Образования

Становление культурологии как науки, получившей официальный статус только в 90-е годы прошлого века, проходило очень сложно. Это было связано с тем, что она не обладала четко очерченным проблемным полем и методологией его исследования. Многочисленные дискуссии, которые проводились на протяжении длительного времени, способствовали тому, что сегодня культурология воспринимается многими учеными как целостная наука, обладающая собственным предметом и методами его исследования.

Специфика современного понимания культурологии состоит в рассмотрении ее, во-первых, как науки, изучающей культуру в качестве сложного системного объекта, распадающегося на множество подсистем. Во-вторых, как комплексной гуманитарной науки, сформировавшейся на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, семиотики, лингвистики, информатики, что выражает доминирующую в XX веке тенденцию интеграции научного знания о культуре (Кармин, 1997: 4), то есть, как науки, стремящейся к синтезу различных парадигмальных подходов и выработке на их основе универсальной междисциплинарной теории. В третьих, как учебной дисциплины, интегрирующей в себе достижения ученых в этой области науки. В-четвертых, как специальности, а с сентября 2009 года - как направлению подготовки бакалавров.

Интенсивное осмысление культурологии и накопленный опыт показали, что наряду с теоретическим знанием, она, ориентируясь на задачи профессиональной подготовки самых разных специалистов, помогает им овладеть общей и профессиональной культурой.

Несмотря на то, что культурология была включена во все Государственные стандарты высшего образования второго поколения, она не стала обязательной дисциплиной, такой как философия, история, иностранный язык, физическая куль­тура, а в условиях модернизации российского образования из-за недостатка средств и уменьшения аудиторной нагрузки и вовсе была исключена из учебных планов многих вузов, что привело к закрытию кафедр культурологии в них. Об этом можно только сожалеть, так как многие современные проблемы могут ос­мысливаться и отчасти разрешаться в границах культурологического знания. В со­временном противоречивом мире культура - это та сила, которая способна предот­вратить многие негативные явления.

Культурология дает возможность человеку усвоить и осознать содержание и ценность не только своей, но и иных культур, понять что диалог - это единст­венная основа современного культурного и цивилизационного равновесия. Она облегчает коммуникации, способствует установлению человеком его собственной - национальной, социальной, политической, культурной - идентичности. Культу­рологическое образование позволяет осознать, что поступательное развитие обще­ства возможно только тогда, когда культура развивается гармонично, когда она может дать ответы на вызовы времени. Культурология сегодня, может быть, в большей степени, чем другие дисциплины, формирует нравственные основы лич­ности, мировоззренческие позиции, ценностные ориентации. Эти обстоятельства позволяют говорить о высокой миссии культурологического знания.

Культурология не является рыночной специальностью. Поэтому необычайно острым стоит вопрос о конкурентоспособности выпускников, об экономической эффективности их будущей деятельности. Чтобы успешно конкурировать на рын­ке труда, необходимо обладать широким кругозором и специализированной под­готовкой. На рынке труда в развитых странах большим спросом пользуются имен­но те специалисты, чья работа оказывается экономически более эффективной. Со­циально-гуманитарная составляющая является важным элементом общей и про­фессиональной культуры. Она позволяет успешно применять знания, умения и личностные качества в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.

Немаловажными являются, как показывает практика, культурологические знания и для «не культурологов». Понимание законов функционирования культу­ры в широком смысле этого слова не только способствует освоению технологий корпоративного взаимодействия и создает базу для деловой коммуникации, со­ставляющей необходимую компоненту профессионального успеха, но и облегчает поиск оптимальных решений: в сложных ситуациях, помогает высветить как ее уз­копрофессиональный, так и человеческий смысл. Иными словами, культурологи­ческая компонента позволяет не только постичь культурный смысл профессии, но, по мнению В. Межуева, стать культурным человеком эпохи. Именно с этим связаны перспективы развития культурологии как учебной дисцип­лины. Ее основная цель - формирование социокультурных компетенций специали­ста, необходимых для успешного решения профессиональных задач, творческой составляющей, способности и стремлению к постоянному самосовершенствова­нию, саморазвитию.

