Раздел 10. Естественнонаучное образование в начальной школе

Место и роль курса «Окружающий мир» в системе начального образования. Основные задачи начального естественнонаучного образования в соответствии сФедеральным государственным образовательным стандартом. Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»: предметные, метапредметные и личностные. Виды универсальных учебных действий и возможности их формирования на уроках окружающего мира. Формирование исследовательских умений при организации экспериментальной деятельности на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.

Формы обучения предмету «Окружающий мир». Урок, экскурсия внеурочная и внеклассная работа. Урок – основная форма обучения. Типы уроков в курсе «Окружающий мир»: вводный, обобщающий комбинированный и предметный. Подготовка учителя к урокам различного типа. Тематическое и поурочное планирование учебного материала. Экскурсии их виды, методика организации экскурсии.

Внеклассная и внеурочная работа. Виды внеурочной работы: домашние задания, летние задания. Разновидности домашних заданий в курсе «окружающий мир». Значение внеурочной работы в развитии личности младшего школьника. Внеклассная работа, ее виды (индивидуальная, групповая, массовая), ее содержание и значение в развитии личности младшего школьника.

Методы обучения предмету «Окружающий мир». Понятие о методах обучения. Классификация методов обучения: словесные, наглядные, практические; репродуктивные и проблемные. Наблюдение – основной наглядный метод самостоятельного изучения природы в начальных классах. Виды наблюдений, методика организации наблюдения в начальной школе. Практические методы: лабораторные опыты, практические работы на уроке, в живом уголке и на пришкольном участке. Требования к методике организации практических работы в курсе «Окружающий мир». Моделирование и использование моделей на уроках «окружающий мир». Разнообразие моделей: материальные, знаковые, идеальные. Словесные методы: рассказ, беседа, чтение отрывков из художественной литературы. Особенности детской книги о природе. Требования к организации беседы и рассказу учителя.

Методические приемы обучения: актуализация знаний, сравнение, аналогия, классификация объектов природы, фиксация результатов наблюдений, использование занимательных приемов в учебном процессе. Выбор оптимального сочетания разных методов и приемов обучения на уроках окружающего мира. Дидактическая игра и их многообразие: словесные, предметные, настольно-печатные, сюжетные, комбинированные. Значение игры в обучении младших школьников. Методика подготовки и проведения дидактических игр с младшими школьниками.

Формирование и развитие понятий курса «Окружающий мир». Представления и понятия, их взаимосвязь. Различные пути формирования понятий в курсе: индуктивный и дедуктивный. Классификация естественнонаучных и обществоведческих понятий курса. Термины. Работа с терминами как этап формирования понятий на уроке в начальной школе.

Методика контроля знаний и организация повторения пройденного материала. Значение и виды повторения пройденного материала на уроках окружающего мира. Виды проверки знаний: устная и письменная, фронтальная и индивидуальная. Тесты – вид письменной проверки знаний учащихся. Виды тестовых заданий в курсе «Окружающий мир». Методика использования тестового контроля знаний в начальной школе. Методика проведения обобщающих уроков по курсу «Окружающий мир».

Средства обучения в курсе «Окружающий мир». Понятие средств обучения и их классификация. Учебник по окружающему миру – основное средство обучения предмету для младшего школьника. Вариативность современных учебно-методических комплектов. Структура учебника: методический аппарат, аппарат ориентировки, виды текстов и заданий, виды иллюстраций и др. Методика работы с учебником. Программы по курсу окружающего мира. Соотношение вариативных программ и федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Наглядные средства обучения. Значение их в учебном процессе начальной школы. Классификация наглядных пособий по окружающему миру. Методика работы с картой, глобусом, гербарием, коллекцией, таблицами, учебным фильмом и др. на уроке. Организация уголка живой природы, краеведческого уголка и методика работы с ними.

Экологическое образование младшего школьника в курсе «Окружающий мир». Задачи и содержание экологического образования младших школьников. Формирование экологических представлений и понятий в курсе «Окружающий мир» - охрана природы, Красная книга, заповедник, заказник, памятник природы, цепь питания, сеть питания, ярусы леса, приспособленность живых организмов к среде, природные сообщества, природное равновесие. Примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу. Особенности работы учителя начальных классов в области формирования правильного отношения детей к природе. Новые методы и приемы экологического образования младших школьников в курсе окружающего мира: экологические акции, экологические сказки, проекты, экологическая тропа и др.

Эстетическое образование младшего школьника в курсе «Окружающий мир». Понятие об эстетике и эстетической культуре младшего школьника. Задачи и содержание эстетического образования младшего школьника средствами природы. Оценка эстетической ценности объектов природы, воспитание правильного отношения к «негативным» внешне объектам природы. Формы, методы, приемы и средства эстетического образования детей. Роль музыки, изодеятельности в формировании эстетических чувств младшего школьника. Единство эстетического и нравственного отношения к природе.

Санитарно-гигиеническое образование младшего школьника в курсе «Окружающий мир». Понятие о гигиене и санитарии. Задачи и содержание санитарно-гигиенического образования младшего школьника в курсе «Окружающий мир». Методика работы учителя по формированию санитарно-гигиенической культуры школьника. Методические приемы активизации потребности школьников в укреплении и сохранении здоровья.

Список рекомендУЕМой литературы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: