Ø Под влиянием христианских традиций (хоронили на кладбище при погостах: погосты зимние и летние).
Ø Места для кладбищ – на высоких сухих местах (за рекой). Вода – преграда для мёртвых для возвращения.
Ø Хоронили в дощатых гробах. На могилы ставили кресты, вырезали личины личины умерших.
Ø Захоронение пустого гроба (если утонул, зверь задрал).
Ø Погребальную одежду готовили заранее. Мужская: рубаха, костюм. Женская: юбка и т.д. Одежда белого цвета, новая.
Ø На могилу клали тупой топор, утварь, пищу.
Ø Хоронили на третий день
Ø Поминки после похорон
Основная социальная ячейка – община – сэйд.
Чёткая локализация на местности, общинная экономика.
Община совпадает с поселением. Сэйд à семьи / территориальные коллективы
Тоня – прибрежная территория.
Охотничья территория
Пастбища
Центральный погост
Несколько сезонных мест – осенние промысловые угодья (западная часть Кольского полуострова).
Восточная модель сэйда: 2 стабильных поселения и 2 маршрута кочевания.
|
|
Время перекочёвки: конец апреля – начало мая.
На Кольском полуострове: месторождение полезных ископаемых. Имеются месторождения радиоактивных веществ.
Сэйд имел исключительное право на пользование своих угодий.
При промысле сёмги: распределение лова à доля для каждой семьи. Право пользования передаётся по наследству. У саамов имелись священные озёра. Озёра славились особенно крупной рыбой. Загонная охота на оленя, волка, медведя, бобра. К общественной собственности относились прибрежные земли.
Часть охотничьих угодий имелась в семейном пользовании (из-за промысла пушнины).
Традиция общинного пользования – до к. XX в.
Внутреннее управление осуществлялось. Суйм – норрос – сход.
Правом голоса пользовались только главы семей. Основные вопросы, которые обсуждались:
- хозяйственные дела
- перераспределение тоней
- заколы
- семейная жизнь: разделение наследства, изменение тамг, усыновление
- в случае конфликтов, краж: сход (функция судебного органа).
Община – орган по раскладу налогов. Существовал элемент общинного культа, организация праздников. Наблюдалось даже возрождение традиций (из-за деградации).
Общинный характер жертвоприношений. У жителей Восточной части: представление о божестве Комрайи.
Райзи – Айка – покровители домашних оленей: приносили жертву в тайге на Егорьев день / перед Троицей.
На олений праздник: в жертву приносили лучшего оленя, на котором никто никогда не ездил. Мясо его варили и поедали вместе с обществом.