Вторая стадия: делающий свои первые шаги малыш

Взрослый человек, остановившийся на стадии развития делающего свои первые шаги малыша

Мировоззрение: «я» и «другое мои». Люди взрослые, остановившиеся на этой ступени развития, хотят быть на кого-то похожими. Они хотят иметь такую же машину, носить такую же одежду и есть ту же пищу, что и их

соседи. Они стремятся быть благопристойными членами своего сообщества. Им нравится безопасность, доставляе- мая знакомой пищей и похожим на них самих окружени- ем. Они боятся того, кто отличается от них, и, как следствие, являются плохими путешественниками.

Испытывают слепую приверженность установившим- ся традициям и предубеждение против внушающих опасе- ния «других», выглядящих и поступающих «не так». Оказавшись вне привычного окружения, испытыва- ют замешательство, забывают о своих правилах и нормах поведения и зачастую поступают совершенно непредска- зуемым образом. Вспомните действия голландских колони- заторов в Индонезии и Южной Африке, испанцев и португальцев, колонизирующих Америку, англичан в Индии и некоторых американских солдат во Вьетнаме.

Способности: взрослые малыши способны тщательно придерживаться полученных инструкций. Они добросовес- тно следуют букве закона, но не понимают его сути. Они предпочитают свое сообщество и испытывают безотчет- ный страх перед огромным внешним миром. Они способ- ны выполнять привычные задания, но избегают всего, что требует независимого, нетрадиционного мышления.

Мысли и эмоции: взрослые малыши стремятся следо- вать мыслям стоящих над ними авторитетов, не задавая при этом лишних вопросов. «Я всего лишь исполнял при- каз, расстреливая демонстрантов». Они испытывают заме- шательство, сталкиваясь с идеями, отличными от тех, на которых они воспитывались. «Что плохого в рабстве? Ведь так было всегда». Отличаются парадоксальностью сужде- ний, среди которых «возлюби ближнего своего» мирно уживается с обещанием «я тебя в порошок сотру». Мыш- ление в высшей степени негибкое, ортодоксальное и тра- диционное. Мыслят категориями «хорошее» и «плохое», «правильно и неправильно», с отсутствием полутонов.

Сталкиваясь с верованиями, традициями и обычаями, отличающимися от их собственных, неизменно восприни- мают их как «плохие» или «ниспосланные дьяволом», Новые мысли пугают и вызывают подозрения, как несу- щие явное или скрытое «зло» или «дьявольское искуше- ние», от чего следует поскорее избавиться. Логика обычно представляет собой не что иное, как эмоциональные при- вязанности или чувства, маскируемые под мысли или идеи. Акцещпыроваяце гацманця; основше усилия таких взрослых напраалены на изуче*е правил и их проверку,ни Они, не анализируя, воспринимают нормы, правила и ука- зания всего, *что является для них авторитетом, будь то Библия, начальник по работе, министр, лечащий врач, по- лицейский, главнокомандующий или политический дея- тель* Однако они столь же быстро готовы разрушить воспринятые правила и подвергнуть свои авторитеты бес- компромиссной проверке: берущий взятку полицейский; присваивающий выделенные церкви деньги министр фи- нансов; коррумпированный чиновник. Они провозглашают законность, но очень легко ее разрушают и становятся на путь преступления, При этом они обычно не берут на себя ответственности за совершаемые преступления и пы- таются переложить вину за них на какие-то не зависящие от них обстоятельства. «Черт попутал», - типичный для них ответ в подобной ситуации. Основной акцент манеры поведения всегда направлен на изучение правил поведе- ния и их последующую проверку на прочность.

Деятельность. этим людям нравится быть большой рыбой в маленьком озере. Они предпочитают вести жизнь в пределах привычной для их представлений замкнутой системы, клуба, церкви, общественной группы. Путешест- вия являются для них стрессогенным фактором, и обычно

они довольствуются обычаями и пищей мест, хорошо им известных. Они стремятся предотвратить любые перемены или реформы и, скорее, склонны перевести стрелки часов назад, «к добрым старым временам». Они могут быть не- заменимы при выполнении определенного рода работ, но не способны к творческому мышлению. Наиболее подхо- дят для бюрократической сферы деятельности.

