double arrow

Проблема связи смены общественных институтов и духовного совершенствования личности

Полемизируя со своими оппонентами, социалистами и коммунистами, русские религиозные философы в качестве альтернативы утопизму предлагали моральное самосовершенствование каждой отдельной личности. Некоторые из них, в частности С.Н. Булгаков, С.Л. Франк и Н.А. Бердяев подчеркивали важность совершенствования и социальной сферы. Основываясь на христианском антропологическом скепсисе они справедливо замечали, что между радикальной сменой социально-политических институтов и преображением человека нет прямой причинно-следственной связи. Бердяев писал: «Никакой усовершенствованный социальный стройне может этому [преображению человека – В.И.] помочь, наоборот, он выявляет столкновение и несоответствие в наиболее чистом виде»[86]. Реформа этих институтов является, правда, условием преображения человека, и удельный вес этого условия в общей детерминации этого «явления» столь велик, что его можно спутать с причиной.

Однако вопреки этой критике утопические проекты совершенно необязательно в качестве путей реализации видят лишь смену общественных институтов. Существуют педагогические утопии (Руссо), утопии, обращенные к внутреннему миру человека («эупсихия» А. Маслоу, «здоровое общество» Э. Фромма). Критика русских религиозных философов основывалась на опрощении позиции оппонентов. В то самое время, когда эта критика звучала, А.С. Макаренко реализовывал свой утопический проект, описанный им в «Педагогической поэме», с целью создания «нового человека» из коллектива малолетних преступников. Макаренко (как столетие до него Роберт Оуэн) добивался замечательных успехов в деле такого преображения, что не мешало в то же самое время М. Булгакову выражать устами профессора Преображенскогосвой христианский скепсис относительно такого целенаправленного «преображения»: «человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».

Помимо утопий, нацеленных на трансформацию институтов и на трансформацию человеческой психики, существуют евгенические и трансгуманистические утопии, нацеленные на трансформацию телесной природы человека[87]. Человек является био-социо-духовным существом, и разные утопии делают ставку на разные его компоненты. Поэтому редукция утопий только к проектам трансформации социальных институтов является ошибочной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: