Пятая стадия: взрослый человек

Человек может считаться выросшим, если он не остановился в своем развитии на одном из более ранних этапов и поступает как взрослый. Таким образом, здесь приводится перечень характерных черт, свойственных взрослому человеку. Многие из характеристик взрослого человека совпадают с теми, которые относятся и к юноше. Разницу составляет то, что, в отличие от юноши, действия человека взрослого не привязаны к его эмоциями Перспективы взрослого человека основаны на приобретенном опыте, а взгляд юноши еще свободен от шор. Юноша испытывает больше мучений, поскольку соверша- ет больше ошибок и тяжелее переживает их последствия.

Возраст: от 20 до 75 (часто от 35 до 75, поскольку период юношеского становления нередко продолжается до 35 лет). Исследования человеческого развития показыва- ют, что 35-летний возраст является поворотным в жизни человека. Именно в это время он оставляет попытки уго- дить своим родителям и переносит все свое внимание на достижение собственных целей. Такая перемена зачастую сопровождается резким изменением карьеры, разводом, повторным вступлением в брак или переменой места жи- тельства. Многие люди более старшего возраста считают, что именно с этого момента они действительно начали жить.

Мировоззрение: «я», «ты» и «мы оба -часть чего-то большего». Точка зрения взрослого человека: «Я признаю, что мы оба - люди, и что ты имеешь право быть таким, какой ты есть. И я прошу тебя позволить мне быть самим собой. Иными словами - живи сам и дай жить другому».

Акцент внимания переносится с «деятельности» на «бытие». Количество уступает место качеству. Взрослый человек смотрит на жизнь как на игру страстей местного масштаба: «Жизнь проходит; радуйся хорошему и старай- ся не слишком расстраиваться, если что-то складагвается не так, как надо. В каждой ситуации есть что-то поучи- тельное. Вместо того, чтобы сопротивляться жизни, найди возможность приспособиться к ней и отбрось ненужные страдания. Я не могу причинить тебе вред, не навредив себе». Человек взрослый способен воспринимать всю кар- тину окружающего целиком.

Способности: люди взрослые - способные ученики и знают, как без труда применить вынесенные из одной жизненной ситуации уроки к другой. Они научились вос- принимать уроки жизни и, следовательно, научились быс- тро разрешать возникающие проблемы. Они приобрели мудрость и богатый опыт и не пойдут на поводу у труд- ностей, если им не удастся их избежать. Они полагаются на свои собственные творческие способности и легко при- спосабливают вынесенные из книг правила к сложным жизненным ситуациям. Они верят духу закона больше, чем букве. Они могут взять в руки поваренную книгу, но предпочитают приготовить блюдо по своему рецепту, опи- раясь на собственный опыт и творческие способности.

Мысли и эмоции: взрослые люди достигли высоких результатов в уравновешиваыии своих эмоций с мыслями и действиями. Все эти составляющие работают у них вместе, и такой подход к делу обычно является наиболее действенным в любой ситуации. Поведение человека взрослого, в отличие от юноши, характеризуется стабиль- ностью. Они в большей степени раскрепощены и не стре- мятся идентифицировать себя с заботами окружающих и мировыми проблемами. Вместо проявления сострадания, они предпринимают конкретные действия, способные раз- решить возникающую проблему, Они любят поспорить на философские темы, но предпочитают развивать свой со- бственный взгляд на вещи и понимание мира. Их подход к делу отличается конкретностью, выявлением сути про- блемы и одновременно дипломатичностью. Они могут быть развиты в интеллектуальном плане, но обычно изъясняются простым языком, легко доступным для пони- мания.

В сфере эмоций у них, конечно, могут возникать проблемы, но они не боятся обращаться за помощью, если чувствуют, что это им необходимо. Они отлично по- нимают, что человек - это не остров, затерянный в океа- не, и что в основе удачно складывающейся жизни лежит сотрудничество с окружающими их людьми.

Акцентирование внимания: устремления человека взрослого направлены на развитие личности и внесение своего вклада в благосостояние окружающих путем моде- лирования поведения взрослого, зрелого человека. Они учат личным примером.

Взрослые люди могут быть бедными или богатыми, известными или остающимися в тени, обладать высоким общественным положением или держаться от него подаль- ше. Если они обладают богатством, известностью или властью, они владеют ими с грациозной тактичностью и используют их на благо людей, менее обеспеченных. Знают они и как насладиться этими вещами самим. Их внутренним мотиватором служит стремление к духовному росту и взаимопониманию, внесение вклада в совершенст- вование мира и наслаждение радостями, которые несут с собой семья, друзья и доставляющая удовольствие работа,

Взрослые люди считают себя достаточно авторитет- ными и пристальнее всматриваются в себя в поисках от- ветов на вопросы человечества. Когда что-то не ладится, вместо обвинения в этом окружающих они склонны брать ответственность за происходящее на свои плечи и ищут возможность исправить положение.

Деятельность: устремления человека взрослого на- правлены на поиск работы, приносящей ему чувство удов- летворения, независимо от уровня ее оплаты или прибыльности. Они предпочитают сами выбирать удобные для себя часы для работы и выполнять ее с максимальной степенью независимости. Они работают настолько высо- коэффективно, что выполняют больший объем работы за более короткий период времени, чем люди, остановившие- ся на более ранних этапах развития. Они знают, что окру- жающая среда дает им дополнительные силы, и стараются как можно больше времени проводить на природе.

Взрослые люди обладают врожденными талантами во многим областях человеческой деятельности и обычно знают, как добиться максимального результата при мини- мальных затратах сил. Они прекрасно чувствуют себя среди представителей всех слоев общества без необходи- мости причислять себя к той или иной социальной катего- рии. Они держатся на равных и с человеком малообеспеченным, и с богачом. Они уважают культуру и обычаи других народов и находят их приемлемыми для себя и интересными (за исключением тех, которые пропо- ведуют насилие).

Люди взрослые любят занимательные игры и хоро- ший отдых, им нравятся чувственные удовольствия. Любят они и послоняться без дела, напоминая собою сытно поу- жинавшего домашнего кота. Из-за этой склонности они нередко кажутся иным людям ленивыми бездельниками, поскольку не тратят все свое время на работу. Это пото- му, что люди взрослые больше ценят «бытие», а не «дея- тельность». Если они работают, то не жалея сил, не обращая внимание на пот, заливающий глаза, и въедаю- щуюся в руки грязь. Вокруг них может царить беспоря- док, но они точно знают, где что лежит.

Ценности: человек взрослый больше ценит сущность, нежели внешний лоск. Они скорее предпочтут куртку удобного, спортивного покроя, чем новомодный, но стес- няющий их движения костюм. Им безразлично, что дума- ют по этому поводу окружающие, раз сами они чувству- ют себя удовлетворенными. Они приспосабливают нормы поведения к самым неожиданным ситуациям, в которых чувствуют себя не менее комфортабельно. Они умеют на- слаждаться работой, досугом, общением с природой, дружбой, хорошей пищей, хорошими сексуальными отно- шениями, сочетающимися с полноценной близостью и приятным общением, высоко ценят свободу самовыраже- ния, чувство личной ответственности, независимость, со- чувственное отношение к природе, любят помечтать и поразмышлять о том, что ждет человека после смерти. Смерти они не боятся, и эта тема не вызывает у них внутреннего напряжения. Они рассматривают ее как оп- ределенный обряд перехода в новое качество, трансфор- мацию, приспосабливающую их к новой форме существования.

Взрослые люди ведут насыщенную духовную жизнь и могут не быть при этом людьми религиозными. Им не- зачем искать утешения в церкви; они напрямую устанав- ливают духовное общение с великим и безбрежным. Они нередко обращаются к медитации и созерцанию, причем делают это неформальным и совершенно естественным для себя образом. Человек взрослый радуется своему телу, независимо от его внешнего вида; он рад, что оно такое, какое есть.

Отношения; люди взрослые ведут себя сообразно своим чувствам, испытываемым ко всем людям, живот- ным, растениям и самой планете - ко всему живому во всех его формах и проявлениях. Они осознают, что все это составляет часть одного целого. Подобная философия порождает в них чувство уважения ко всему живому, и принцип «живи и давай жить другому» составляет основу их отношений с окружающими. Их отношения наполнены теплотой и взаимопониманием и способны продолжаться очень долго. Они не изобилуют характерными для юности психологическими драмами, годящимися для сериалов «мыльных опер». Когда взрослые люди прерывают отно- шения или расходятся, они не опускаются до мести. В их восприятии окружающих присутствует взаимопонимание и уважение к чужой, отличной от их собственной точке зрения. В отличие от подростков, требующих, чтобы окру- жающие были похожи на них, люди взрослые приветствуют отличительные черты в каждом человеке и даже спо- собны насладиться ими.

Иногда люди, остановившиеся на стадии развития юноши или подростка, склонны считать, что люди взрос- лые ведут себя так, будто не любят друг друга, поскольку не выказывают особой привязанности в своих отношени- ях. Переживая последствия разрыва романтических отно- шений, юноша приходит в негодование в ответ на мудрое замечание родителей: «Ничего, переживешь. Ты еще молод». У взрослых философский взгляд на отношения между людьми. Они остро ощущают непостоянство жизни и готовы ко внезапным переменам, особенно связан- ным со смертью или переменой места жительства. Взрос- лые люди горько переживают утрату, но лишь еще с большим упорством погружаются в повседневные обязан- ности.

В общении они поддерживают твердый длительный зрительный контакт с собеседником.

Примеры: некоторые из пользующихся нетрадиционными методами целители; чудаки и эксцентрики; философы; духовные наставники; огромное количество самых обыкновенных людей, стремящихся к духовному росту; любители природы; заботливые врачеватели животных; люди, обладающие способностью общения с природой; очень немногие из мировых лидеров, способных видеть дальше границ своей местной политики; некоторые из сторонников движения за экологию, имеющих конструк- тивные планы и способность видения общемировых про- блем; музыканты, художники и писатели, создающие не подвластные времени шедевры: Марк Твен, Джон Майор, Уолт Уитмен.

Примеры стран со значительным процентом взрос- лых людей среди общего числа населения: Исландия, Швейцария, Финляндия, Голландия, Швеция, Дания, от- дельные регионы России и Соединенных Штатов Амери- ки. Ориентирующиеся на уровень развития взрослого человека страны чаще стремятся поддерживать нейтрали- тет в международных конфликтах. Люди взрослые присут- ствуют в населении каждой страны. Составляют они примерно одну десятую часть общего населения планеты. Где бы они ни жили, они повсюду стремятся объединить- ся в многочисленные сообщества единомышленников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: