XVIII век – необычайно важный период в истории России и в развитии русского искусства и литературы. Россия начинает столетие средневековой страной, довольно отсталой социально и экономически, а к концу века становится сильной, развитой державой, одной из крупнейших стран мира.
XVIII век – век пробуждения национального самосознания, век Просвещения. Просвещение – идеологическое явление, часть общекультурного движения против феодально-сословных традиций и предрассудков, против деспотизма в защиту человека, его разума, познающего и преобразующего мир. В соответствии с эстетикой Просвещения в центре внимания оказывается человек с его земными страстями и интересами, с его разумом и чувствами; искусство служит добродетели и осуждает пороки.
Идея выхода из духовного несовершеннолетия, призыв мыслить самостоятельно проходят через всю русскую литературу XVIII века, а главное ее направление – концепция свободной личности, утверждающей своими действиями истину, добро, красоту.
|
|
XVIII век в России – «столетье безумно и мудро», отличающееся небывалым сочетанием просвещения и рабства, быстротой перемен во всех областях жизни: в экономике, государственном устройстве, военном деле, просвещении, общественной мысли, в науке, культуре, искусстве, литературе.
В истории русской литературы XVIII век традиционно делится на четыре периода:
I период – литература петровского времени, первой трети XVIII века. Она носит переходный характер. Основная особенность – интенсивный процесс «обмирщения», т.е. замены религиозной литературы литературой светской, мирской.
II период (1730 – 1750-е годы) характеризуется формированием классицизма.
III период (1760 – первая половина 1770-х гг.) – начало кризиса классицизма в связи с расцветом сатиры.
IV период (последняя четверть века) – зарождение сентиментализма и его оформление, усиление реалистических тенденций.
В литературе первых десятилетий нашли отражение тенденции, наметившиеся в конце XVII века. Господство светского начала, прославление личных заслуг человека, вера в торжество разума характеризуют литературу петровского времени, начиная с рукописных анонимных повестей («История о российском матросе Василии Кориотском» и др.) и кончая творчеством Феофана Прокоповича (1681-1736). В историю русской литературы Прокопович вошел как автор оригинальных лирических стихотворений и создатель трагикомедии «Владимир». Важную роль сыграл его трактат «Поэтика» – учебник и научный труд по теории литературы, где рассматриваются такие проблемы, как специфика искусства (поэзии), роль художественного вымысла, соответствие формы содержанию художественного произведения и т.д.
|
|
Литература «переходного времени», при всем отличии от древнерусской литературы, имела с ней глубокую внутреннюю связь, сказавшуюся в разработке национально-исторической тематики, в гражданской направленности ее содержания. Этот период, в котором сочетались элементы Ренессанса и барокко, романтизма и раннего просветительства, подготовил расцвет русского классицизма и во многом определил его своеобразие.
Литература 30-50-х годов – это период формирования и расцвета классицизма. Русский классицизм возник значительно позднее западноевропейского и носил просветительский характер. Писатели-просветители отстаивали самые передовые идеи века: естественное равенство людей, долг и обязанность верховной власти перед народом, гуманное отношение к человеку. Характерные черты творчества писателей-просветителей – интерес к общественно значимым проблемам, нетерпимое отношение ко злу во всех его проявлениях, патриотизм, гуманизм, высокая мера нравственной требовательности.
Русский классицизм и западноевропейский классицизм имели много общих черт, однако специфика историко - общественного развития России в XVIII веке обусловила национальное своеобразие русского классицизма. Оно проявилось прежде всего в использовании национальной тематики, сюжетов из русской истории, а также в ярком выражении обличительной тенденции, начало которой положено сатирами.
А.Д. Кантемир(1708-1744) – первый представитель классицизма в России. Его сатиры носили гражданский, гуманистический характер, отличались своеобразной композицией, оригинальностью языка и стиля. В творчестве А. Кантемира можно выявить особенности русского классицизма, те черты, которые определили дальнейшее развитие русской литературы: взгляд на роль поэта-гражданина, считающего своим долгом борьбу с пороками и несправедливостью средствами сатиры, которой присущ «смех сквозь слезы». «Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу» (А. Кантемир).
В развитии русской литературы и литературного языка велика заслуга М.В. Ломоносова (1711-1765), гениального ученого и поэта. Он превратил классицистическую торжественную оду (прославление монархов) в оду-наказ царям, в оду-программу.
Высокий художественный уровень од Ломоносова способствовал распространению этого жанра в русской поэзии XVIII века.
Видное место в развитии русской литературы занимает А.П. Сумароков (1717-1777) – теоретик русского классицизма, разработавший оригинальную теорию жанров («Две эпистолы»). Лирика А.П. Сумарокова (песни, элегии, идиллии, эклоги, философские стихотворения и т.д.) значительно обогатила русскую поэзию XVIII в.; его басни (притчи), пародии способствовали развитию басенного творчества. Особенно значительна роль Сумарокова как зачинателя русской драматургии – трагедий, комедий.
Для литературы 1760-х – первой половины 1770-х гг. характерно развитие сатирического направления. Значительного расцвета достигает журналистика. Сатирические журналы Н.И. Новикова(1744-1818) сыграли большую роль не только в истории русской общественной мысли, но и в движении русской художественной литературы на пути к реализму. Многообразие сатирических форм и жанров журнальной сатиры (сатирический очерк, сатирическое письмо, путешествие, «ведомости», «рецепты», объявления и т.д.) открывало новые возможности для русской сатиры.
Дальнейшая демократизация читательской среды приводит к появлению разнообразной повествовательной прозы, к развитию сатирических и пародийных жанров в поэзии (В.И. Майков), «слезных драм» (М.М. Херасков), романа в письмах (Ф.А. Эмин), «плутовского» романа (М.Д. Чулков).
Последняя четверть XVIII века отмечена значительными художественными достижениями в области драматургии (Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин), поэзии (Г.Р. Державин, Н.А. Львов, М.Н. Муравьев), прозе (А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин).
|
|
Комедия Д.И. Фонвизина (1745-1792) «Недоросль» – вершина русской драматургии XVIII века. Художественное воспроизведение в «Недоросле» объективной действительности, создание индивидуализированных типичных образов, раскрывающих себя в типических обстоятельствах, отказ от схематического конструирования характеров, живой, социально и психологически мотивированный язык действующих лиц - все это свидетельствует о начале развития реализма в литературе.
Новаторский характер имела поэзия Г.Р. Державина (1743-1816), отличавшаяся широтой и многогранностью художественного воплощения действительности в ее конкретных реалиях. Центральной в поэзии Державина является тема человека, его современника. Поэзия Державина автобиографична, личностна, богата стилистически, разнообразна в языковом отношении.
В последней четверти XVIII века усиливается внимание к частной жизни человека, его душевному состоянию. Предромантический характер приобретает поэзия Н.А. Львова и М.Н. Муравьева. На первый план выдвигается человеческая индивидуальность и окружающий ее конкретно-чувственный мир, поэты отказываются от классицистических «правил» художественного творчества и признают примат гениальности, вдохновения, принцип индивидуальной выразительности поэтической формы. Развивается жанр дружеского послания, романтической элегии, баллады.
Особое место в истории развития русской общественной мысли и русской литературы занимает А.Н. Радищев (1749-1802) и его «Путешествие из Петербурга в Москву». Художественные принципы Радищева-писателя носят переходный характер. Его мировоззрение проникнуто гражданственностью, просветительскими идеями гуманизма, свойственными сентименталистам. Его метод вобрал в себя отдельные принципы классицизма, обличительной литературы и сентиментализма. Он сумел создать свой неповторимый стиль, в котором преобладают традиции обличительного пафоса второй половины века и сентименталистского направления.
|
|
Закрепление в художественной литературе эмоциональной основы человеческой психологии приводит к образованию нового направления, получившего название «сентиментализм».
Главой русского сентиментализма признан Н.М. Карамзин (1766-1826). Он сумел отдельные идейно-тематические и стилевые явления, характерные для сентиментализма, объединить в целостную систему творчества. Особенно это сказалось в таких произведениях, как «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь».
Основное внимание писатель уделил психологии героев, достигнув значительного мастерства в передаче оттенков чувств, настроений персонажей, в изображении «низкого» быта, в эстетизации действительности.
За столетие русская литература прошла большой и сложный путь. На всех этапах своего развития она способствовала росту национальной культуры и самосознания народа. Литература XVIII века открыла огромные возможности для дальнейшего развития русской литературы. Классицизм дал русской литературе представление о гражданском долге. Сентиментализм обогатил литературу принципами гуманного, сострадательного отношения к человеку.
Литература