Женщина не могла прикасаться к шаманскому бубну и посещать святилище. Нет ограничений в хозяйстве, занимались промыслом, помогали в оленеводстве

Основная работа по дому, воспитание детей. Трудно у саамов разделять труд на мужской и женский. Мужчины заготовляли топливо, лов крупной рыбы, строили транспорт. à равенство между мужчинами и женщинами. Многодетность (ок. 10 детей). Сейчас до 4. В XX в. увеличилось количество смешанных браков. Нарушение традиции связи между группами саамов. Сейчас смешанных 2/3 браков. Половина – с коми. 40% - с русскими. 10% - с ненцами. Дети могли выказывать не согласие на брак. Избегание родственных браков – не ближе, чем в 4-м околении. Учитывался достаток семей (количество оленей). Стадо девушки формировалось с рождения. Если большой приплод, то у девушки – «оленное счастье».

В брак после 20 лет, нердко невеста старше жениха, т.к. девушке нужно приобрести много навыков. Свадьбы зимой после крещения. В каждом посёлке свои особенности, общее сватовство, смотрины (рукобитие), венчание.

Но брак заключался уже после рукобития. Во время сватовства жених невесту не видел, жених сначала не входил, входил сват с отцом, угощались водкой.

Сват – мужчина, который мог колдовать à сила внушения.

Иногда участвовали сестра отца жениха. Если получал согласие, то приглашали жениха, невеста и жених переодевались в праздничную одежду. Жених подходил к невесте и целовал (губы к губам, нос к носу). Подарки – язык и бобровое мясо, платок.

Если невеста не согласна, то бросала подарки.

Иногда сватовство и рукобитие совмещали, если приехали издалека. Бить по рукам (сват и отец невесты) – брак заключён.

Время от рукобития до свадьбы для подготовки подарков (меха, украшения, деньги).

Bride – price – служба до года служение тестю. Равные по стоимости отдарки.

Приданое: олени, одежда, шкуры, утварь и пр.

В течение XIX в. выкуп сменяется одариванием. Подарки заменялись едой и напитками на свадьбу. Гости готовили съестные припасы. Пир – в доме невесты. Напитки – чай и водка. Стол – обычная кда в больших количествах. Молодые переезжали в собственное жильё. Трепетное отношение к детям. Бездетность – позор, наказание за грехи. Роженице – особое место ближе к двери, огороженное парусиной.

Раньше специальное жилище для роженицы (холодное). Помогали рожать старые женщины. Женщина – роженица – нечистая, но ее нужно защищать от сглаза à окуривали дымом от шкуры оленя и бобра. 6 недель – изоляция от семьи. После родов – очищение жилища (дымом, чагой). Новорожденного обтирали снегом, окунали в тёплую воду, заворачивали в заячий мех, ччерез 3 дня клали в берёзовую люльку – киткем. Люлька обтягивалась оленьей кожей, над изголовьем навес из бересты. Мох – памперсы. Под голову – подушечка из шерсти или пух куропатки. Обереги – зубы лося, монетки, овсяная крупа, иголки. Для передвижения – люльку за спину или в керёжу или подвешивали к оленю. Крещение детей в НГ и на Благовещение. Если осёдлые, то крестили раньше. Если крестили в церкви, то присутствовали мать, если в доме, то + отец. Давали христианское имя, которое можно поменять на саамское. Кормили грудью до 3-4 лет, по сразу приучали к оленьему мясу. От отца в подарок – оленей, их отмечали тамгой.

5.04.12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: