своем отношении к этой вещичке, о своих чувствах по этому поводу.
|
|
Упражнение «Конкретные комплименты»
Цель:
• развитие умения расположить к себе собеседника. Ведущий предлагает посмотреть на других участников
группы, найти что-либо, что вам нравится в поведении одного из них. Скажите ему следующую фразу:
— У тебя лучше, чем у меня, получается...
— У тебя так же хорошо, как и у меня, получается... Концентрироваться нужно на конкретных особенностях поведения, а не на абстрактных качествах.