Билет № 10. Догматическая система св

Догматическая система св. Александра Александрийского.

Устраняет не только арианство но и не точные выражения прежних богословов: Оригена, Тертуллиана, Дионисия. Как и Ориген: 1) отрицал утверждение о происхождении Сына из несущих. 2) подчеркивает непостижимость рождения Сына-«Из сущего Отца родился неизреченно и неизъяснимо». В отличии от Оригена: 1) не употребляет термина «из воли Отца».2) не говорит о различии до несравнимости Сына с Отцом, но говорит: «Сын имеет точное сходство с Отцом» 3) Проводит резкую грань между Сыном и тварями.

Догматические и прочие вопросы на Халкидонском соборе.

Халкидонское вероизложение заслуживает большого внимания. Из других постановлений собора имеют значение оправдание Феодорита и Ивы и каноническое утверждение патриархатов иерусалимского и константинопольского. Значительная часть соборных заседаний была посвящена судебно-канонической деятельности, напр., вопросам об Афанасии пергском, разграничении Никомидии и Никеи.

Принцип Викентия, монаха Лирийского (V в.).

Принцип «согласия отцов» (Consensus patrum): «что только или все они, или большинство их единомысленно принимали и передавали открыто, то считать непререкаемым; а о чем мыслил кто не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям частным.»

Билет № 11

Богословие св. Афанасия Александрийского в связи с арианской полемикой.

Наиболее четкая грань пролегает между Творцом и тварью, а не между Отцом и Сыном, как утверждали ариане. И в этом смысле Логос есть Творец, но Творец в силу того, что есть истинный Бог и неизменный образ Отца. В акте творения Слово Божие выступает как подлинная и непосредственная причина созидаемого. Прежде, чем Бог творит, Он есть Отец, и именно с Сыном Он приводит тварь в бытие. Для ариан же Бог в действительности лишь Творец Своих созданий. Комментируя тезис ариан о рождении Сына по хотению и изволению Отца, свт. Афанасий заявляет о совершенной неуместности подобного выражения. Ариане просто пытаются прикрыть свою ересь. Св. Афанасий считает, что эти воззрения ариане заимствовали у гностиков (Птолемей).

Птолемей учил, что Бог сначала мыслит, а потом действует, и ариане считали, что рождению Сына предшествовала воля и хотение Отца. На самом деле слова «хотение» и «изволение» применимы только к созданию тварного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: