Тема: Психология пренатального развития. Новорожденность и младенчество.
Основные понятия:
Пренатальное развитие, кризис рождения, новорожденность, безусловные и условные рефлексы, комплекс оживления, непосредственно эмоциональное общение, аффект, гуление, лепет, прогрессивные и тупиковые движения, явление госпитализации,
Теоретическая подготовка для работы на семинаре:
1. Проблемы психологии пренатального развития ребенка. Кризис рождения.
2. Психологические особенности развития ребенка в период новорожденности. Комплекс оживления.
3. Психологические особенности развития ребенка в младенческом возрасте. Кризис одного года.
*****
Подготовить 3 сообщения об экспериментальных исследованиях, проведенных на данной возрастной группе по материалам журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал».
Вопросы для обсуждения:
1. В чем сущность незрелости новорожденного?
2. Каково проявление и значение «комплекса оживления» для психического развития?
3. Каковы основные средства общения ребенка с взрослым? Как общение влияет на психическое развитие ребенка в младенчестве?
|
|
4. Почему доминирующим познавательным процессом на данном возрастном этапе является восприятие?
5. В чем проявляется развитие ориентировочной деятельности в младенчестве? (Проиллюстрируйте это примерами из источника №6).
6. В чем состоит значение кризиса одного года? Каковы его основные проявления?
7. Какие возрастные психофизиологические особенности ранних периодов необходимо учитывать, по мнению Запорожца А.В., для повышения эффективности воспитания ребенка в этот период?
8. Охарактеризуйте развитие ребенка младенческого возраста, воспитывающегося в условиях дефицита общения.
Литература:
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. –М., 1995.
2. Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему детству. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 190-195.
3. Выготский Л.С. Младенческий возраст. // Собр. соч. в 6 т. –М., 1984. т 4., С. 269-317.
4. Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах человека. // Психология как объективная наука. –М., 1998.
5. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 84-87.
6. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. –М., 1996.
7. Мухина В.А. Психология детства и отрочества. –М., 1998.
8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1996.
9. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. –М., 1995.
Практическое задание:
Решите следующие психологические задачи:
1.Назовите причину данного явления.
|
|
Ученые утверждают, что новорожденный, находясь в состоянии голодного возбуждения, успокаивается, если слышит спокойное сердцебиение матери, записанное на магнитофон.
2.Объясните следующее явление.
Обычно у новорожденного наблюдается многообразие движений ручками, ножками, головкой, всем телом. Как в этом случае мама должна одевать малыша?
3.Проанализируйте и аргументируйте следующее суждение.
Достоинством или недостатком развития ребенка является небольшое число врожденных форм поведения?
4. Подумайте и перечислите.
Какие действия матери способствуют образованию вредных привычек у ребенка? Как это соотносится с образованием условных рефлексов?
5.Почему это случилось?
Когда папа подошел к дочке Оле (11мес.) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг горько заплакала.
6.Мама Наташи (4 месяца) все время: и на прогулке, и дома – говорит и говорит, напевает песенки. Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно еще ничего не понимает!»
Правильно ли поступает мама Наташи? Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?