Условия формирования и оценивания

Высокий уровень компетентности выпускников высшей школы рассматривается сегодня как главный ресурс социально-экономического развития в информационном обществе и важнейшее конкурентное преимущество одних государств перед другими.

Компетенции представляют собой динамичное сочетание жизненных и профессиональных ориентиров, знаний, умений (выработку индивидуальных способностей применять знания и умения, направленность на решение функциональных задач в конкретных ситуациях). Компетенция – это то, что студент знает, понимает и способен делать. Компетенции выражают способности и готовность выпускников применять в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности знания, умения, интеллектуальные и практические навыки, личностные качества, приобретенные ими в результате освоения основной образовательной программы[324].

В перечень ключевых компетенций входят: коммуникативная компетенция (владение письменной и устной коммуникацией); компетенция в решении проблем (навыки критического мышления, способности к планированию и организации, способность к оцениванию); информационная компетенция (навыки и умения работы с информацией); «вычислительная» компетенция (способность использовать графическую информацию и цифры), навыки работы с другими (способность к сотрудничеству). В настоящее время ключевые компетенции включены во все курсы квалификационных испытаний в системе мирового профессионального образования и являются предметом оценки и сертификации[325].

В связи с реформой высшей школы и задачей сближения российского университетского образования с университетским образованием других стран повышается значимость конечных результатов обучения, а значит, - взаимосвязи целей, функциональных задач и компетенций выпускника по основной образовательной программе.

Цель данной статьи состоит в рассмотрении проблем результативности подготовки магистров культурологии в российских университетах в контексте мирового образовательного процесса.

Обсуждение этой темы представляется весьма актуальным, поскольку и сама отрасль социально-гуманитарного знания, составляющая основу содержания подготовки, равно как и области применения профессиональных компетенций выпускников-культурологов в обществе и на рынке труда в настоящее время находятся в стадии качественного переопределения.

Многомерность подходов и содержания понятийного аппарата, используемого в научном пространстве культурологии, множественность и фрагментированность проблемных полей обусловливают сложность построения основных образовательных программ по специальности и направлению «культурология». Особые трудности создает формулирование результатов вузовского культурологического образования и востребованность выпускников на рынке труда[326]. Для организаторов и участников «строительства» новых основных образовательных программ по культурологии, особую актуальность приобретают вопросы:

· как осуществляется перевод культурологического знания в основные образовательные программы профессиональной подготовки с учетом познавательных «вызовов» современной науки;

· каким образом результаты обучения в рамках основных образовательных программ подготовки культурологов соотносятся с современными запросами и требованиями общества и рынка труда.

В настоящее время трудности построения новых основных образовательных программ по направлению «культурология» обусловливаются наличием нескольких, взаимосвязанных проблем. В их числе:

· неразвитость и неотчетливость запросов работодателей на компетенции выпускников (бакалавров и, тем более, - магистров), а значит, и на результаты обучения по этим образовательным программам;

· сохраняющиеся сложности перевода современного научного знания о культуре в основные образовательные программы подготовки, связанные с осуществлением самих процедур отбора единиц дисциплинарного знания и их адаптации к результатам обучения, целям и задачам образования;

· теоретические и концептуальные установки самой российской культурологии, которая в значительной степени продолжает сохранять свою обособленность от мирового научного знания.

Присоединение России к Болонскому процессу и курс государственной власти на приоритетное развитие направлений подготовки в национальной образовательной системе[327] заметно стимулировали рост количества открываемых магистерских программ. Решающим шагом к интенсификации этой деятельности стало, как ни парадоксально, государственное «указание» на свертывание программ подготовки по специальности в ходе разработки нового поколения Государственных образовательных стандартов (ФГОС). Именно отсутствие перспективы продолжения «специалитета» по культурологии вынуждает руководителей российских вузов переходить к освоению программ обучения на уровне магистратуры. Это заметно по возросшей интенсивности открытия магистерских программ в 2007 – 2010 гг.

В последние два года такие программы были открыты (на основе государственного образовательного стандарта 2000 г.) в ряде ведущих высших учебных заведений России: ЮФУ, РПГУ, СПбГУ, СПбГУКИ, ТГУ, МГУ и др. В основном это программы научно-исследовательской ориентации (теория культуры, историческая культурология, социология культуры и пр.). В ведущих негосударственных вузах и государственных технических университетах, где прежде реализовывались программы по специальности и по направлению на уровне бакалавриата, актуальность приобрели магистерские программы прикладного характера: МосГУ, ИГХТУ, СПбГУВК и др.

Анализ вузовских рабочих учебных планов по направлению «культурология» с разными специализированными магистерскими программами позволяет говорить о том, что в концепциях магистерского обучения до сих пор во многом воспроизводится логика «знаниевой» - «предметной» подготовки. Магистерские программы нередко выстраиваются как “перелицованные» программы подготовки культурологов по специальности. Обильно используемая при описании ряда магистерских программ «болонская» терминология не в состоянии скрыть явление, которое можно определить как вынужденное приспособление сложившейся модели высшего профессионального образования к декларируемым новациям.

Все это побуждает к необходимости продолжения открытых обсуждений в профессиональной среде о принципах построения основных образовательных программ подготовки магистров и коллективной разработке принципиально новых ООП в уровневой системе образования.

Структура основной образовательной программы направлению «культурология» на всех ее уровнях должна обеспечивать возможности для развития студенческих компетенций. Это предполагает разработку технологий проектирования, реализации и оценивания компетенций как важнейшего результата университетской основной образовательной программы[328].

Технологии проектирования компетенций включают в себя:

· определение перечня компетенций;

· выбор стратегии формирования компетенций в процессе образования;

· операционализация компетенций и их распределение по уровням, циклам, модулям и учебным дисциплинам;

· подбор педагогических технологий; создание диагностического инструментария для оценки компетенций.

Определение степени усвоения компетенций включает в себя описание показателей владения компетенциями для каждого уровня обучения, а также оценочный инструментарий, позволяющий диагностировать степень освоения ключевых компетенций каждым обучающимся.

Наряду с формулированием четких требований к уровням усвоения необходимо использование конкретных приемов и процедур оценивания уровня сформированности компетенций: наблюдение, ответы на вопросы, проектная работа, письменный дневник, ролевая игра, практические задания в форме демонстрации профессиональных умений, составление папки достижений (портфолио) и паспорта профессиональной карьеры.

Результаты образования и компетенции устанавливаются не только на уровне квалификации, но и в ходе освоения циклов, модулей и учебных дисциплин. Общекультурные, общепрофессиональные и специальные компетенции формируются на базе освоения разных дисциплин с учетом запросов и консультаций с работодателями, специалистами и академическими профессионалами. Общекультурные компетенции предполагают способности выпускника к критическому мышлению, анализу и синтезу, владение общими научными и социальными знаниями, способности к самостоятельному обучению и коммуникациям, упорство, способности лидерства, навыки планирования и организации. Речь идет о качествах, которые используются далеко не только в тех сферах деятельности, которые связаны с предметной областью культурологии. В дополнение к этим общим компетенциям, которые могут быть успешно развиты на всех уровнях образовательной программы, в каждом учебном модуле или курсе формируются более конкретные предметные компетенции (знания и навыки).

Специальные предметно-конкретные теоретические и практические компетенциипредполагают владение знаниями, относящимися к области культурологии, подходами к решению проблем (методики и техники анализа). При этом определяются приоритеты и уровни освоения каждого вида предметных знаний для того, чтобы спроектировать оптимальный рабочий учебный план.

Результаты обучения и компетенции могут быть достигнуты использованием различных видов, методов, техник преподавания и обучения. Среди них: посещение лекций, работа в семинарской группе, проектно-проблемные виды работы, тренинг практических умений, написание письменных работ возрастающей сложности, обучение методикам критического анализа различных видов текстов, аналитическое чтение научной литературы, работа с учетом отведенного времени, написание и презентации курсовых работ, практики, индивидуальное обучение и пр.

При разграничении уровней профессиональной программы по культурологии должны быть выявлены общие критерии результативности и качества образования. Набор компетенций выпускника может быть общим для обоих уровней образования – бакалаврского и магистерского. В конечном счете, виды и задачи деятельности бакалавра и магистра определяются необходимостью подготовки компетентных и конкурентоспособных на рынке труда профессионалов, способных удовлетворять научные, культурно-образовательные и социально-практические потребности общества в динамичной, меняющейся социальной среде.

Наибольшую сложность при разработке профессиональных программ представляет задача определения глубины универсальных и специальных компетенций по уровням обучения. Основное различие состоит в объеме выполняемых функциональных задач, конкретное решение которых определяется спецификой областей, объектов и видов профессиональной деятельности.

Магистр культурологии должен обладать компетенциями, соответствующими второму уровню профессиональной подготовки. Это:

· владение предметной областью на продвинутом уровне: использование новейших методов и техник исследования, знание современных теории и их интерпретаций, углубленное понимание их относительности, умение критически осмыслять развитие теории и практики

· владение методами и техниками независимого исследования и умение представлять его результаты на продвинутом уровне,

· способность вносить оригинальный вклад в предметную область в соответствии с ее профессиональными правилами, в том числе, в рамках квалификационной работы,

· способность к выработке инновационных способов представления и передачи профессионального знания гражданскому обществу,

· творческий подход и способность к производству нового знания

Необходимо подчеркнуть, что качественные результаты могут быть получены посредством разных форм обучения и методик.

Компетенции выпускника второго уровня (степень магистра) по культурологии – это усложнение и расширение компетенций выпускника первого уровня, развитые способности к выявлению и анализу системных взаимосвязей. Это означает, что в перечне компетентностей выпускника второго уровня по сравнению с перечнем для первого уровня наращиваются общенаучные и специальные компетенции:

Область профессиональной деятельности магистра включает в себя углубленные фундаментальные исследования и научно-практические инновационные разработки, направленные на системное решение задач в различных сферах и формах культуры, направлениях и содержании современной культурной политики и социально-культурной жизни. Объектом (предметом) профессиональной деятельности магистра является содержание культурных форм и процессов в истории и современности. Основу его работы составляет научное изучение и практическое овладение способами и средствами формирования и распространения в обществе культурных значений и смыслов. Магистр решает соответствующие функциональные задачи в государственных и негосударственных (управленческих, научно-исследовательских, научно-образовательных, массовых медийных и проч.) учреждениях и организациях, связанных с производством, освоением, распространением и сохранением культурных значений и форм. Как и при подготовке бакалавра, предполагается поливариантность предметной сферы деятельности магистра культурологии в научно-исследовательских, культурно-образовательных, государственных и общественных учреждениях и организациях.

После завершения второго уровня образовательной программы по культурологии полученная степень служит для выпускника основанием для того, чтобы он мог занимать профессиональные и социальные позиции большей ответственности (исследовательская, проектная, управленческая, креативная деятельность) во всех сферах, которые определены для первого уровня профессионального обучения. Она обеспечивает выпускнику доступ к занятости в системе высшего образования.

Использование результатов обучения в качестве важнейшего принципа построения образовательной структуры представляет собой концептуальный переход от системы, ориентированной на вклад преподавателя, к системе, ориентированной на результаты образовательной деятельности студента. В привычной для российской высшей школы парадигме обучения основной упор делался на приобретение и передачу знаний. Модель, ориентированная на студента, означает, что именно студент оказывается в центре всего образовательного процесса. Смена образовательной парадигмы предполагает не только изменение роли преподавателя и всей организации обучения, но и акцентирование внимания на то, каким образом измеряется учебная нагрузка студента, как она рассчитывается и оценивается с точки зрения результатов обучения и приобретаемых компетенций.

Выработка компетенций связана с использованием (и оцениванием) в процессе «студентоцентрированного» обучения различных форм учебной и самостоятельной работы: просеминары, спецсеминары, проблемные лекции, интерактивная работа в группе, различные виды устных и письменных работ, изучение базовых текстов с использованием современных технологий и процедур анализа, самостоятельное исследование выбранной проблематики.

Критерии оценки форм обучения должны быть «прозрачными» и четкими, чтобы иметь возможность определить, что студент «на выходе» действительно обладает необходимыми компетенциями. Они определяются на основе описания видов и содержания образовательной деятельности студента, при выполнении которых достигаются необходимые для каждого цикла результаты обучения.

В результате выполнения образовательной программы должны быть достигнуты определенные результаты обучения и набрано необходимое количество кредитов. Понятие «обучение» связывается с термином «кредит», ориентирующим на «результаты обучения» на разных циклах. Кредиты должны быть выражены в среднем количестве часов, требуемых студенту, чтобы достичь конкретных результатов обучения. Один кредит измеряется 36 часами рабочего времени – минимального времени, необходимого студенту для освоения дисциплины или модуля. 60 кредитами измеряют учебную нагрузку студента дневной формы обучения в течение одного учебного года. Кредиты в общеевропейском понимании (ECTS) выполняют не только функцию «перевода», но и функцию, связанную с их «накоплением» кредитов, то есть возможностью использования их как для оценки нагрузки студента, так и для оценки уровня освоения определенных универсальных и специальных компетенций. Процедуры перевода и накопления кредитов становятся более простыми и прозрачными, если результаты обучения с точностью указывают достижения студента, за которые были получены кредиты.

Кредиты следует рассматривать как важнейшие «строительные блоки» для формирования качественных результатов обучения, поскольку эта система основана на нагрузке студента, необходимой для достижения целей по программе обучения, а не на количестве часов преподавания. Эти цели определяются по совокупному уровню знаний и навыков, получаемых студентом в процессе обучения. В системе накопления кредитов необходимо получить определенное количество кредитов для успешного завершения семестра или учебного года в соответствии с требованиями образовательной программы. Студент получает и накапливает кредиты только при подтверждении необходимых результатов обучения.

Для контроля текущей и итоговой успеваемости студентов российские высшие учебные заведения активно используют систему балльных единиц, согласно которой успешность работы студента в семестре оценивается в одинаковой максимальной сумме баллов (например, 100 баллов). Система балльных единиц позволяет вводить кумулятивную (накопительную) рейтинговую оценку. Для каждого студента возможен расчет суммарного количества баллов и определение места, которое он занимает в группе, на курсе, в вузе. Средства и процедуры измерения объема выполненной работы – это оценивание всего спектра письменных, устных и практических тестов/экзаменов, проектов и личных портфолио, используемых для оценки качества обучения студента по курсу или модулю. Эти средства могут быть использованы студентами для оценки своих успехов по количеству выполненной учебной работы (текущий контроль) и учебным заведением для выяснения результатов обучения студентов по курсу или модулю (промежуточный контроль).

При проектировании учебного плана образовательной программы подготовки магистра важны проницаемость и согласованность всех ее составных частей, что достигается благодаря применению компетентностного и модульного подходов[329]. Эти подходы создают возможности для формирования программ, которые предусматривают учет специфических «входных» требований для каждого уровня обучения, глубины освоения модуля и курса.

На «магистерском» уровне основной образовательной программы необходимо добиваться выстраивания системных связей между основными компонентами образовательной программы, позволяющих обеспечивать качественные результаты обучения:

Нацеленность культурологического образования на результаты обучения предполагает смену «оптики» в самом содержании уровневой образовательной программы. Это означает представление учебных дисциплин и практик в системе подготовки магистра в виде взаимосвязанных модулей и видов работы:

· Общенаучный модуль: история и методология науки; информационные технологии в изучении культуры.

· Теоретико-методологический модуль: история и методология изучения культуры; современные исследования культуры в России; исследования культуры в современном мире.

· Научно-практический модуль: Современные техники анализа текстов культуры; межпредметный семинар по социокультурным исследованиям.

· Практики и научно-исследовательская работа.

· Итоговая государственная аттестация.

Важнейшие свойства специализированной магистерской программы:

· построение основной образовательной программы по модульному принципу на основе новых образовательных технологий;

· ориентация на углубление социально-гуманитарных знаний и культурологическую специализацию студентов, серьезную подготовку их к самостоятельным научным исследованиям;

· достижение тесных взаимосвязей между теоретическим обучением, социально-практическими знаниями, способностями и навыками экспертно-аналитической, проектной, организационной и консультационной работы в социокультурной сфере.

Иначе говоря, результаты профессионального обучения на уровне магистратуры выражают себя в формировании у выпускников системно-аналитических, научно-исследовательских и социально-практических навыков работы с разными культурными объектами и культурными практиками;

Это предполагает в процессе обучения:

· фундаментальную теоретическую подготовку, специализированное изучение процессов производства и передачи культурных значений и смыслов, культурных форм, процессов, практик современной России, других стран и регионов мира;

· всестороннее изучение мирового опыта социальных, научных, философских, литературно-художественных рефлексий культурных процессов, форм и практик;

· выработку у студентов способности научно-критического осмысления многообразных феноменов современной культуры, практического владения междисциплинарным аналитическим аппаратом;

· свободное владение новейшими подходами изучения культуры, современными методами анализа текстов; навыки конкретной работы с различными видами текстов современной культуры (вещественных, вербальных, визуальных, виртуальных);

· обеспечение студенту возможность свободного выбора учебных курсов с учетом личных научно-исследовательских интересов и актуальных запросов общества.

Упор на результативность обучения обусловливает повышенное внимание участников учебного процесса к конкретным средствам формирования и развития общекультурных и профессиональных компетенций магистра, необходимых выпускнику для успешной социальной и профессиональной деятельности.

В российской и зарубежной исследовательской литературе 2000-х годов, посвященной вопросам обеспечения качества магистерской подготовки, общим местом стали суждения о необходимости использования в учебно-научном процессе инновационных образовательных технологий, которые призваны стимулировать развитие творческих способностей, социально-коммуникативных и профессиональных навыков обучающегося [330].

Однако при ближайшем рассмотрении этой позиции оказывается, что во многих случаях «инновационность» подразумевает формальное включение в магистерские ООП активных и интерактивных методов обучения, которые уже в течение нескольких десятилетий успешно используются в практиках мирового университетского образования (проблемно-ориентированная лекция, взаимное обучение, дискуссия, кейс-метод, деловая и ролевая игра, мозговой штурм, портфолио, и проч.). Общеизвестно также, что базовые элементы активного обучения - «говорить, слушать, писать, читать» - укоренены в традициях университетского либерально-гуманитарного образования.

Значимость компьютерных технологий для расширенного информационного поиска, разных форм он-лайнового и оф-лайнового индивидуального и группового обучения, интерактивных обучающих средств (электронный учебник, электронные тестовые задания и проч.) вполне очевидна. Равно как и роль активных и интерактивных форм обучения и оценки знаний в системе уровневого, проблемно-ориентированного магистерского образования никто в академическом сообществе не предполагает оспаривать.

В современных условиях для участников учебного процесса становятся более актуальными вопросы о выработке системных взаимосвязей между целями реализации основной образовательной программы подготовки магистра и конкретными методами обучения.

При такой постановке «инновационость» трактуется не столько как «образцовое» использование доказавших свою жизнеспособность активных и интерактивных методов обучения, сколько как открытый, динамичный, творческий процесс их совмещения, переработки, прилаживания к конкретным видам профессиональной и социальной деятельности в разных контекстах.

На первый план выдвигаются задачи определения оптимального выбора и свободного применения таких методов, которые бы способствовали обеспечению качественных результатов обучения в магистратуре, а также - возможности их гибкой адаптации к профессиональной специфике магистерских ООП и «ситуативного» использования в различных образовательных и социальных условиях.

Предполагается, что выпускник магистратуры по направлению «Культурология» должен уметь ставить и решать профессиональные задачи в соответствии с объектами и видами своей профессиональной работы, включая научно-исследовательскую, организационно-управленческую, проектно-аналитическую и экспертную, производственно-технологическую, культурно-просветительскую и преподавательскую деятельность.

Для выпускника-культуролога это означает обладание способностями критического мышления, системного анализа, умениями переводить теоретические установки в конкретные практики профессиональной и социальной деятельности в сочетании с коммуникативной компетентностью.

Важнейшими профессиональными качествами выпускника – магистра культурологии являются: способности выстраивать межличностные и межкультурные коммуникации, владение навыками комплексной обработки и интерпретации информации, развитые умения организационной, педагогической, проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности в различных сферах социокультурной жизни.

Подготовка магистров культурологии нацелена на выработку выпускниками способностей свободного выбора и владения теориями, категориями, методами и технологиями, связанными с изучением социокультурных форм, процессов, практик в разных контекстах, умений применять углубленные специализированные знания из области культурологии для решения научно-исследовательских, научно-практических, прикладных задач в профессиональной деятельности и социальной жизни.

Эти целевые установки определяют приоритеты в выборе и характере использования разных активных и интерактивных методов обучения. В соответствии с требованиями ФГОС активные и интерактивные формы и методы обучения должны применяться не менее чем в 40% аудиторных занятий.

В учебном процессе подготовки магистров используются проблемно-ориентированные активные лекции и семинары, разбор и анализ конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, тренинги, взаимообучение, групповые дискуссии, подготовку проектов, составление портфолио.

Отбор определенных интерактивных форм и методов обучения и их творческое использование предполагают более высокую степень сложности магистерской ООП по сравнению с бакалавриатом. Конкретное применение таких форм и методов определяется особенностями специализированной магистерской образовательной программы, контингента обучающихся, структуры и содержания учебного плана.

Проблемно-ориентированные лекции по дисциплинам направления и специализированной подготовки магистрантов-культурологов представляют собой эффективную форму аудиторной работы. Такие лекции составляют значимую часть культурологического образования магистрантов, выполняя в реализации компетентностной модели ключевые функции:

· содействие студентам, пришедшим на магистерское специализированное обучение из разных профессиональных областей, в выстраивании целостной системы научных представлений о культурологии и ее месте в специализированном знании о мире и человеке;

· помощь в овладении теоретико-методологическим инструментарием и понятийным аппаратом и профессиональным языком современной культурологии;

· активное включение магистрантов в сложное пространство конкурирующих научных подходов и интерпретаций, актуальных для формирования, взаимодействия и переопределения проблемных полей современной культурологии;

· обучение магистрантов конкретным навыкам научно-практического применения теоретических знаний и умений.

Очевидно, что роль проблемно-ориентированных лекций в профессиональной подготовке магистров культурологии далеко не исчерпывается вышеперечисленными функциями. Использование «активной лекции» в процессе аудиторной работы предполагает включение в эту форму таких интерактивных методов как дискуссия по проблеме, поставленной лектором и требующей ее группового обсуждения.

К разряду самых востребованных и, вместе с тем, наиболее сложных форм и методов обучения в рамках магистерской ООП по культурологии следует отнести работу с кейсами. Кейс-метод, как его принято называть, или, иначе, ситуационный анализ, - комплекс методик и приемов, давно применяемый в образовательных практиках мировой высшей школы. Стоит подчеркнуть, что формы и способы его использования в социально-гуманитарном образовании заметно меняются во времени, а сложность варьируется в зависимости от уровня обучения и профиля подготовки. Создание и обсуждение различных типов кейсов, предлагаемых преподавателем или магистрантом, зависит от целевых установок и ориентации партнеров-участников образовательного процесса на определенные результаты обучения.

Для магистерской подготовки по направлению «Культурология» актуально комплексное использование обучающих, научно-исследовательских и социально-практических кейсов.

Источниками кейсов для культурологов могут служить различные культурные артефакты, письменные, устные и вещественные свидетельства, вербальные, визуальные, аудиальные тексты, социокультурные институты и практики. Принципиальная неиерархичность источников кейсов для преподавателя и магистранта обусловлена спецификой предметной деятельности культуролога. «Культурным» для исследователя и эксперта может стать любой объект, если его рассматривать и анализировать с точки зрения производства культурных значений и смыслов, их продвижения, закрепления, трансформации и освоения в разных контекстах.

Помимо обучения решению типовых социокультурных задач магистрант вырабатывает с помощью кейс-метода профессиональные навыки постановки новых исследовательских и научно-практических проблем, а также развивает в себе полезные умения их творческого, самостоятельного разрешения. Продуманная, тщательно организованная работа магистранта с кейсами в аудитории и за ее пределами способна создавать комплексный эффект – познавательный, инструментальный, обучающий, воспитательный. Профессионально составленные и «проигранные» кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию и принимать решения. Работа с кейсами содействует развитию критического самоанализа, индивидуальной мотивации магистранта-культуролога к профессиональному обучению и совершенствованию своих способностей, знаний и навыков и применению их на практике.

Кейс-метод полезно применять в аудиторной и внеаудиторной работе в сочетании с методом групповой дискуссии, взаимообучения, деловой или ролевой игрой, проектными и экспертными формами работы магистрантов.

Применение метода взаимообучения на уровне бакалавриата в основном связано с опытами индивидуальных презентаций промежуточных результатов работы студента (доклады, устные рефераты), их групповых обсуждений и экспертных оценок. В магистерской подготовке степень сложности применения этого метода возрастает. Органично переплетаясь с другими интерактивными формами и методами работы, метод взаимообучения приобретает новые качества.

Важное место в системе используемых интерактивных форм и средств обучения на магистерском уровне занимают деловые и ролевые игры, в ходе которых студенты включаются в моделируемые ситуации или проблемы, которые возможны в их будущей профессиональной и социальной деятельности. Овладение методами профессионального обучения в ходе таких игр дает возможность магистрантам-культурологам распознавать структуру и содержание сложных культурных объектов, подлежащих анализу и интерпретации, вырабатывать гибкие динамичные способы решения социокультурных проблем.

Как и кейс-метод, организация и проведение деловой или ролевой игры в рамках модулей и дисциплин магистерской образовательной программы по культурологии требуют от участников четких установок на результаты обучения, ясного понимания и формулирования целей и конкретных задач, определения ролей участников и всех этапов разработки и реализации сценария.

В аудиторной интерактивной работе с магистрантами-культурологами значимой результативной формой является практический тренинг формирующихся знаний, способностей и навыков студентов. Как правило, он включает в себя компоненты разных методов, нацеленных на выработку профессиональных и общекультурных компетенций (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевая игра, взаимообучение и др.). Успешное проведение тренинга (к примеру, тренинг, направленный на освоение динамики содержания базовых понятий культурологии в разных контекстах) предполагает его тщательную предварительную подготовку: определение суммарного обучающего эффекта, отбор рабочего материала и технологий работы с ним, разработку сценария и этапов тренинга и т.д.

В наборе форм и методов интерактивного обучения магистрантов-культурологов важное место занимает проектный метод, который предполагает развитие у студентов способностей к творческой постановке научных и научно-практических проблем и их самостоятельному решению. В ходе подготовки и реализации индивидуальных и групповых проектов магистранты формируют навыки осознанного выбора научного инструментария и умения его практического применения. Элементы аудиторной и внеаудиторной проектной работы могут включаться в проблемные семинары и практические занятия по дисциплинам направления и специализированным курсам основной образовательной программы. Метод проектов в полной мере представлен в процессе подготовки выпускной квалификационной работы магистранта.

Одной из результативных комплексных интерактивных форм обучения в магистратуре по направлению «Культурология» является межпредметный научно-проблемный семинар, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики.

Сочетание активных и интерактивных форм аудиторной и внеаудиторной работы (профессиональное общение преподавателей и студентов и консультирование в режимах он-лайн и оф-лайн, участие обучающихся в системе академических коммуникаций и др.) способствует формированию и развитию у выпускников профессиональных компетенций и навыков командной работы, принятия решений, лидерских качеств.

Особую значимость для участников образовательного процесса приобретает выбор форм интерактивного обучения в период освоения магистрантом разных видов практик (производственной, научно-исследовательской, педагогической) как учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку студентов. Практики могут проводиться как в сторонних организациях, с которыми вуз имеет соответствующие договоры, так и внутри высшего учебного заведения, в одном из его подразделений. Привлечение к разработке программ практик работодателей, специалистов и профессионалов-экспертов требует от организаторов учебного процесса согласования конкретных форм и методов обучения магистрантов на основе компетентностной модели. В таких условиях особенно важно определить «точки схода» позиций академических профессионалов и работодателей, касающихся приоритетов практической подготовки студентов. Это позволяет более точно определить как сам набор активных методов обучения в ходе практики, так и их суммарную результативность для выработки социальных и профессиональных компетенций у магистрантов.

Среди форм и методов активного обучения особое положение в системе подготовки магистрантов-культурологов занимает метод составления и поддержания личного портфолио. В отличие от студентов, обучающихся на уровне бакалавриата, магистранты в состоянии самостоятельно систематически фиксировать, накапливать и оценивать свои достижения. Ведение портфолио дает возможность студенту целенаправленно пополнять и качественно наращивать «материальные» результаты индивидуальной учебной, научно-исследовательской, организационной и художественно-творческой работы за все годы обучения в высшей школе (включая бакалавриат). Метод портфолио формирует потребность к обучению в течение всей жизни, развивает у магистранта критическую саморефлексию, позволяет ему оценивать свои сильные и слабые стороны подготовки, видеть динамику в собственных способностях и навыках.

Оценка качества освоения магистерской программы, включающая текущий контроль успеваемости, промежуточные аттестации обучающихся по модулям и дисциплинам, и итоговую государственную аттестацию выпускников, обычно предполагает использование наличного фонда оценочных средств (типовых тестовых заданий, контрольных работ и пр.). Вместе с тем, для процедур оценивания уровня знаний и умений магистрантов и определения степени сформированности компетенций выпускников вполне применимы различные интерактивные формы и методы обучения. Целесообразно, например, использование таких форм групповых взаимооценок, как рецензирование студентами работ друг друга (рефератов, докладов, презентаций, проектов, исследовательских работ). Один из продуктивных способов оценивания результатов обучения магистрантов – формулирование студентами в ходе семинарских занятий проблемных вопросов к анализируемым базовым текстам с последующими поочередными ответами на них в устной и письменной формах.

Оценивание промежуточных результатов аудиторной и внеаудиторной работы магистранта по модулю или дисциплине может производиться на основе выполнения им сложного, самостоятельно выполняемого задания (составление и презентация кейса, активное участие в ролевой игре и пр.). Полезными для оценки сформированности компетенций являются выступления магистрантов в роли специалистов-экспертов в отношении работ, выполняемых другими студентами в группе. Все это создает условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистрантов к условиям их будущей профессиональной деятельности.

Одной из полезных интерактивных форм внеаудиторной деятельности, которая предлагается магистрантам в качестве компонента педагогической практики, является работа в качестве куратора студентов первого года обучения на уровне бакалавриата. Это выглядит как разновидность деловой игры, в которой магистрант принимает на себя функции наставника и модератора учебно-научной деятельности 2-3 студентов, которым предстоит адаптация в университетской среде. Такая деловая игра органично соединяется с использованием метода взаимообучения. Эта работа развивает способности магистра к социальным коммуникациям, формирует понимание целостности образовательной среды, а также чувство профессиональной ответственности.

В процессе научно-исследовательской работы магистранты осваивают различные активные и интерактивные формы совместной и индивидуальной работы. Участие магистрантов с докладами на ежегодных научных конференциях магистерского уровня развивает их способности к академическим коммуникациям, навыки профессионального представления и обсуждения разрабатываемой научной проблемы. Центральное место в таких конференциях занимают дискуссии по поводу выбираемых познавательных подходов и методов критического анализа социокультурных текстов, институтов и практик. При этом магистранты-культурологи обучаются не только нормам академического общения и представления результатов своей работы, но и стратегиям поиска новой для себя постановки исследовательских проблем и новых способов индивидуальной научной работы.

Одной из эффективных форм интерактивной групповой работы является участие магистрантов в межпредметном научно-проблемном семинаре по социокультурным исследованиям. В таком семинаре совершается апробация методик индивидуальной подготовки магистерских выпускных квалификационных работ, происходит критическое обсуждение инновационных научных работ, разрабатываемых в современной культурологии, и производится их экспертная оценка. Многосоставной характер такого семинара предполагает включение в его работу помимо модераторов, магистрантов и их научных руководителей-профессоров профессионалов из разных социокультурных областей, которые вводят в семинарскую работу компоненты экспертного знания.

Весьма результативными в системе подготовки магистров-культурологов, важными для приобретения обучающимися навыков исследовательской деятельности и значимыми для апробации общекультурных и профессиональных компетенций являются формы и методы индивидуальной проектной работы.

Создание и выполнение проекта в русле научно-исследовательской работы магистранта - сложный, длительный, трудоемкий процесс. Он предполагает постоянное взаимодействие с научным руководителем и группой с презентациями промежуточных и финальных результатов работы магистранта.

Активные и интерактивные формы и методы обучения являются важнейшими компонентами уровневой подготовки по направлению «Культурология». Их использование укрепляет идеи «студентоцентричного» обучения, в ходе которого акцент переносится на выработку личных способностей, теоретических и практических знаний, аналитических и прикладных навыков магистранта, на партнерские отношения студента и преподавателя в процессе постановки, обсуждения и решения проблемы. Результатом применения таких методов являются не только знания в профессиональной и социально-культурной областях, но и навыки деятельности, которые выпускник способен адаптировать и развивать в меняющихся условиях социальной жизни.

Прозрачность составных частей магистерской основной образовательной программы достигается при творческом применении таких средств во всех видах аудиторной и внеаудиторной работы. Интерактивность как один из основополагающих принципов, на которых строится компетентностная модель образования, способствует укреплению системности обучения в магистратуре. Единство образовательных целей и многообразие учебно-методических средств обеспечивают смысловые и компетентностные связи между компонентами основной образовательной программы, модулями и дисциплинами.

Применение активных и интерактивных методов обучения для оценивания качества подготовки выпускников магистратуры по культурологии предполагает тесное взаимодействие академических профессионалов и студентов с представителями профильных организаций и учреждений работодателей. Систематическая работа по совершенствованию состава и содержания фондов современных оценочных средств, позволяющих определить качество результатов обучения в магистратуре, знания, умения и уровень приобретенных компетенций выпускников, предполагает привлечение сторонних специалистов-экспертов и представителей работодателей из профильных сфер социокультурной деятельности.

В вузе следует создавать условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистрантов к условиям их будущей профессиональной деятельности (виртуальные профильные базы знаний, банки кейсов и пр.). При проектировании и разработке оценочных средств контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками. Интерактивные методики оценивания акцентируют в процедурах оценки не столько набор готовых знаний, сколько умения студентов логически мыслить, анализировать конкретные ситуации, корректно ставить задачи и находить оптимальные пути и средства их решения. Это позволяет более точно определять качество компетенций, сформированных у обучающихся, и степень общей готовности выпускников к социальной и профессиональной деятельности в современном динамичном, меняющемся мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: