Психология подростка
План проведения занятия
Семинар проводится в форме дискуссии по группам (командам).
Вопросы для обсуждения:
1. а) Кризис в подростковом возрасте обусловлен биологическим фактором развития - внутренним изменением в самом ребенке, половым созреванием.
б) Кризисность подросткового возраста объясняется тем, что изменяются социальные условия жизни и деятельности подростка.
2. а) Основными особенностями личности подростка являются: направленность на внутренний мир, противопоставление себя взрослым, бунтарство, конфликт со взрослыми.
б) Подросткам характерны: общительность, активность, любознательность, стремление к сотрудничеству со взрослыми.
3. а) Подростки способны к адекватной самооценке.
б) Подростки недооценивают или переоценивают свои реальные возможности.
4. а) В подростковом возрасте явно прослеживаются различия в поведении старших и младших подростков.
б) Средства самоутверждения в подростковом возрасте зависят от половой принадлежности.
|
|
5. а) Большое значение для воспитания подростков играет знание общих для данного возраста особенностей психики.
б) В процессе воспитания подростка большое внимание надо уделять индивидуальным особенностям психики.
6. а) Педагогическая запущенность это причина, а не характеристика личности подростка.
б) Педагогическая запущенность - качественная характеристика состояния объекта воспитательных воздействий.
7. а) Главную роль в перевоспитании «трудных» подростков играет воспитатель, учитель, семья.
б) Перевоспитание «трудных подростков» происходит только под влиянием коллектива.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.:Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.
2. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.- 286 с.
4. Кле, М. Психология подростка: Психосексуальное развитие: пер. с фр. - М.: Педагогика, 1991. – 172 с.
5. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.
6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
7. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. –176с.
8. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 456 с.
|
|
9. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / Н.Н. Палагина – М.: МПСИ, 2005. – 287 с.
10. Психология человека от рождения до смерти; Младенчество, детство, юность, взрослость, старость/ В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач; Под ред. А.А. Реана. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-Пресс, 2002. — 656 с.
11. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). – СПб.: «Речь», 2006. – 320 с.
12. Харламенкова, Н. Е. Самоутверждение подростка / Н. Е. Харламенкова; Российская академия наук, Институт психологии. – М.: Ин-т психологии РАН, 2007. – 384 с.