С самых первых дней появления культурологии как специальности и учеб­ной дисциплины, при отсутствии какой-либо учебно-методической базы у ученых и вузовских преподавателей вполне закономерно проявился интерес к подготовке учебной и справочной литературы. Это привело к ее быстрому количественному росту. Обилие имеющейся литературы по культурологии для студентов высших учебных заведений включает в себя учебники, учебные пособия, хрестоматии, эн­циклопедии, словари, справочники, но пока нет единства в понимании содержания данной дисциплины. Такая ситуация была характерной для начального периода ее развития, когда культурология только зарождалась, когда не были очерчены ее предметное поле, специфика методологии и решаемых ей теоретических и практи­ческих задач. Несмотря на то, что культурология как наука продвинулась далеко вперед, и сегодня продолжаются дискуссии о ее содержании, месте и роли в обще­стве.

Если совершить исторический экскурс в то время, когда эта наука появилась на свет, то мы обнаружим в самых первых учебных пособиях отсутствие единого мнения о том, что есть культурология, каков ее предмет. Культурология трактова­лась как наука, изучающая «наиболее общие закономерности развития культуры, принципы ее функционирования»[348], как совокупность или ком­плекс наук о культуре[349], как наука, формирующаяся на стыке со­циального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бы­тия[350]. В другой учебной литера­туре культурология понималась более узко и рассматривалась только как теория и история культуры.

Основой современного понимания культурологии как науки и учебной дисциплины стали многие положения, сформулированные на страницах первых учебников и учебных пособий. Одним из них стало подготовленное коллективом авторов Московского института электронного машиностроения под руководство профессора В.А. Сапрыкина «Введение в культурологию. Конспект лекций» (М 1992), где была предпринята попытка осветить наиболее важные проблемы культурологического знания. Сегодня мы наблюдаем настоящий бум, выражающийся том, что практически каждый вуз стремится иметь свой учебник или учебное пособие. Однако немалое количество работ подобного рода вовсе не означает равного научного, методологического и учебно-методического значения. Но современным учебникам присущи те же недостатки, что существовали и ранее.

Учебную литературу по культурологии можно разделить на специальную, предназначенную для студентов, которые избрали своей профессией культуроло­гию, и литературу для всех других специальностей.

Для некультурологических специальностей в 90-е годы были изданы, кроме выше перечисленных, учебное пособие «Культурология», составитель и ответст­венный редактор А.А. Радугин (1996), «Лекции по культурологии» B.C. Поликар­повой (1997), «Культурология. История Мировой культуры» А.Н. Марковой (1998), «Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры» П.А. Сапро­нова (1998) и другие. В них культура рассматривается в теоретическом, методоло­гическом и историческом аспектах. Среди этой литературы особо следует выде­лить учебное пособие Велика А.А. «Культурология. Антропологические теории культур» (2000). Уже само название говорит о том, что автор сосредоточил свои усилия на раскрытии антропологических концепций культуры, поэтому здесь впервые изложены теории А. Крёбера, Л. Уайта, М. Херсковица, большое внима­ние уделено и психологическим концепциям. Учебник базировался на курсе лек­ций, которые автор прочитал для студентов московских вузов некультурологиче­ских специальностей, хотя имеющийся там материал представлял интерес и для студентов-культурологов, изучающих проблемы культурной антропологии.

В последние годы появились учебное пособие А. И. Кравченко, учебник для вузов под редакцией А.Л. Золкина[351], учебник А.П. Садохина и Т.Г. Грушевицкой «Культурология. История мировой культуры» под редакцией Т.Ф. Кузнецовой[352], учебник А.В. Костиной[353], а также Хрестоматия по культурологии (составитель А.И. Кравченко)[354]. Среди этих работ выде­ляются те, в которых делается акцент на теоретические вопросы культурологии, и те, в которых доминируют исторические разделы (их большинство). Ориентация на историю культуры как основу культурологии возможна в тех пособиях, кото­рые рассчитаны на изучение студентами некультурологических специальностей и где культурология предстает, прежде всего, как наука об исторических закономер­ностях развития культуры. Вместе с тем, многие работы достаточно полны по со­держанию, решают задачу введения студента в современные проблемы культуры и рассматривают проблемы, касающиеся соотношения в современном социокуль­турном пространстве массовой, народной и элитарной культуры, культуры инду­стриальной и постиндустриальной, культуры эпохи модерна и постмодерна. Таки­ми являются работы Т.Г. Грушевицкой и А.П. Садохина, рекомендованное науч­но-методическими советами УМО и Министерства образования РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов, учебник А.И. Кравченко, коллективный труд авторов под редакцией А.Л. Золкина, имеющий гриф Министерства образо­вания РФ и допущенный МВД РФ в качестве учебника для курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД России, учебное пособие, написанное одним из авторов статьи для студентов Московского гуманитарного университета непро­филирующих специальностей и рекомендованное Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по экономиче­ским специальностям. В них достаточно компактно излагаются основные положе­ния курса в соответствии с образовательным стандартом и выдерживается прин­цип последовательности изложения тем и постепенности введения основных по­нятий и категорий.

В значительной мере соответствующими требованиям, предъявляемым к учебным пособиям, предназначенных для студентов, обучающихся по специаль­ности «Культурология», являются уже названные выше учебные пособия А.П. Садохина и Т.Г. Грушевицкой, а также коллективный труд Г.С. Кнабе, И.В. Кон­дакова и других авторов под редакцией Т.Ф. Кузнецовой. Если в первом достаточ­но полно излагается весь спектр проблем культурологического знания - история этой науки с анализом культурологических концепций, теоретические вопросы, связанные с определением основных категорий (материальная и духовная культу­ра, «корневая», высокая и массовая, субкультура и контркультура), а также про­блемы динамики культуры (культурная картина мира, межкультурная коммуника­ция, типология культур, будущее культуры), то во втором, несмотря на акцент на истории культуры, представленной значительно более полно, чем в других рабо­тах аналогичного плана, за счет включения разделов по истории культуры Север­ной Америки, а также «серединных» и «специфических» культур, присутствуют и теоретические разделы, составляющие существенную часть его содержания.

Размышления о том, каким должно быть учебное пособие по культурологии, часто возвращаются к одной главной проблеме, заключающейся в том, что куль­турология как наука стремительно развивается. И все-таки, как нам представляет­ся, основной вектор развития культурологии уже можно наметить. Он заключается в том, что сегодня утратило актуальность понимание ее как науки, изучающей культуру в совокупности различных аспектов - ее исторической динамики, разви­тия ее самосознания, общественных структур и искусства, иными словами, пони­мание культурологии как специфического набора «наук о культуре» - таких, как история, философия, социология культуры, культурная антропология и других. Специфика современного понимания культурологии состоит в рассмотрении ее как науки, изучающей культуру в ее целостности, демонстрирующей подход культуре как к сложному системному объекту, как науки, стремящейся к синтезу различных парадигмальных подходов и выработке на их основе универсальной междисциплинарной теории.

Приблизиться к такому пониманию культурологии смогли авторы всего не­скольких работ - учебного пособия, подготовленного в Санкт-Петербургском го­сударственном университете и изданного под редакцией Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана[355], где концептуальной основой становится именно системный подход, а также учебного пособия, в авторский коллектив ко­торого вошли как ученые ведущих научно-исследовательских центров (Российско­го института культурологии, Государственного института искусствознания, Ин­ститута философии РАН), так и специалисты, работающие в крупнейших вузах (МГУ им. М.В. Ломоносова, Московском педагогическом государственном уни­верситете, Санкт-Петербургском университете культуры и искусств и др.) И.М. Быховская, Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, К.Э. Разлогов, В.М. Розин и др.[356]. В этих работах культура трактуется как сверхсложная самоорганизующаяся система, причем, предельно динамичная. Культурология же, в полном соответствии со сложностью изучаемого объекта, по­нимается и как междисциплинарная наука и как интегративная учебная дисципли­на. Подобное понимание предмета культурологии обусловило и организацию са­мого учебного материала: в первых разделах определяется место культурологии в системе гуманитарного знания, ее структура, междисциплинарные связи и особен­ности предмета. В последующих, носящих теоретико-методологический характер, раскрывается понятийно-категориальный аппарат культурологии и определение ее базовых понятий; культура рассматривается в ее онтологическом измерении как особая сфера, сосуществующая со сферами природы, общества и человека, рас­крываются антропологические аспекты культуры и закономерности процесса культурогенеза, рассматриваются типологические характеристики культуры, ос­мысливаются особенности современной культуры как культуры совершенно осо­бого типа, формирующейся под влиянием целой совокупности факторов, в том числе глобализационных процессов, а также излагаются основы тех подходов к культуре, которые были сформулированы в науке и философии от эпохи Просве­щения до эпохи постмодерна. Учебное пособие «Основы культурологии» в боль­шей степени раскрывает вопросы, связанные с прикладными возможностями куль­турологии - они, в основном, излагаются в разделе, связанном с культурными ос­нованиями и культурологическими смыслами социальных практик (культуроохранной, экономической, художественной, оздоровительной и др.).

Если отметить положительные стороны данных учебных пособий, то они за­ключаются, во-первых, в акценте на теоретико-методологических проблемах куль­турологического знания, представленных в более развернутом и систематизиро­ванном виде, чем в иных работах аналогичного плана, а, во-вторых, в попытке свя­зать эти теоретические проблемы с актуальными практиками функционирования культуры и приблизить преподавание этой дисциплины к будущей профессио­нальной деятельности студентов.

Говоря об учебных пособиях, предназначенных для студентов, обучающих­ся по специальности «Культурология», нельзя не упомянуть еще две работы, вы­деляющиеся своим фундаментальным подходом. Это «Теория культуры» и «Со­циология культуры», подготовленные А.И. Шендриком[357]. Данные учебные пособия обладает не только высокой практической значимостью, но и теоретической глубиной, в них учитывается направление и со­держание современных теоретических и прикладных разработок отечественных и зарубежных социологов и отражаются основные тенденции в развитии филосо­фии, теории, социологии культуры, а также социальной и культурной антрополо­гии. В то же время, автор обосновывает собственную позицию, обращаясь, в част­ности, к вопросу о предмете этих достаточно молодых и находящихся в процессе становления отраслей знания. Подобный подход становится тем более важным, что теория и социология культуры находятся в тесном взаимодействии друг с дру­гом, обладая при этом собственным исследовательским полем и методикой его изучения. Одним из достоинств данных работ является их методологическая чет­кость, отражающаяся в четкой структуризации материала, последовательности из­ложения, нацеленности на поэтапное формирование практических навыков работы студента в конкретных исследовательских проектах. Сложный характер объекта исследования и неизбежная междисциплинарность затрудняют установление не только четких границ предмета научного анализа, но и методов его изучения. От­сюда - то особое значение, которым обладают разделы, посвященные описанию методик, нацеленных на получение эмпирических данных о состоянии различных социокультурных феноменов.

В разговоре об учебно-методической литературе по данной дисциплине представляется актуальной еще одна проблема. Она связана с несогласованностью усилий авторов разных вузов по созданию качественной учебно-методической ли­тературы. Анализ учебников показывает, что многие работы, вполне продуман­ные, отражающие опыт преподавания этой дисциплины и содержащие многие ин­тересные сюжеты, остаются вне поля зрения не только студентов, но и преподава­телей. Эти работы или оседают в библиотеках вузов, или - даже будучи изданными - не оказывают существенного влияния ни на преподавательскую практику, ни -тем более - на содержание образовательных стандартов по дисциплине «культуро­логия». Среди тех работ, которые не остались незамеченными, но не были вклю­чены в процессы развития методики преподавания культурологии, хотелось бы на­звать три: учебник «Основы культурологии. Морфология культуры» А.С. Кармина[358]; учебное пособие «Культурология. Основные концепции» В.М. Диановой[359]; хрестоматию по культурологии «Самосознание миро­вой культуры» (Хрестоматия по культурологии. Том 1, 1999).

В первой из названных работ автор стремится раскрыть содержание культу­ры и как явления, и как понятия, и как проблемы современной науки. В книге оп­ределяется информационно-семиотическое понимание культуры, рассматривается генезис термина «культура» и становление его современного содержания, опреде­ляется функциональный характер явления, представляется многозначность этого понятия, включающего возможность и предельно общего его употребления и его частных значений - от национальной и этнической культуры до субкультуры и контркультуры. Автор трактует культуру как сверхсложную систему, существова­ние которой определяется соотношением текста, образуемого различными систе­мами знаков - естественных, функциональных, конвенциональных, вербальных, -и его интерпретации. В работе показано, что развитие культуры - сложный про­цесс, находящий различное теоретическое обоснование в трудах разных авторов. Автор прослеживает развитие различных теорий, находящихся в границах либо линейного понимания развития как прогресса, либо понимания истории как цик­лического процесса.

Учебное пособие В.М. Диановой привлекает концептуальностью идеи - его содержание определяет четкая структурированность основных положений. Автор рассматривает основные культурологические концепции, анализируя их теорети­ческие постулаты и методологические основания. Главным достоинством работы представляется то, что автор отказывается от исторического изложения материала, рассматривая основные подходы к культуре - вне зависимости от времени их воз­никновения - как рядоположенные. Это позволяет автору объединить в раздел о концепциях циклического развития культуры подходы Дж. Вико и его достаточно далеких последователей XX века, в раздел о концепциях линейного развития куль­туры - различные теории просветителей, в раздел об эволюционизме - различные теории эволюции от Г. Спенсера до Л. Уайта. Автор анализирует также цивилиза-ционные теории, раскрывает особенности психоаналитического подхода к культу­ре, рассматривает этапы развития структурализма и постструктурализма, выявляет специфику постмодернистской концепции культуры. Важно, что автор завершает работу попыткой осмыслить содержание современной культуры и наиболее акту­альных современных теорий, показывая, что наиболее актуальными из них явля­ются концепции универсализации культуры.

Наряду с учебной издавалась и справочная литература. Одним из первых в этом ряду можно назвать альманах «Лики культуры» (составитель и главный ре­дактор С.Я. Левит, 1995). В нем представлены различные трактовки культуры, ее место и роль в современном мире. Ценность этого издания заключалась в том, что в него включены работы западных авторов, переведенные на русский язык впер­вые. Большой интерес представляла «Антология культурологической мысли» (ав­торы-составители СП. Мамонтов, А.С. Мамонтов, 1996) как для культурологов так и студентов некультурологического профиля. Это сборник первоисточников, состоящий из отрывков известных произведений представителей мировой культу­рологической мысли. В 1998 году вышла в свет двухтомная энциклопедия «Куль­турология. XX век» (автор, составитель и главный редактор С. Я. Левит). Это пер­вое издание такого типа. В ней были обозначены границы культурологического поля. В содержание энциклопедии включены основные школы, направления, тео­рии, категории культурологии. Здесь же представлены крупнейшие мыслители, стоявшие у истоков этой науки.

В это же время активно развивается и такой жанр учебной литературы, как хрестоматии. Им, как правило, предшествовали учебники (под редакцией Драча и А.А. Радугина). Хрестоматия по культурологии (ответственный редактор А.А. Ра-дугин, 1998) включала извлечения из трудов мыслителей разных эпох, а также па­мятников мировой литературы. Она состояла из таких разделов, как сущность и предназначение культуры, развитие мировой культуры, основные этапы развития культуры России. В хрестоматии под редакцией И.Ф. Кефели[360] и других авторов наиболее ценным представляется продуманность включенных персоналий, доста­точно полное содержание текстов, опора на концептуальные работы авторов, на­личие кратких биографических справок. Несмотря на то, что ряд источников не обладает исчерпывающей полнотой, он дает представление о развитии знания о культуре, соответствующего каждой из культурно-исторических эпох. Вся имею­щаяся учебная литература была ориентирована на Государственные образователь­ные стандарты первого и второго поколений и в большей или меньшей степени отвечала их требованиям.

Как представляется нам будущее культурологии как специальности и как учебной дисциплины?

Сегодня мы имеем проекты федеральных государственных стандартов ново­го поколения, составленные с учетом перехода на двухуровневую подготовку: ба­калавров и магистров, в корне отличающиеся от стандартов первого и второго по­коления и по структуре и по содержанию. В новых образовательных стандартах значительно расширена область профессиональной деятельности с различными видами культурных объектов и социокультурных практик в историческом и соци­альном контекстах. В стандартах подробно излагаются объекты и виды профес­сиональной деятельности, к которой (к примеру, для бакалавров) относится:

• научно-исследовательская деятельность в научно-исследовательских инсти­тутах и центрах, музеях, библиотеках, архивах: выявление и комплексная обработ­ка информации о культурных формах, процессах и практиках в истории и совре­менности; научные проблемы исследования проблем теории и истории культуры; теоретическое изучение, конкретный анализ и освоение современных культурных форм и процессов, объектов историко-культурного назначения;

• организационно-управленческая деятельность в органах федерального, ре­гионального, муниципального государственного управления: управление в сфере культуры и разработка культурной политики; разработка и реализация научно-практических программ сохранения культурного и природного наследия;

• проектно-аналитическая и экспертная деятельность по социокультурному проектированию в аналитических центрах, общественных и государственных ор­ганизациях; работа в фирмах и консалтинговых компаниях, общественных и госу­дарственных организациях;

• производственно-технологическая деятельность в системе печатных и элек­тронных средств массовых коммуникаций, издательствах, рекламно-информационных и туристских агентствах, в системе маркетинговых коммуника­ций;

• культурно-просветительская деятельность в организациях и учреждениях культуры (музеях, библиотеках, культурных центрах): определение и решение культурно-просветительских и социально-культурных задач в различных сферах жизни общества;

• преподавательская деятельность в средних, средних специальных учебных заведениях, гимназиях и лицеях (Проекты федеральных государственных стандар­тов высшего профессионального образования уровня бакалавриата по направле­нию «Культурология»),

Как видим, виды профессиональной деятельности разнообразны, и бакалавр при желании сможет найти работу, хотя и на Западе и в России по поводу востребо­ванности бакалавров на рынке труда существуют скептические настроения. В Рос­сии они связаны еще и с тем, что первыми секвеструются разделы бюджета, свя­занные с культурой и образованием (проект бюджета на следующий год не являет­ся исключением), что будет затруднять набор студентов, да еще в условиях демо­графического кризиса. Поэтому наряду с фундаментальной подготовкой значи­тельно должна возрасти роль профильной, направленной на формирование обще­профессиональных компетенций.

В новых стандартах культурология как учебная дисциплина отсутствует в базовой (обязательной) части гуманитарного, социального и экономического цик­ла. Изменение парадигмы образования - переход от знаниевой к компетентностной модели в новых стандартах предъявляет и новые требования к содержанию учеб­ной литературы, способной обеспечить формирование у студентов компетенций всех видов профессиональной деятельности. Поколение новых учебников и другой учебной литературы будет направлено на реализацию комплексного подхода. При подготовке учебных пособий необходимо будет учитывать повышение роли само­стоятельной работы студентов, которая становится важнейшим инструментом формирования профессиональных компетенций, среди которых значительное ме­сто отводится формированию общекультурных компетенций социального взаимо­действия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характе­ра.

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое исполь­зование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, тренингов, которые должны составлять не менее 20 процентов аудиторных заня­тий, а занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов. Учебная литература потребуется совсем другого качества с учетом новых реалий, с ориен­тацией, прежде всего, на самостоятельную подготовку студентов.

Если говорить о научной значимости учебного пособия, то она должна по­являться в стремлении авторов изложить на страницах учебника самые сложные проблемы мировой культурологической науки, представить развернутый спектр различных теоретических постулатов, научных концепций и актуальных исследо­вательских позиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: