Истоки творчества Ф.А. Абрамова – глубинный пласт жизни русского крестьянства, вынесшего на своих плечах военное лихолетье, тяжесть государственного молота периода восстановления народного хозяйства. Вершина гражданского мужества Ф. Абрамова – повесть «Вокруг да около» (1964), в которой было брошено обвинение государству, что большая часть коренного населения России живет в условиях худших, чем при крепостном праве. С таких же позиций создана и монументальная тетралогия о судьбе России, русского народа – «Пряслины» («Братья и сестры». «Две зимы и три лета». «Пути - перепутья». «Дом»).
В эпопее Ф. Абрамова дана характеристика двух моралий: Михаила Пряслина и Егорши Ставрова. Один живет трудом во имя семьи, земли, родины. Он изможден, надломлен физически и нравственно в самом расцвете сил. Процветает однако же тунеядец, прохиндей, который обладает единственным качеством – умением подстроиться под политическую атмосферу времени. Он может и попа «заложить», и друга припугнуть доносом за неблагонадежность, и его сестру сосватать (кто откажет всесильному Егорше): он при власти, при деньгах.
|
|
Во всех произведениях, в публицистике Ф. Абрамова раскрыт процесс шельмования всего честного, справедливого, совестливого в человеке, на чем испокон веков держалась мировая, в том числе и русская, тирания.
Таков жизненный и творческий пафос этого писателя и гражданина, дерзнувшего в самое застойное время на нелицеприятный реализм.
В.М. Шукшин (1929-1974)
В.М. Шукшин – голос народной России в сферах искусства (литература, кино). Открытие темы – кинофильм «Живет такой парень» (1964). Вершина славы и популярности Шукшина – кинофильмы «Печки-лавочки», «Калина красная». В литературе же – трагикомические рассказы о русских чудаках, ставших чужими и непонятными для большинства на своей родной земле. Они прозваны «чудиками», «бесконвойными», «беспалыми» и вытеснены из сферы государственной жизни, а также из образования, из нормальной семьи, ибо стали жертвами предпринимателей – торгашей, медиков, правоведов и т.п.
Рассказы В. Шукшина нравственно пронзительные. Писатель не гнался за гладкой формой, ему успеть бы прокричать всю правду («нравственность – есть правда, и не просто правда, а Правда»!). Не успел. Однако оставил художественное завещание соотечественникам.
В числе открытий В.М. Шукшина – сатирические повести: «Энергичные люди», «До третьих петухов», «А поутру они проснулись», «Точка зрения», роман о коллективизации «Любавины». Основной вопрос: что с нами происходит?