Не многие русские писатели или крупные общественные деятели дожили до таких лет, как Александр Исаевич Солженицын. И уж тем более единицы прожили со своей страной, со своим народом такой длинный жестокий век, оказавшись перемолотыми в жерновах кровавых войн, репрессий, изгнания.
Масштаб личности этого русского писателя - Нобелевского лауреата - поистине поражает. Его единоборство с репрессивной машиной Советов, железная воля, целеустремленность, пророческий дар создали ему репутацию гения при жизни. Говорят, нет пророков в своем отечестве. В России Солженицын стал пророком, или, как сказал о нем Андрей Сахаров, «гигантом борьбы за человеческое достоинство в современном трагическом мире». Споры о творчестве Александра Солженицына продолжаются по сей день. Для русских диссидентов «Архипелаг ГУЛаг» - величайшая книга столетия. Владимир Максимов писал, что «подлинно гениальные «Матренин двор» и «Архипелаг ГУЛаг» мирно соседствуют у Солженицына с весьма скромными по своим литературным достоинствам «Августом Четырнадцатого» и основательными, но без подлинного блеска и размаха «Раковым корпусом» и «Лениным в Цюрихе»...» Юрий Нагибин отмечал, что «гениальность «Одного дня Ивана Денисовича», «Матренина двора», «Ракового корпуса», «Архипелага ГУЛага» - подвиг гражданский, но не литературный...» Более взвешен Валентин Распутин: «всякая большая величина всегда вызывает к себе сложное отношение. А Александр Исаевич - величина очень большая. Тут для меня сомнений не было - от появления «Одного дня Ивана Денисовича» и до последнего дня».
|
|
История отечественной культуры предостерегает нас от поспешных выводов. Не пристрастные оценки современников, а будущие поколения читателей и писателей осмыслят истинный удельный вес Александра Солженицына в русской литературе бунташного и атомного столетия. И, верится, этот вес будет очень большим!
Что такое Солженицын для России?
Нам кажется, что, во-первых, это явление человека счастливого. Александр Исаевич всегда жил в согласии со своей совестью. И это для меня всегда было главным и удивительным в нем. По его книгам можно было бы предположить, что их автор - человек измученный, разочарованный, больной. На самом деле Солженицын - счастливый человек! Во всех своих несчастиях он сумел укрепиться, устоять, найти себя, отыскать смысл в своей судьбе. Поражает его уверенность в своей правоте, бесконечное трудолюбие, преодоление самых немыслимых препятствий, быстрота, с которой он принимал решения и действовал, всегда опережая своих противников. Свои действия Александр Исаевич обдумывал на много шагов вперед: пока разворачивалась репрессивная машина, он успевал переехать, перевезти, напечатать, передать, получить... Он очень быстрый, деятельный, ответственный человек. И это поражает на фоне нашей расхлябанности, растерянности.
Опыт ХХ века показал, что обнадеживающее планетарное единство человечества не достигнуто ни на общегуманистических, ни на научных путях. Опасное единство по-прежнему тревожит мыслителей уже нового века. Анализ истории Солженицыным с последовательно христианских позиций столь убедительно вскрывает причины краха ложных единств, что не оставляет сомнений в выборе пути к единству Истинному.
|
|
В своей Нобелевской лекции Солженицын сказал: «Так я понял и ощутил на себе: мировая литература – уже не отвлеченная огибающая, уже не обобщение, созданное литературоведами, но некое общее тело и общий дух, живое сердечное единство, в котором отражается растущее духовное единство человечества… На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция, кафедру, предоставляемую далеко не всякому писателю и только раз в жизни, я поднялся не по трѐм-четырѐм примощѐнным ступенькам, но по сотням или даже тысячам их – неуступным, обрывистым, обмерзлым, из тьмы и холода, где было мне суждено уцелеть…
Нобелевская лекция писателя – кредо всей творческой жизни. О чѐм поведал миру в своей лекции Солженицын? Прежде всего, о моральном долге писателя. О праве выбора и ответственности за этот выбор. Солженицын выбрал раз и навсегда – не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий, сформулировал простой алгоритм поведения для писателя и для каждого человека – жить не по лжи. И какие бы испытания ни посылались судьбой: война ли, каторга, изгнание – крепость духа никогда не покидала его. Быть может потому, что в Солженицыне уживались художник и христианин. Умирая от рака, он начал писать, и болезнь отступила; тогда открылось ему истинное предназначение творчества – служение Богу.
В книге «Бодался телѐнок с дубом» Солженицын писал: «То и веселит меня и утверждает, что не я все задумываю и провожу, что я – только меч, хорошо отточенный на нечистую силу, заговоренный рубить еѐ и разгонять. О, дай мне, Господи, не преломиться при ударах! Не выпасть из руки Твоей!» Духовный опыт мученической жизни лишь укрепил в нем веру: «не в силе Бог, а в правде». Православный писатель не может лжесвидетельствовать, творчество – крест: «…Однажды взявшись за слово, – уже потом никогда не уклониться …» До последней минуты жизни Солженицын оставался причастным к судьбе отечества, понес свой крест до конца: «…писатель – не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он – совиновник во всѐм зле, совершенном у него на родине или его народом».