Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Тема 11. Качественное интервью




Лабораторно-полевая работа, 4 часа

Цель: формирование умений разработки вопросника для одной из разновидностей качественного интервью (биографического, автобиографического, глубинного, лейтмотивного, нарративного); освоение методики и техники проведения свободного интервью; формирование умений составления транскриптов интервью.

Описание занятия: на занятии прослушиваются записи 2-3 свободных интервью, выполненных в качестве домашнего задания. Разбираются положительные стороны и методические ошибки в работе.

 

Практическое задание, выполняется дома: выбрать вид качественного интервью; выбрать тему, сформулировать цели и задачи исследования; составить вопросник; провести интервью с респондентом; записать его на диктофон или аудиовидеокамеру; составить транскрип (стенограмму) интервью. Результаты работы представляются в виде: аудио- или аудиовидеозаписи интервью; текстового транскрипта интервью (компьютерный текст).

 

Оборудование:

1) Записывающие устройства (диктофон, камера).

2) Список тем для разработки вопросника и проведения интервью:

Распределение домашней работы между мужьями и женами;

Практики участия несовершеннолетних детей/взрослых, не состоящих в браке детей, проживающих совместно с родителями, в домашней работе;

Практики участия старшего поколения (бабушек и дедушек) в уходе и воспитании детей в семье;

Старшие братья и сестры: практики участия в уходе и воспитании младших детей в семье;

Межпоколенные отношения в семье;

Супружеские конфликты в семье;

Конфликты между родителями и детьми в семье;

Практики заботы о старшем поколении в современной семье;

День семьи: анализ каждодневных практик;

Выбор брачного партнера (ценности и практики молодежи).

Вопросы теории для повторения дома:

1. Характерные черты и особенности качественных интервью, их отличия от стандартизованного.

2. Виды качественных интервью, их особенности. Нарративное, лейтмотивное, глубинное, фокусированное, биографическое, диалоговое.

3. Вопросы в качественном интервью.

4. Процедура качественного интервью.

5. Методика и техника ведения беседы. Способы раскрытия темы, ее контроля и поддержания мотивации респондента.

6. Фиксация результатов интервью, транскрипт.

 

Основная литература:

Белановский С.А. Глубокое интервью. - М.: Никколо-М, 2001.

Готлиб А. С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. Уч. пос. Самара, 2002. - Ч.2, тема 3.

Готлиб А.С. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты. - Самара, 2004. - Гл.6.1.




Квале С. Исследовательское интервью. Перевод с англ. - М., Смысл, 2003. - Гл.2,7,8,9.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. - М.,1998 - С.103-107,115-123, Гл. 5, 6, 7.

 

Дополнительная литература:

Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования.- Спб.: Интерсоцис, 2006.

Мертон Р., Фиске М., Кендал П. Фокусированное интервью. - М.: Ин-т молодежи, 1991.

Троцюк И.В. Теория и практика нарративного анализа в социологии. – М.: Изд-во РУДН, 2006.

Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые социологические исследования. – СПб.: Алетейя, 2009.

 

Тема 12. Фокус-группа

лабораторная работа (моделирование метода), 4 часа

Цель занятия: формирование навыков разработки плана (гайда) фокус-групп; отработка процедуры проведения фокус-группы.

 

Описание работы:

1. За несколько недель до занятия формируется рабочая группа из 3-4-х студентов, которые готовят фокус- группу.

2. Проводится выбор темы, определение целей и задач исследования, подбор ведущего, его вхождение в проблему.

3. Рабочая группа составляет план беседы.

4. На занятии проводится фокус-группа. В качестве респондентов выступают 6-8 студентов группы. Остальные студенты являются наблюдателями, задача которых дать оценку проведенной фокус-группы.

5. После проведения фокус-группы проводится просмотр всей группой аудиовидеозаписи. Проводится общее обсуждение проделанной работы, выявление достоинств и недостатков, методических ошибок.

Оборудование и материалы:

1) Занятие проводится в специальной лаборатории или в подготовленной аудитории с размещением мест для респондентов кругом. Ведется аудиовидеозапись фокус-группы.



2) Список тем для разработки и проведения фокус-группы:

Распределение домашней работы между мужьями и женами;

Практики участия несовершеннолетних детей/взрослых, не состоящих в браке детей, проживающих совместно с родителями, в домашней работе;

Практики участия старшего поколения (бабушек и дедушек) в уходе и воспитании детей в семье;

Старшие братья и сестры: практики участия в уходе и воспитании младших детей в семье;

Межпоколенные отношения в семье;

Супружеские конфликты в семье;

Конфликты между родителями и детьми в семье;

Практики заботы о старшем поколении в современной семье;

День семьи: анализ каждодневных практик.

Выбор брачного партнера (ценности и практики студенческой молодежи).

 

Вопросы теории для повторения дома:

1. Область применения метода, достоинства и трудности. Виды фокус-групп.

2. Процедура фокус-групп.

3. Принципы формирования группы.

4. Процедура беседы. Основные приемы ведения беседы.

5. Модератор: его функции и необходимые качества.

6. Особенности обработки информации, полученной в фокус-группах.

 

Основная литература:

Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М.: Изд-во Магистр, 1996.

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. Интерактивное учебное пособие. 2-е изд. - М., 2012. – Гл. 13, Приложение 6.

Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании. Методология и техники качественных исследований в социальной психологии. Уч. пос. - М.: Издат. центр «Академия», 2003.

 

Дополнительная литература:

Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования.- Спб.: Интерсоцис, 2006. - С.222-240.

Мертон Р., Фиске М., Кендал П. Фокусированное интервью. - М.: Ин-т молодежи, 1991.

 





Дата добавления: 2017-11-30; просмотров: 674; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8090 - | 7759 - или читать все...

 

18.234.88.196 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.