Деятельностный подход

«… просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам»

Евангелие от Матфея (гл. 7, ст. 7—8), Евангелие от Луки (гл. 11, ст. 9).

1. Структура (профессиональной) деятельности

«Человек существует не в мире предметов, не в мире идей и даже не в мире социальных отношений.

Человек существует в мире деятельностей»

Г.П.Щедровицкий (1929-1994)

Примеры деятельностного подхода:

· память, восприятие, внимание, общение, обучение, принятие решений как «деятельность»

· классическая (средневековая) культура как культ профессионального деятельностного подхода.

Структура профессиональной деятельности

1. «Верстак» - техники, технологии,

2. «Знания» – онтология, парадигма, теория, модели

3. «Рамка смысла» - позиционирование, целеполагание, т.е. зачем, где, для кого

· Сверхзадача, смысл, миссия, духовность.

· Психоэнергетика, волевая составляющая, здоровье, установка движения.

Варианты подходов к мышлению (Дубровский В.Я.):

· Теология

· Натурализм

· Феноменология

· Деятельностный подход.

Региональные особенности профессиональной деятельности: американская – прагматика, европейская – рационализм, российская – духовность, восточная - гармония. Будущая глобальная культура как - что?

2. Субъект, субъективация, самоопределение

Варианты самоопределения:

· «Человек собственности» – хозяин, ориентация на сохранение собственности

· «Человек службы»– ориентация на начальство, на исполнение функции в организации

· «Человек профессии» – специалист, ориентация на воспроизводство норм профессиональной деятельности

· «Человек бизнеса» – предприниматель, поиск резервов и перевод их в ресурсы, ориентация на клиента в рыночных отношениях

· «Человек развития» - пассионарий по Льву Гумилеву, ориентация на будущее, приближение будущего.

3. Профессиональное обучение

Два мира есть у человека.

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий

Школы и модели обучения

· Гумбольдтовская модель – передача знания (XVIII в.)

· Вальдорфская школа – развитие личности (XIX в., начало ХХ в.)

· Деятельностный подход - имитационные модели, кейсы, стажировки, деловые игры, обучение в деятельности, организационно-деятельностные игры (середина ХХ – конец ХХ в).

Обучение как деятельность

· Обучение как принятие, понимание, усвоение методов, технологий, норм, базовых и профессиональных знаний, ценностей новой для себя деятельности

· Обучение как управление знаниями: план, диагностика, обеспечение, контроль

· Обучение как включение в программу учебной деятельности, соучастие в технологизации, обосновании и трансляции новой для себя деятельности (принцип «шведского стола»)

· Обучение как самоопределение - маргинальное состояние, переход через пограничное состояние между двумя деятельностями и прорыв в реальность, демонтаж старой, проектирование и выстраивание, выращивание новой деятельности (образ «корчма на заставе»)

· Обучение как развитие и программирование жизнедеятельности (компетентностный подход, глобальная образовательная революция = переход к Life Long Learning)

Профессиональное обучение управлению

«Стейкхолдеры» - заинтересованные лица, держатели ставки. Кто держит «рамку смысла» обучения, ставит задачи и определяет заказ на обучение т.е обеспечивает (оплачивает) и оценивает обучение (?!):

· Администрация гос. Органов, курирующих сферу образования

· Руководство организаций, работодатели

· Разработчики новых технологий деятельности

· Сам обучаемый

· Авторитеты для обучаемых …

Жизненный цикл обучения. Регулярное, упреждающее обучение. Внутрифирменное обучение.

«Корневые компетенции организации» - (а) база данных и (б) сотрудники как носители профессиональных знаний относительно технологий и «ноу-хау» вместе с условиями их использования, то, что создает устойчивые конкурентные преимущества организации.

Тренды профессионального обучения: массовость, коммерциализация, глобализация, глобализация, информатизация, демографические волны, …

Смена парадигмы обучения: от передачи «готовых знаний» к «формированию компетенций», и далее к включению в деятельность.

Методы: имитационные игры, «кейс-стади», обучение в деятельности, организационно-деятельностные игры …

4. Типы менеджмента

  1. «Антикризисный менеджмент» – главное выжить!

Примеры действий:

· Диагностика проблем («болезней организации) и оценка ресурсов

· Программа антикризисных мероприятий

· Ротация управленческой команды

· Пакет мер с малыми инвестициями и быстрым экономическим эффектом

· Бережливое производство, оптимизация численности, реализация неприбыльных активов, реструктуризация, прирост объема продаж.

  1. «Регулярный менеджмент» – правильный, общепринятый менеджмент, главное обеспечить конкурентный, т.е. эффективный, инновационный бизнес!

Примеры действий:

· Эффективная мотивация труда

· Операционный и тактический менеджмент, сбалансированная система показателей эффективности

· Регулярное повышение квалификации персонала и аттестация

· Процессный менеджмент, инжиниринг бизнес-процессов

· Бенчмаркинг

· Управленческий учет, управление себестоимостью

· Активный маркетинг

· Управление качеством

· Аутсорсинг непрофильных активов.

3. «Менеджмент бизнеса в степени превосходства» главное быть первым, чемпионом в бизнесе! Примеры действий:

· Стратегический менеджмент: постановка амбициозных целей, стратегические инновационные проекты

· Упреждающее развитие методов управления («менеджмент без прототипов»)

· Реинжиниринг бизнес-процессов

· Центр аналитики и развития (фабрика мысли), упреждающее повышение квалификации персонала

· Наличие инфраструктуры инновационных проектов (постановка инноваций на поток)

· TQM, тотальное управление качеством («6 сигма»)

· Превосходящий уровень корпоративной культуры, социальная ответственность.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Самоопределение в учебном процессе

2. Инженерия и менеджмент в современном мире

3. Определение темы выпускной работы по данному курсу: инновационный проект, эссе.

Литература

· Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: Школа культурной политики, 1995.

· Марке Дэвид. Разверните свой корабль: жесткий менеджмент от капитана лучшей подводной лодки США.

· Юнг Роберт. Ярче тысячи солнц.

· Якокка Ли. Карьера менеджера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: