Если многие писатели в 90-е годы возвращаются к национальным истокам и традициям, то Л.М. Леонов на всем протяжении своего длительного творческого пути был олицетворением национально мыслящего и самобытного художника. Уже в его романе «Барсуки» (1924) столкнулись старая Русь и новая Россия.
Через 2 года появляется второй роман «Вор» (1927). Этот психологический роман из тогдашней жизни (изображена мещанская среда) поражает буйной метафоричностью и насыщенной речевой стихией социальных и профессиональных групп города.
В произведениях 1927-1928 гг. («Унтиловск», «Провинциальная история»), в романах «Соть» (1930), «Скутаревский» (1932) органично вошли в речь повествователя элементы современной политической и производственной терминологии.
«Дорога на океан» (1935), «Взятие Великошумска» (1944), «Нашествие» (1943) закономерно привели Л. Леонова к большому полотну, где переплетаются история и география, героическая патетика и сатира. Таково его этапное произведение «Русский лес» (1953). Никогда еще у Леонова так насыщенно не воплощалась русская национальная жизнь – в самом языке, в разработке темы русского народа и его судьбы, в поэтизации родной природы. Роман наиболее полно отражает черты писателя как мастера композиции и проникновенного психолога.
|
|
Не менее, чем проза, многообразна драматургия Л. Леонова. Есть у него бытовые психологические драмы («Унтиловск», «Золотая карета»), комедии («Усмирение Бададошкина», «Обыкновенный человек»), трагедии («Нашествие», «Ленушка»). Наряду с театром Чехова, Горького, существует в русской драматургии и театр Л. Леонова. Своеобразным сплавом драмы и публицистики явилась киноповесть «Бегство мистера Мак-Кинли» – политически острый памфлет, нацеленный против поджигателей войны.
Жизненным и творческим итогом Л. Леонова стал философский роман-эссе «Пирамида» (1992) – глубокое размышление писателя о целях и смысле бытия человека и природы, о смерти и бессмертии, о сущности созданных человечеством цивилизаций. По широте охвата и масштабам философской мудрости автора «Пирамида» – уникальный роман ХХ века, всеобъемлющая оценка которого принадлежит будущему.