В соответствии с принципом обратимости электрических машин синхронная машина может работать не только в режиме генератора, но и в режиме двигателя, т. е. потреблять из сети электрическую энергию и преобразовывать ее в механическую.
Для объяснения принципа работы синхронного двигателя представим себе синхронный генератор, включенный на параллельную работу в сеть большой мощности.
Допустим, приводной двигатель вращает ротор генератора против часовой стрелки с угловой скоростью ω.При этом нагрузка генератора такова, что продольная ось полюсов ротора d΄-d смещена относительно оси вращающегося поля на угол ө в направлении вращения ротора (рис. 22.1, справа). Вращающий момент приводного двигателя М уравновешивается суммой электромагнитного момента генератора М' и момента х.х. На угловой характеристике этому режиму генератора соответствует точка Г.
Если уменьшать вращающий момент М, то нагрузка генератора начнет также уменьшаться, при, этом будет уменьшаться угол ө, а следовательно, и ток статора I. В итоге снизится величина электромагнитного момента М' и при вращающем моменте угол ө = 0, т. е. генератор будет работать в режиме х.х. и ЭДС генератора Е0 окажется в противофазе с напряжением сети. Этому режиму на угловой характеристике соответствует точка пересечения осей координат (точка О на рис. 22.1). Если же вал синхронной машины отсоединить от приводного двигателя и создать на этом валу тормозной момент, т.е. момент нагрузки М2, направленный встречно вращению ротора машины, то произойдет смещение вектора ЭДС Е0 на угол — О относительно его положения в режиме х.х. в сторону
отставания (рис. 22.1, слева). При этом в цепи обмотки статора появится результирующая ЭДС, которая создаст в обмотке статора ток /, отстающий по фазе от ЭДС на угол 90° и отстающий по фазе от напряжения сети на угол ө, (в генераторном режиме ток отстает по фазе от ЭДС Е0)
Допустим, работа двигателя происходит в режиме точки Д на угловой характеристике (рис. 22.1, слева), что соответствует углу — ө ". Возникшие при этом тангенциальные составляющие сил магнитного взаимодействия полюсов создадут на роторе двигателя электромагнитный момент М", направленный согласно с вращающим магнитным полем и приводящий ротор во вращение с синхронной частотой.При этом синхронная машина будет потреблять из сети электрическую энергию и преобразовывать ее в механическую энергию вращения. Вращающий электромагнитный момент М" преодолевает момент х.х. М0 и создает на валу двигателя полезный момент М, под действием которого приводится во вращение исполнительный механизм: М" = М0 + М
Все значения момента на угловой характеристике синхронного двигателя откладываются в отрицательном направлении оси ординат, так как при переходе синхронной машины из генераторного режима в двигательный электромагнитный момент меняет свое направление. Также отрицательной становится мощность синхронного двигателя происходит в генераторном режиме.