Становление культурологии как науки, получившей официальный статус только в 90-е годы прошлого века, проходило очень сложно. Это было связано с тем, что она не обладала четко очерченным проблемным полем и методологией его исследования. Многочисленные дискуссии, которые проводились на протяжении длительного времени, способствовали тому, что сегодня культурология воспринимается многими учеными как целостная наука, обладающая собственным предметом и методами его исследования.
Специфика современного понимания культурологии состоит в рассмотрении ее, во-первых, как науки, изучающей культуру в качестве сложного системного объекта, распадающегося на множество подсистем. Во-вторых, как комплексной гуманитарной науки, сформировавшейся на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, семиотики, лингвистики, информатики, что выражает доминирующую в XX веке тенденцию интеграции научного знания о культуре (Кармин, 1997: 4), то есть, как науки, стремящейся к синтезу различных парадигмальных подходов и выработке на их основе универсальной междисциплинарной теории. В третьих, как учебной дисциплины, интегрирующей в себе достижения ученых в этой области науки. В-четвертых, как специальности, а с сентября 2009 года - как направлению подготовки бакалавров.
Интенсивное осмысление культурологии и накопленный опыт показали, что наряду с теоретическим знанием, она, ориентируясь на задачи профессиональной подготовки самых разных специалистов, помогает им овладеть общей и профессиональной культурой.
Несмотря на то, что культурология была включена во все Государственные стандарты высшего образования второго поколения, она не стала обязательной дисциплиной, такой как философия, история, иностранный язык, физическая культура, а в условиях модернизации российского образования из-за недостатка средств и уменьшения аудиторной нагрузки и вовсе была исключена из учебных планов многих вузов, что привело к закрытию кафедр культурологии в них. Об этом можно только сожалеть, так как многие современные проблемы могут осмысливаться и отчасти разрешаться в границах культурологического знания. В современном противоречивом мире культура - это та сила, которая способна предотвратить многие негативные явления.
Культурология дает возможность человеку усвоить и осознать содержание и ценность не только своей, но и иных культур, понять что диалог - это единственная основа современного культурного и цивилизационного равновесия. Она облегчает коммуникации, способствует установлению человеком его собственной - национальной, социальной, политической, культурной - идентичности. Культурологическое образование позволяет осознать, что поступательное развитие общества возможно только тогда, когда культура развивается гармонично, когда она может дать ответы на вызовы времени. Культурология сегодня, может быть, в большей степени, чем другие дисциплины, формирует нравственные основы личности, мировоззренческие позиции, ценностные ориентации. Эти обстоятельства позволяют говорить о высокой миссии культурологического знания.
Культурология не является рыночной специальностью. Поэтому необычайно острым стоит вопрос о конкурентоспособности выпускников, об экономической эффективности их будущей деятельности. Чтобы успешно конкурировать на рынке труда, необходимо обладать широким кругозором и специализированной подготовкой. На рынке труда в развитых странах большим спросом пользуются именно те специалисты, чья работа оказывается экономически более эффективной. Социально-гуманитарная составляющая является важным элементом общей и профессиональной культуры. Она позволяет успешно применять знания, умения и личностные качества в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.
Немаловажными являются, как показывает практика, культурологические знания и для «не культурологов». Понимание законов функционирования культуры в широком смысле этого слова не только способствует освоению технологий корпоративного взаимодействия и создает базу для деловой коммуникации, составляющей необходимую компоненту профессионального успеха, но и облегчает поиск оптимальных решений: в сложных ситуациях, помогает высветить как ее узкопрофессиональный, так и человеческий смысл. Иными словами, культурологическая компонента позволяет не только постичь культурный смысл профессии, но, по мнению В. Межуева, стать культурным человеком эпохи. Именно с этим связаны перспективы развития культурологии как учебной дисциплины. Ее основная цель - формирование социокультурных компетенций специалиста, необходимых для успешного решения профессиональных задач, творческой составляющей, способности и стремлению к постоянному самосовершенствованию, саморазвитию.
С самых первых дней появления культурологии как специальности и учебной дисциплины, при отсутствии какой-либо учебно-методической базы у ученых и вузовских преподавателей вполне закономерно проявился интерес к подготовке учебной и справочной литературы. Это привело к ее быстрому количественному росту. Обилие имеющейся литературы по культурологии для студентов высших учебных заведений включает в себя учебники, учебные пособия, хрестоматии, энциклопедии, словари, справочники, но пока нет единства в понимании содержания данной дисциплины. Такая ситуация была характерной для начального периода ее развития, когда культурология только зарождалась, когда не были очерчены ее предметное поле, специфика методологии и решаемых ей теоретических и практических задач. Несмотря на то, что культурология как наука продвинулась далеко вперед, и сегодня продолжаются дискуссии о ее содержании, месте и роли в обществе.
Если совершить исторический экскурс в то время, когда эта наука появилась на свет, то мы обнаружим в самых первых учебных пособиях отсутствие единого мнения о том, что есть культурология, каков ее предмет. Культурология трактовалась как наука, изучающая «наиболее общие закономерности развития культуры, принципы ее функционирования»[348], как совокупность или комплекс наук о культуре[349], как наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия[350]. В другой учебной литературе культурология понималась более узко и рассматривалась только как теория и история культуры.
Основой современного понимания культурологии как науки и учебной дисциплины стали многие положения, сформулированные на страницах первых учебников и учебных пособий. Одним из них стало подготовленное коллективом авторов Московского института электронного машиностроения под руководство профессора В.А. Сапрыкина «Введение в культурологию. Конспект лекций» (М 1992), где была предпринята попытка осветить наиболее важные проблемы культурологического знания. Сегодня мы наблюдаем настоящий бум, выражающийся том, что практически каждый вуз стремится иметь свой учебник или учебное пособие. Однако немалое количество работ подобного рода вовсе не означает равного научного, методологического и учебно-методического значения. Но современным учебникам присущи те же недостатки, что существовали и ранее.
Учебную литературу по культурологии можно разделить на специальную, предназначенную для студентов, которые избрали своей профессией культурологию, и литературу для всех других специальностей.
Для некультурологических специальностей в 90-е годы были изданы, кроме выше перечисленных, учебное пособие «Культурология», составитель и ответственный редактор А.А. Радугин (1996), «Лекции по культурологии» B.C. Поликарповой (1997), «Культурология. История Мировой культуры» А.Н. Марковой (1998), «Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры» П.А. Сапронова (1998) и другие. В них культура рассматривается в теоретическом, методологическом и историческом аспектах. Среди этой литературы особо следует выделить учебное пособие Велика А.А. «Культурология. Антропологические теории культур» (2000). Уже само название говорит о том, что автор сосредоточил свои усилия на раскрытии антропологических концепций культуры, поэтому здесь впервые изложены теории А. Крёбера, Л. Уайта, М. Херсковица, большое внимание уделено и психологическим концепциям. Учебник базировался на курсе лекций, которые автор прочитал для студентов московских вузов некультурологических специальностей, хотя имеющийся там материал представлял интерес и для студентов-культурологов, изучающих проблемы культурной антропологии.
В последние годы появились учебное пособие А. И. Кравченко, учебник для вузов под редакцией А.Л. Золкина[351], учебник А.П. Садохина и Т.Г. Грушевицкой «Культурология. История мировой культуры» под редакцией Т.Ф. Кузнецовой[352], учебник А.В. Костиной[353], а также Хрестоматия по культурологии (составитель А.И. Кравченко)[354]. Среди этих работ выделяются те, в которых делается акцент на теоретические вопросы культурологии, и те, в которых доминируют исторические разделы (их большинство). Ориентация на историю культуры как основу культурологии возможна в тех пособиях, которые рассчитаны на изучение студентами некультурологических специальностей и где культурология предстает, прежде всего, как наука об исторических закономерностях развития культуры. Вместе с тем, многие работы достаточно полны по содержанию, решают задачу введения студента в современные проблемы культуры и рассматривают проблемы, касающиеся соотношения в современном социокультурном пространстве массовой, народной и элитарной культуры, культуры индустриальной и постиндустриальной, культуры эпохи модерна и постмодерна. Такими являются работы Т.Г. Грушевицкой и А.П. Садохина, рекомендованное научно-методическими советами УМО и Министерства образования РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов, учебник А.И. Кравченко, коллективный труд авторов под редакцией А.Л. Золкина, имеющий гриф Министерства образования РФ и допущенный МВД РФ в качестве учебника для курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД России, учебное пособие, написанное одним из авторов статьи для студентов Московского гуманитарного университета непрофилирующих специальностей и рекомендованное Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. В них достаточно компактно излагаются основные положения курса в соответствии с образовательным стандартом и выдерживается принцип последовательности изложения тем и постепенности введения основных понятий и категорий.
В значительной мере соответствующими требованиям, предъявляемым к учебным пособиям, предназначенных для студентов, обучающихся по специальности «Культурология», являются уже названные выше учебные пособия А.П. Садохина и Т.Г. Грушевицкой, а также коллективный труд Г.С. Кнабе, И.В. Кондакова и других авторов под редакцией Т.Ф. Кузнецовой. Если в первом достаточно полно излагается весь спектр проблем культурологического знания - история этой науки с анализом культурологических концепций, теоретические вопросы, связанные с определением основных категорий (материальная и духовная культура, «корневая», высокая и массовая, субкультура и контркультура), а также проблемы динамики культуры (культурная картина мира, межкультурная коммуникация, типология культур, будущее культуры), то во втором, несмотря на акцент на истории культуры, представленной значительно более полно, чем в других работах аналогичного плана, за счет включения разделов по истории культуры Северной Америки, а также «серединных» и «специфических» культур, присутствуют и теоретические разделы, составляющие существенную часть его содержания.
Размышления о том, каким должно быть учебное пособие по культурологии, часто возвращаются к одной главной проблеме, заключающейся в том, что культурология как наука стремительно развивается. И все-таки, как нам представляется, основной вектор развития культурологии уже можно наметить. Он заключается в том, что сегодня утратило актуальность понимание ее как науки, изучающей культуру в совокупности различных аспектов - ее исторической динамики, развития ее самосознания, общественных структур и искусства, иными словами, понимание культурологии как специфического набора «наук о культуре» - таких, как история, философия, социология культуры, культурная антропология и других. Специфика современного понимания культурологии состоит в рассмотрении ее как науки, изучающей культуру в ее целостности, демонстрирующей подход культуре как к сложному системному объекту, как науки, стремящейся к синтезу различных парадигмальных подходов и выработке на их основе универсальной междисциплинарной теории.
Приблизиться к такому пониманию культурологии смогли авторы всего нескольких работ - учебного пособия, подготовленного в Санкт-Петербургском государственном университете и изданного под редакцией Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана[355], где концептуальной основой становится именно системный подход, а также учебного пособия, в авторский коллектив которого вошли как ученые ведущих научно-исследовательских центров (Российского института культурологии, Государственного института искусствознания, Института философии РАН), так и специалисты, работающие в крупнейших вузах (МГУ им. М.В. Ломоносова, Московском педагогическом государственном университете, Санкт-Петербургском университете культуры и искусств и др.) И.М. Быховская, Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, К.Э. Разлогов, В.М. Розин и др.[356]. В этих работах культура трактуется как сверхсложная самоорганизующаяся система, причем, предельно динамичная. Культурология же, в полном соответствии со сложностью изучаемого объекта, понимается и как междисциплинарная наука и как интегративная учебная дисциплина. Подобное понимание предмета культурологии обусловило и организацию самого учебного материала: в первых разделах определяется место культурологии в системе гуманитарного знания, ее структура, междисциплинарные связи и особенности предмета. В последующих, носящих теоретико-методологический характер, раскрывается понятийно-категориальный аппарат культурологии и определение ее базовых понятий; культура рассматривается в ее онтологическом измерении как особая сфера, сосуществующая со сферами природы, общества и человека, раскрываются антропологические аспекты культуры и закономерности процесса культурогенеза, рассматриваются типологические характеристики культуры, осмысливаются особенности современной культуры как культуры совершенно особого типа, формирующейся под влиянием целой совокупности факторов, в том числе глобализационных процессов, а также излагаются основы тех подходов к культуре, которые были сформулированы в науке и философии от эпохи Просвещения до эпохи постмодерна. Учебное пособие «Основы культурологии» в большей степени раскрывает вопросы, связанные с прикладными возможностями культурологии - они, в основном, излагаются в разделе, связанном с культурными основаниями и культурологическими смыслами социальных практик (культуроохранной, экономической, художественной, оздоровительной и др.).
Если отметить положительные стороны данных учебных пособий, то они заключаются, во-первых, в акценте на теоретико-методологических проблемах культурологического знания, представленных в более развернутом и систематизированном виде, чем в иных работах аналогичного плана, а, во-вторых, в попытке связать эти теоретические проблемы с актуальными практиками функционирования культуры и приблизить преподавание этой дисциплины к будущей профессиональной деятельности студентов.
Говоря об учебных пособиях, предназначенных для студентов, обучающихся по специальности «Культурология», нельзя не упомянуть еще две работы, выделяющиеся своим фундаментальным подходом. Это «Теория культуры» и «Социология культуры», подготовленные А.И. Шендриком[357]. Данные учебные пособия обладает не только высокой практической значимостью, но и теоретической глубиной, в них учитывается направление и содержание современных теоретических и прикладных разработок отечественных и зарубежных социологов и отражаются основные тенденции в развитии философии, теории, социологии культуры, а также социальной и культурной антропологии. В то же время, автор обосновывает собственную позицию, обращаясь, в частности, к вопросу о предмете этих достаточно молодых и находящихся в процессе становления отраслей знания. Подобный подход становится тем более важным, что теория и социология культуры находятся в тесном взаимодействии друг с другом, обладая при этом собственным исследовательским полем и методикой его изучения. Одним из достоинств данных работ является их методологическая четкость, отражающаяся в четкой структуризации материала, последовательности изложения, нацеленности на поэтапное формирование практических навыков работы студента в конкретных исследовательских проектах. Сложный характер объекта исследования и неизбежная междисциплинарность затрудняют установление не только четких границ предмета научного анализа, но и методов его изучения. Отсюда - то особое значение, которым обладают разделы, посвященные описанию методик, нацеленных на получение эмпирических данных о состоянии различных социокультурных феноменов.
В разговоре об учебно-методической литературе по данной дисциплине представляется актуальной еще одна проблема. Она связана с несогласованностью усилий авторов разных вузов по созданию качественной учебно-методической литературы. Анализ учебников показывает, что многие работы, вполне продуманные, отражающие опыт преподавания этой дисциплины и содержащие многие интересные сюжеты, остаются вне поля зрения не только студентов, но и преподавателей. Эти работы или оседают в библиотеках вузов, или - даже будучи изданными - не оказывают существенного влияния ни на преподавательскую практику, ни -тем более - на содержание образовательных стандартов по дисциплине «культурология». Среди тех работ, которые не остались незамеченными, но не были включены в процессы развития методики преподавания культурологии, хотелось бы назвать три: учебник «Основы культурологии. Морфология культуры» А.С. Кармина[358]; учебное пособие «Культурология. Основные концепции» В.М. Диановой[359]; хрестоматию по культурологии «Самосознание мировой культуры» (Хрестоматия по культурологии. Том 1, 1999).
В первой из названных работ автор стремится раскрыть содержание культуры и как явления, и как понятия, и как проблемы современной науки. В книге определяется информационно-семиотическое понимание культуры, рассматривается генезис термина «культура» и становление его современного содержания, определяется функциональный характер явления, представляется многозначность этого понятия, включающего возможность и предельно общего его употребления и его частных значений - от национальной и этнической культуры до субкультуры и контркультуры. Автор трактует культуру как сверхсложную систему, существование которой определяется соотношением текста, образуемого различными системами знаков - естественных, функциональных, конвенциональных, вербальных, -и его интерпретации. В работе показано, что развитие культуры - сложный процесс, находящий различное теоретическое обоснование в трудах разных авторов. Автор прослеживает развитие различных теорий, находящихся в границах либо линейного понимания развития как прогресса, либо понимания истории как циклического процесса.
Учебное пособие В.М. Диановой привлекает концептуальностью идеи - его содержание определяет четкая структурированность основных положений. Автор рассматривает основные культурологические концепции, анализируя их теоретические постулаты и методологические основания. Главным достоинством работы представляется то, что автор отказывается от исторического изложения материала, рассматривая основные подходы к культуре - вне зависимости от времени их возникновения - как рядоположенные. Это позволяет автору объединить в раздел о концепциях циклического развития культуры подходы Дж. Вико и его достаточно далеких последователей XX века, в раздел о концепциях линейного развития культуры - различные теории просветителей, в раздел об эволюционизме - различные теории эволюции от Г. Спенсера до Л. Уайта. Автор анализирует также цивилиза-ционные теории, раскрывает особенности психоаналитического подхода к культуре, рассматривает этапы развития структурализма и постструктурализма, выявляет специфику постмодернистской концепции культуры. Важно, что автор завершает работу попыткой осмыслить содержание современной культуры и наиболее актуальных современных теорий, показывая, что наиболее актуальными из них являются концепции универсализации культуры.
Наряду с учебной издавалась и справочная литература. Одним из первых в этом ряду можно назвать альманах «Лики культуры» (составитель и главный редактор С.Я. Левит, 1995). В нем представлены различные трактовки культуры, ее место и роль в современном мире. Ценность этого издания заключалась в том, что в него включены работы западных авторов, переведенные на русский язык впервые. Большой интерес представляла «Антология культурологической мысли» (авторы-составители СП. Мамонтов, А.С. Мамонтов, 1996) как для культурологов так и студентов некультурологического профиля. Это сборник первоисточников, состоящий из отрывков известных произведений представителей мировой культурологической мысли. В 1998 году вышла в свет двухтомная энциклопедия «Культурология. XX век» (автор, составитель и главный редактор С. Я. Левит). Это первое издание такого типа. В ней были обозначены границы культурологического поля. В содержание энциклопедии включены основные школы, направления, теории, категории культурологии. Здесь же представлены крупнейшие мыслители, стоявшие у истоков этой науки.
В это же время активно развивается и такой жанр учебной литературы, как хрестоматии. Им, как правило, предшествовали учебники (под редакцией Драча и А.А. Радугина). Хрестоматия по культурологии (ответственный редактор А.А. Ра-дугин, 1998) включала извлечения из трудов мыслителей разных эпох, а также памятников мировой литературы. Она состояла из таких разделов, как сущность и предназначение культуры, развитие мировой культуры, основные этапы развития культуры России. В хрестоматии под редакцией И.Ф. Кефели[360] и других авторов наиболее ценным представляется продуманность включенных персоналий, достаточно полное содержание текстов, опора на концептуальные работы авторов, наличие кратких биографических справок. Несмотря на то, что ряд источников не обладает исчерпывающей полнотой, он дает представление о развитии знания о культуре, соответствующего каждой из культурно-исторических эпох. Вся имеющаяся учебная литература была ориентирована на Государственные образовательные стандарты первого и второго поколений и в большей или меньшей степени отвечала их требованиям.
Как представляется нам будущее культурологии как специальности и как учебной дисциплины?
Сегодня мы имеем проекты федеральных государственных стандартов нового поколения, составленные с учетом перехода на двухуровневую подготовку: бакалавров и магистров, в корне отличающиеся от стандартов первого и второго поколения и по структуре и по содержанию. В новых образовательных стандартах значительно расширена область профессиональной деятельности с различными видами культурных объектов и социокультурных практик в историческом и социальном контекстах. В стандартах подробно излагаются объекты и виды профессиональной деятельности, к которой (к примеру, для бакалавров) относится:
• научно-исследовательская деятельность в научно-исследовательских институтах и центрах, музеях, библиотеках, архивах: выявление и комплексная обработка информации о культурных формах, процессах и практиках в истории и современности; научные проблемы исследования проблем теории и истории культуры; теоретическое изучение, конкретный анализ и освоение современных культурных форм и процессов, объектов историко-культурного назначения;
• организационно-управленческая деятельность в органах федерального, регионального, муниципального государственного управления: управление в сфере культуры и разработка культурной политики; разработка и реализация научно-практических программ сохранения культурного и природного наследия;
• проектно-аналитическая и экспертная деятельность по социокультурному проектированию в аналитических центрах, общественных и государственных организациях; работа в фирмах и консалтинговых компаниях, общественных и государственных организациях;
• производственно-технологическая деятельность в системе печатных и электронных средств массовых коммуникаций, издательствах, рекламно-информационных и туристских агентствах, в системе маркетинговых коммуникаций;
• культурно-просветительская деятельность в организациях и учреждениях культуры (музеях, библиотеках, культурных центрах): определение и решение культурно-просветительских и социально-культурных задач в различных сферах жизни общества;
• преподавательская деятельность в средних, средних специальных учебных заведениях, гимназиях и лицеях (Проекты федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования уровня бакалавриата по направлению «Культурология»),
Как видим, виды профессиональной деятельности разнообразны, и бакалавр при желании сможет найти работу, хотя и на Западе и в России по поводу востребованности бакалавров на рынке труда существуют скептические настроения. В России они связаны еще и с тем, что первыми секвеструются разделы бюджета, связанные с культурой и образованием (проект бюджета на следующий год не является исключением), что будет затруднять набор студентов, да еще в условиях демографического кризиса. Поэтому наряду с фундаментальной подготовкой значительно должна возрасти роль профильной, направленной на формирование общепрофессиональных компетенций.
В новых стандартах культурология как учебная дисциплина отсутствует в базовой (обязательной) части гуманитарного, социального и экономического цикла. Изменение парадигмы образования - переход от знаниевой к компетентностной модели в новых стандартах предъявляет и новые требования к содержанию учебной литературы, способной обеспечить формирование у студентов компетенций всех видов профессиональной деятельности. Поколение новых учебников и другой учебной литературы будет направлено на реализацию комплексного подхода. При подготовке учебных пособий необходимо будет учитывать повышение роли самостоятельной работы студентов, которая становится важнейшим инструментом формирования профессиональных компетенций, среди которых значительное место отводится формированию общекультурных компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера.
Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, тренингов, которые должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий, а занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов. Учебная литература потребуется совсем другого качества с учетом новых реалий, с ориентацией, прежде всего, на самостоятельную подготовку студентов.
Если говорить о научной значимости учебного пособия, то она должна появляться в стремлении авторов изложить на страницах учебника самые сложные проблемы мировой культурологической науки, представить развернутый спектр различных теоретических постулатов, научных концепций и актуальных исследовательских позиций.