Ценности: взрослые малыши беспрекословно воспринимают ценности, преподнесенные им признанными авто- ритетами: «Если согрешишь - попадешь в ад». Наказание неизбежно. Они почитают власть, но лишь потому, что она несет с собой наказание за проступки. Они почитают устои государства, существующий порядок и стерильную чистоту природы, где для них все понятно и знакомо. Они не мучают себя вопросами и не философствуют над истинным значением слова.

В духовном плане они без лишних вопросов прини- мают веру, в которую обращены. Они воспринимают ре- лигию как систему мер и взглядов, направленных на

поддержание существующего правопорядка. Они следуют букве Священного писания, дословно воспринимают на- ставления служителей церкви и безжалостно бичуют ере- тиков. Религиозные взгляды язычников считаются ими законным основанием для объявления им войны. Инакомыс- лящего следует *или уничтожить, или обратить в свою веру.

Таких людей чрезвычайно страшит перспектива со- бственной смерти, и они делают все возможное, чтобы избежать ее или, закрыв на нее глаза, притвориться, будто подобная участь способна обойти их стороной. Ста- рость пугает их, поскольку, с их точки зрения, несет с собой неустойчивость положения в жизни, немощность, болезни н полную зависимость. Интересно, что в старости они действительно зачастую становятся совершенно бес- помощными и зависимыми от окружающих.

Отношения: люди взрослые, остановившиеся на ста- дии развития делающего первые шаги малыша, в разгово- ре с трудом выдерживают прямой взгляд собеседника и часто пугаются людей, особенно если они незнакомы. Они не допускают мысли о том, что дети их могут хоть чем-то отличаться от них самих.

Они страшатся всего, что их окружает, включая и их собственное тело. Они склонны рассматривать свое тело как нечто лежащее вне сферы их ответственности и ис- кренне стремятся «быть хорошими», беспрекословно вы- полняя все указания их лечащего врача. Они не способны воспринять идею о том, что их чувства и мысли могут как-то повлиять на развитие их болезней.

Дикая природа у таких людей вызывает ужас, и они предпочитают видеть вокруг себя чистые мощеные улицы и строгие линии выстроившихся аккуратными рядами зда- ний: «Животные безопасны только в зоопарке и на ферме». Все, что их окружает, непременно должно быть тщательно вымыто и вычищено как от пыли, так и от разносящих заразу микробов.

Секс рассматривается ими как выполнение супружеского долга, необходимого для продолжения рода. Эта стадия развития человека является досексуальной, и поэтому любое его сексуальное поведение инфантильно по своей природе. Сексуальные отношения кажутся таким людям смешным, если не непристойным занятием, и обычно остаются очень незрелыми.

Отношения их к пище Лень ото дня остается неизменным, разнообразия блюд практически не требуется; при этом пищу они предпочитают хорошенько прожарен- ную и с небольшим количеством специй. Импортные про- дукты воспринимаются пренебрежительно. Такие люди едят то, что им полезно, а не то, что нравится.

Примеры: члены сект, придерживающихся отрогах ортодоксальных религиозных и философских взглядов; ра- систские фанатики; бюрократические правительства: кор- румпированные чиновники; жители малых отрезанных селений, рассматривающие внешний мир как таящий в себе зло и опасность; люди, страшащиеся козней повсюду подстерегающего их дьявола; люди, считающие, что толь- ко они сами и группа приближенных к ним будет сохра- нена и спасена во время каких бы то ни было глобальных перемен и катаклизмов; ученые, академики и профессора, демонстрирующие поистине парадоксальное поведение, разрабатывая все новые виды оружия и нервно-паралити- ческого газа для обеспечения мира на земле и идущие после этого в церковь; гуру и культовые наставники, тре- бующие полного повиновения себе и сурово наказываю- щие тех, кто осмелится нарушить устанавливаемые ими порядки; все ведущие консервативный, примитивный образ жизни и, как послушные бараны, делающие все, что им говорят. Примеры наших современников: Иди Амин, папа Док Дювалье, Моамар Каддафи, Джозеф Мак- карта, Давид Кореш и Джим Джоне.

Примеры стран со значительным процентом среди общего числа взрослого населения, остазшегося на уровне развития делающего свои первые шаги ребенка: Иран, Ирак, Соединенные Штаты Америки (особенно южные регионы и Средний Запад), Колумбия, Марокко, Непал, Индия, Китай, Южная Африка. В настоящее время коли- чество этих людей составляет примерно одну пятую от общего населения земного шара. Как уже упоминалось, всем им хотелось бы объединиться в одно их собственное сообщество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: