Погребальная обрядность

Ø Под влиянием христианских традиций (хоронили на кладбище при погостах: погосты зимние и летние).

Ø Места для кладбищ – на высоких сухих местах (за рекой). Вода – преграда для мёртвых для возвращения.

Ø Хоронили в дощатых гробах. На могилы ставили кресты, вырезали личины личины умерших.

Ø Захоронение пустого гроба (если утонул, зверь задрал).

Ø Погребальную одежду готовили заранее. Мужская: рубаха, костюм. Женская: юбка и т.д. Одежда белого цвета, новая.

Ø На могилу клали тупой топор, утварь, пищу.

Ø Хоронили на третий день

Ø Поминки после похорон

Основная социальная ячейка – община – сэйд.

Чёткая локализация на местности, общинная экономика.

Община совпадает с поселением. Сэйд à семьи / территориальные коллективы

Тоня – прибрежная территория.

Охотничья территория

Пастбища

Центральный погост

Несколько сезонных мест – осенние промысловые угодья (западная часть Кольского полуострова).

Восточная модель сэйда: 2 стабильных поселения и 2 маршрута кочевания.

Время перекочёвки: конец апреля – начало мая.

На Кольском полуострове: месторождение полезных ископаемых. Имеются месторождения радиоактивных веществ.

Сэйд имел исключительное право на пользование своих угодий.

При промысле сёмги: распределение лова à доля для каждой семьи. Право пользования передаётся по наследству. У саамов имелись священные озёра. Озёра славились особенно крупной рыбой. Загонная охота на оленя, волка, медведя, бобра. К общественной собственности относились прибрежные земли.

Часть охотничьих угодий имелась в семейном пользовании (из-за промысла пушнины).

Традиция общинного пользования – до к. XX в.

Внутреннее управление осуществлялось. Суйм – норрос – сход.

Правом голоса пользовались только главы семей. Основные вопросы, которые обсуждались:

- хозяйственные дела

- перераспределение тоней

- заколы

- семейная жизнь: разделение наследства, изменение тамг, усыновление

- в случае конфликтов, краж: сход (функция судебного органа).

Община – орган по раскладу налогов. Существовал элемент общинного культа, организация праздников. Наблюдалось даже возрождение традиций (из-за деградации).

Общинный характер жертвоприношений. У жителей Восточной части: представление о божестве Комрайи.

Райзи – Айка – покровители домашних оленей: приносили жертву в тайге на Егорьев день / перед Троицей.

На олений праздник: в жертву приносили лучшего оленя, на котором никто никогда не ездил. Мясо его варили и поедали вместе с обществом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: