Занятие № 10. Тема: психологические особенности развития ребенка в раннем детстве

Тема: Психологические особенности развития ребенка в раннем детстве.

Основные понятия:

Предметно – манипулятивная деятельность, соотносящие и орудийные действия, ситуативно – деловое общение, автономная речь, телеграфная речь, наглядно – действенное мышление, наглядно – образное мышление, моторная память, знаковая функция, система «Я», негативизм, упрямство, строптивость.

Теоретическая подготовка для работы на семинаре:

1. Специфика социальной ситуации развития в раннем детстве.

2. Ведущий вид деятельности и основные новообразования возраста.

3. Особенности развития познавательной сферы в раннем детстве.

4. Особенности развития личности ребенка раннего возраста.

5. Кризис 3-х лет. Его значение для дальнейшего развития.

*****

Подготовить 3 сообщения об экспериментальных исследованиях, проведенных на данной возрастной группе по материалам журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал».

Вопросы для обсуждения:

1. В чем Эльконин Д.Б. и Гальперин П.Я. видели принципиальное отличие орудийных операций у человека (на примере данного возраста) от употребления вспомогательных средств приматами?

2. В чем принципиальное отличие (по Эльконину Д.Б.) формирования предметных действий от формирования функциональных и результативных?

3. Какую роль играет активная речь ребенка и процесс сотрудничества со взрослым в овладении предметным действием?

4. В чем состоит сущность внутренних конфликтов, возникающих у трехлетнего ребенка? Как они проявляются в эмоциональной сфере?

5. Какие личностные новообразования возникают у детей в период кризиса трех лет?

Литература:

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. –М., 1995.

2. Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему детству. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 190-195.

3. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. –М., 1979.

4. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. –М., 1998.

5. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2000.

6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. –М., 1996.

7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. –М., 1997.

8. Мухина В.А. Психология детства и отрочества. –М., 1998.

9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1996.

10. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. –М., 1995.

Практическое задание:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: