Тема: Психологические особенности развития ребенка в раннем детстве.
Основные понятия:
Предметно – манипулятивная деятельность, соотносящие и орудийные действия, ситуативно – деловое общение, автономная речь, телеграфная речь, наглядно – действенное мышление, наглядно – образное мышление, моторная память, знаковая функция, система «Я», негативизм, упрямство, строптивость.
Теоретическая подготовка для работы на семинаре:
1. Специфика социальной ситуации развития в раннем детстве.
2. Ведущий вид деятельности и основные новообразования возраста.
3. Особенности развития познавательной сферы в раннем детстве.
4. Особенности развития личности ребенка раннего возраста.
5. Кризис 3-х лет. Его значение для дальнейшего развития.
*****
Подготовить 3 сообщения об экспериментальных исследованиях, проведенных на данной возрастной группе по материалам журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал».
Вопросы для обсуждения:
1. В чем Эльконин Д.Б. и Гальперин П.Я. видели принципиальное отличие орудийных операций у человека (на примере данного возраста) от употребления вспомогательных средств приматами?
|
|
2. В чем принципиальное отличие (по Эльконину Д.Б.) формирования предметных действий от формирования функциональных и результативных?
3. Какую роль играет активная речь ребенка и процесс сотрудничества со взрослым в овладении предметным действием?
4. В чем состоит сущность внутренних конфликтов, возникающих у трехлетнего ребенка? Как они проявляются в эмоциональной сфере?
5. Какие личностные новообразования возникают у детей в период кризиса трех лет?
Литература:
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. –М., 1995.
2. Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему детству. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 190-195.
3. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. –М., 1979.
4. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. –М., 1998.
5. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2000.
6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. –М., 1996.
7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. –М., 1997.
8. Мухина В.А. Психология детства и отрочества. –М., 1998.
9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1996.
10. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. –М., 1995.
Практическое задание: