Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

А. Тейярдистская концепция человеческого будущего




Совершенно обособленно стоит социальная концепция, предложенная французским палеонтологом, философом и теологом Тейяром де Шарденом (1881-1955) /7/ . Его особенность состоит в том, давая позитивную оценку НТП, Тейяр вовсе не строит картину человеческого будущего на основе экстраполяции черт нынешнего технотронного общества. Он скорее склоняется к доктрине некоего “третьего пути”, свободного от недостатков как рыночного, так и планового хозяйств, к обществу скроенному по предложенной им мерке “подлинной человеческой природы”. В основе его концепции лежит идея реформирования христианства. Бог, согласно его учению есть ни что иное как “Христос эволюции” который в виде некой духовной энергии наполняет собою весь универсум (каждую ее частицу) и является движущей силой эволюции во вселенной.

Среди многочисленных течений христианской мысли тейярдизм выделяется тем, что он трактует проблемы человеческого будущего в оптимистических и гуманистических тонах, претендуя на создание новой, всеохватывающей системы гуманизма, в которой были бы синтезированы как земные, так и небесные устремления человека, т.е. любовь к человеку и любовь к богу. В отличие от традиционных религиозных воззрений философ не только надеется на милость всевышнего или силы небесные, но в первую очередь на соединение естественных сил человека со сверхъестественными силами бога. Тейярдисты считают, что такое соединение возможно только в условиях сближения и сотрудничества науки и христианства в понимании человека и всех его стремлений. Причем (и это весьма существенный момент) за человеком признается особое положение, которого христианство за ним никогда раньше не признавало. Являясь стержнем и высшей целью эволюции, человек становится центром развития космоса (космогенеза), его основной действующей силой и поэтому превращается в соучастника божественного акта преобразования мира. Данная концепция является разновидностью пантеизма, где антропоцентризм сливается воедино с христоцентризмом.

Как не трудно заметить, тейяровское понимание обращения к богу вовсе не означает отказа от мира. Напротив, человек должен “погружаться” в мир, вовлекаться в активное участие в преобразовании и созидании мира, отдавать этому всю ясность своей мысли, всю страсть своей любви, всю силу своей энергии. В этом как раз и состоит специфика тейяровского гуманизма, основной объект которого - человек - выступает в роли связующего звена между материальным космосом и духовной сферой, ее вершиной и завершением – “точкой Омега”, богом.

Сохраняя и укрепляя веру в ценность сверхъестественного, божественного порядка, Тейяр в то же время стремится сохранить и обогатить все земные человеческие ценности в единой концепции “человеческого смысла”, лежащего в основе его гуманизма.




Переживая современный кризис, вызванный социальными и научно-техническими изменениями Тейяр вместе с тем видел не только разрушительные, но и созидательные силы. Последние и определяют тенденцию к будущему, которое рисовалось ему в образе “планетезированного человечества”. В этом проявился оптимизм его концепции. “Планетезированное человечество” выступает как новое, совершенное общество, в котором человеческий разум будет полностью господствовать над материей и общественными отношениями. “Эта планетизация, - по утверждению Тейяра, - является аутентичным и непосредственным продолжением процесса эволюции, посредством которого в прошлом вычленился зоологический тип человека” /1. С.129/.

Идею “планетезированного человечества” можно представить как “биологическую конвергенцию” человечества к единому планетарному организму. И как отмечал французский иезуит Э. Ридо “Тейяр заражен был биологическими законами селекции и аристократической иерархией, в идеале которой склонен был видеть общественную структуру с решающей ролью элиты” /там же, с.127/. В качестве главного инструмента продвижения к этой цели признается “социализация”, под которой понимается сплачивание всех человеческих групп в единый социальный феномен. Основными этапами и формами объединения человеческой мыслящей массы в единый социальный организм Тейяр считал социализацию, коллективизацию и тотализацию, посредством которых у человеческих групп должны постоянно возрастать чувства солидарности, процессы интеграции и объединения все более широких общностей с завершающим слиянием их в единой всемирной общности.

Но все же главным для него остается “извечное стремление” человека к единению с богом. Это всеохватывающее стремление к единству развертывается в той мере, в какой человек осознает, что влечет его к себе всемогущий и вселюбящий бог, выступающий в рассматриваемой концепции в облике мистического “пункта Омега” (Омега – понятие Тейяра, служащее для обозначения бога как конечной цели развития универсума). Только “под оживляющим влиянием Омеги каждое из наших частных действий может приобрести характер тотальности”, - утверждает он /там же, с.132/. Духовный синтез человеческих индивидуумов в единую общемировую человеческую общность и есть тейяревская планетизация, т.е. обобществление человечества в масштабах нашей планеты в живой единый организм.





Дата добавления: 2015-05-26; просмотров: 622; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9243 - | 7274 - или читать все...

Читайте также:

 

34.204.173.45 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.