Персоналии. XVIII век – необычайно важный период в истории России и в развитии русского искусства и литературы

XVIII век – необычайно важный период в истории России и в развитии русского искусства и литературы. Россия начинает столетие средневековой страной, довольно отсталой социально и экономически, а к концу века становится сильной, развитой державой, одной из крупнейших стран мира.

XVIII век – век пробуждения национального самосознания, век Просвещения. Просвещение – идеологическое явление, часть общекультурного движения против феодально-сословных традиций и предрассудков, против деспотизма в защиту человека, его разума, познающего и преобразующего мир. В соответствии с эстетикой Просвещения в центре внимания оказывается человек с его земными страстями и интересами, с его разумом и чувствами; искусство служит добродетели и осуждает пороки.

Идея выхода из духовного несовершеннолетия, призыв мыслить самостоятельно проходят через всю русскую литературу XVIII века, а главное ее направление – концепция свободной лич­ности, утверждающей своими действиями истину, добро, красоту.

XVIII век в России – «столетье безумно и мудро», отли­чающееся небывалым сочетанием просвещения и рабства, быст­ротой перемен во всех областях жизни: в экономике, государст­венном устройстве, военном деле, просвещении, общественной мысли, в науке, культуре, искусстве, литературе.

В истории русской литературы XVIII век традиционно де­лится на четыре периода:

I период – литература петровского времени, первой трети XVIII века. Она носит переходный характер. Основная особенность – интенсивный процесс «обмирщения», т.е. замены религи­озной литературы литературой светской, мирской.

II период (1730 – 1750-е годы) характеризуется формиро­ванием классицизма.

III период (1760 – первая половина 1770-х гг.) – начало кри­зиса классицизма в связи с расцветом сатиры.

IV период (последняя четверть века) – зарождение сенти­ментализма и его оформление, усиление реалистических тенден­ций.

В литературе первых десятилетий нашли отражение тен­денции, наметившиеся в конце XVII века. Господство светского начала, прославление личных заслуг человека, вера в торжество разума характеризуют литературу петровского времени, начиная с рукописных анонимных повестей («История о российском мат­росе Василии Кориотском» и др.) и кончая творчеством Феофана Прокоповича (1681-1736). В историю русской литературы Прокопович вошел как автор оригинальных лирических стихотворе­ний и создатель трагикомедии «Владимир». Важную роль сыграл его трактат «Поэтика» – учебник и научный труд по теории лите­ратуры, где рассматриваются такие проблемы, как специфика ис­кусства (поэзии), роль художественного вымысла, соответствие формы содержанию художественного произведения и т.д.

Литература «переходного времени», при всем отличии от древнерусской литературы, имела с ней глубокую внутреннюю связь, сказавшуюся в разработке национально-исторической те­матики, в гражданской направленности ее содержания. Этот пе­риод, в котором сочетались элементы Ренессанса и барокко, ро­мантизма и раннего просветительства, подготовил расцвет рус­ского классицизма и во многом определил его своеобразие.

Литература 30-50-х годов – это период формирования и рас­цвета классицизма. Русский классицизм возник значительно позднее западноевропейского и носил просветительский харак­тер. Писатели-просветители отстаивали самые передовые идеи века: естественное равенство людей, долг и обязанность верхов­ной власти перед народом, гуманное отношение к человеку. Ха­рактерные черты творчества писателей-просветителей – интерес к общественно значимым проблемам, нетерпимое отношение ко злу во всех его проявлениях, патриотизм, гуманизм, высокая мера нравственной требовательности.

Русский классицизм и западноевропейский классицизм име­ли много общих черт, однако специфика историко - общественного развития России в XVIII веке обусловила нацио­нальное своеобразие русского классицизма. Оно проявилось пре­жде всего в использовании национальной тематики, сюжетов из русской истории, а также в ярком выражении обличительной тен­денции, начало которой положено сатирами.

А.Д. Кантемир(1708-1744) – первый представитель клас­сицизма в России. Его сатиры носили гражданский, гумани­стический характер, отличались своеобразной композицией, ори­гинальностью языка и стиля. В творчестве А. Кантемира можно выявить особенности русского классицизма, те черты, которые определили дальнейшее развитие русской литературы: взгляд на роль поэта-гражданина, считающего своим долгом борьбу с пороками и несправедливостью средствами сатиры, которой присущ «смех сквозь слезы». «Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу» (А. Кантемир).

В развитии русской литературы и литературного языка велика заслуга М.В. Ломоносова (1711-1765), гениального уче­ного и поэта. Он превратил классицистическую торжественную оду (прославление монархов) в оду-наказ царям, в оду-программу.

Высокий художественный уровень од Ломоносова спо­собствовал распространению этого жанра в русской поэзии XVIII века.

Видное место в развитии русской литературы занимает А.П. Сумароков (1717-1777) – теоретик русского классицизма, разработавший оригинальную теорию жанров («Две эпистолы»). Лирика А.П. Сумарокова (песни, элегии, идиллии, эклоги, фило­софские стихотворения и т.д.) значительно обогатила русскую поэзию XVIII в.; его басни (притчи), пародии способствовали развитию басенного творчества. Особенно значительна роль Сумарокова как зачинателя русской драматургии – трагедий, комедий.

Для литературы 1760-х – первой половины 1770-х гг. харак­терно развитие сатирического направления. Значительного рас­цвета достигает журналистика. Сатирические журналы Н.И. Новикова(1744-1818) сыграли большую роль не только в истории русской общественной мысли, но и в движении русской художественной литературы на пути к реализму. Многообразие сатирических форм и жанров журнальной сатиры (сатирический очерк, сатирическое письмо, путешествие, «ведомости», «рецепты», объявления и т.д.) открывало новые возможности для русской сатиры.

Дальнейшая демократизация читательской среды приводит к появлению разнообразной повествовательной прозы, к развитию сатирических и пародийных жанров в поэзии (В.И. Майков), «слезных драм» (М.М. Херасков), романа в письмах (Ф.А. Эмин), «плутовского» романа (М.Д. Чулков).

Последняя четверть XVIII века отмечена значительными ху­дожественными достижениями в области драматургии (Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин), поэзии (Г.Р. Державин, Н.А. Львов, М.Н. Муравьев), прозе (А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин).

Комедия Д.И. Фонвизина (1745-1792) «Недоросль» – вер­шина русской драматургии XVIII века. Художественное воспроизведение в «Недоросле» объективной действительности, создание индивидуализированных типичных образов, рас­крывающих себя в типических обстоятельствах, отказ от схе­матического конструирования характеров, живой, социально и психологически мотивированный язык действующих лиц - все это свидетельствует о начале развития реализма в литературе.

Новаторский характер имела поэзия Г.Р. Державина (1743-1816), отличавшаяся широтой и многогранностью художествен­ного воплощения действительности в ее конкретных реалиях. Центральной в поэзии Державина является тема человека, его со­временника. Поэзия Державина автобиографична, личностна, бо­гата стилистически, разнообразна в языковом отношении.

В последней четверти XVIII века усиливается внимание к частной жизни человека, его душевному состоянию. Предромантический характер приобретает поэзия Н.А. Львова и М.Н. Муравьева. На первый план выдвигается человеческая инди­видуальность и окружающий ее конкретно-чувственный мир, по­эты отказываются от классицистических «правил» художествен­ного творчества и признают примат гениальности, вдохновения, принцип индивидуальной выразительности поэтической формы. Развивается жанр дружеского послания, романтической элегии, баллады.

Особое место в истории развития русской общественной мысли и русской литературы занимает А.Н. Радищев (1749-1802) и его «Путешествие из Петербурга в Москву». Художественные принципы Радищева-писателя носят переходный характер. Его мировоззрение проникнуто гражданственностью, просветитель­скими идеями гуманизма, свойственными сентименталистам. Его метод вобрал в себя отдельные принципы классицизма, обличи­тельной литературы и сентиментализма. Он сумел создать свой неповторимый стиль, в котором преобладают традиции обличи­тельного пафоса второй половины века и сентименталистского направления.

Закрепление в художественной литературе эмоциональной основы человеческой психологии приводит к образованию ново­го направления, получившего название «сентиментализм».

Главой русского сентиментализма признан Н.М. Карамзин (1766-1826). Он сумел отдельные идейно-тематические и стиле­вые явления, характерные для сентиментализма, объединить в це­лостную систему творчества. Особенно это сказалось в таких произведениях, как «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь».

Основное внимание писатель уделил психологии героев, достигнув значительного мастерства в передаче оттенков чувств, настроений персонажей, в изображении «низкого» быта, в эстети­зации действительности.

За столетие русская литература прошла большой и сложный путь. На всех этапах своего развития она способствовала росту национальной культуры и самосознания народа. Литература XVIII века открыла огромные возможности для дальнейшего развития русской литературы. Классицизм дал русской литературе представление о гражданском долге. Сентиментализм обогатил литературу принципами гуманного, сострадательного отношения к человеку.

Литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: