Занятие № 9. Тема: психология пренатального развития

Тема: Психология пренатального развития. Новорожденность и младенчество.

Основные понятия:

Пренатальное развитие, кризис рождения, новорожденность, безусловные и условные рефлексы, комплекс оживления, непосредственно эмоциональное общение, аффект, гуление, лепет, прогрессивные и тупиковые движения, явление госпитализации,

Теоретическая подготовка для работы на семинаре:

1. Проблемы психологии пренатального развития ребенка. Кризис рождения.

2. Психологические особенности развития ребенка в период новорожденности. Комплекс оживления.

3. Психологические особенности развития ребенка в младенческом возрасте. Кризис одного года.

*****

Подготовить 3 сообщения об экспериментальных исследованиях, проведенных на данной возрастной группе по материалам журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал».

Вопросы для обсуждения:

1. В чем сущность незрелости новорожденного?

2. Каково проявление и значение «комплекса оживления» для психического развития?

3. Каковы основные средства общения ребенка с взрослым? Как общение влияет на психическое развитие ребенка в младенчестве?

4. Почему доминирующим познавательным процессом на данном возрастном этапе является восприятие?

5. В чем проявляется развитие ориентировочной деятельности в младенчестве? (Проиллюстрируйте это примерами из источника №6).

6. В чем состоит значение кризиса одного года? Каковы его основные проявления?

7. Какие возрастные психофизиологические особенности ранних периодов необходимо учитывать, по мнению Запорожца А.В., для повышения эффективности воспитания ребенка в этот период?

8. Охарактеризуйте развитие ребенка младенческого возраста, воспитывающегося в условиях дефицита общения.

Литература:

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. –М., 1995.

2. Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему детству. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 190-195.

3. Выготский Л.С. Младенческий возраст. // Собр. соч. в 6 т. –М., 1984. т 4., С. 269-317.

4. Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах человека. // Психология как объективная наука. –М., 1998.

5. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 84-87.

6. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. –М., 1996.

7. Мухина В.А. Психология детства и отрочества. –М., 1998.

8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1996.

9. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. –М., 1995.

Практическое задание:

Решите следующие психологические задачи:

1.Назовите причину данного явления.

Ученые утверждают, что новорожденный, находясь в состоянии голодного возбуждения, успокаивается, если слышит спокойное сердцебиение матери, записанное на магнитофон.

2.Объясните следующее явление.

Обычно у новорожденного наблюдается многообразие движений ручками, ножками, головкой, всем телом. Как в этом случае мама должна одевать малыша?

3.Проанализируйте и аргументируйте следующее суждение.

Достоинством или недостатком развития ребенка является небольшое число врожденных форм поведения?

4. Подумайте и перечислите.

Какие действия матери способствуют образованию вредных привычек у ребенка? Как это соотносится с образованием условных рефлексов?

5.Почему это случилось?

Когда папа подошел к дочке Оле (11мес.) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг горько заплакала.

6.Мама Наташи (4 месяца) все время: и на прогулке, и дома – говорит и говорит, напевает песенки. Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно еще ничего не понимает!»

Правильно ли поступает мама Наташи? Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: