«… просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам»
Евангелие от Матфея (гл. 7, ст. 7—8), Евангелие от Луки (гл. 11, ст. 9).
1. Структура (профессиональной) деятельности
«Человек существует не в мире предметов, не в мире идей и даже не в мире социальных отношений.
Человек существует в мире деятельностей»
Г.П.Щедровицкий (1929-1994)
Примеры деятельностного подхода:
· память, восприятие, внимание, общение, обучение, принятие решений как «деятельность»
· классическая (средневековая) культура как культ профессионального деятельностного подхода.
Структура профессиональной деятельности
1. «Верстак» - техники, технологии,
2. «Знания» – онтология, парадигма, теория, модели
3. «Рамка смысла» - позиционирование, целеполагание, т.е. зачем, где, для кого
· Сверхзадача, смысл, миссия, духовность.
· Психоэнергетика, волевая составляющая, здоровье, установка движения.
Варианты подходов к мышлению (Дубровский В.Я.):
· Теология
· Натурализм
· Феноменология
· Деятельностный подход.
|
|
Региональные особенности профессиональной деятельности: американская – прагматика, европейская – рационализм, российская – духовность, восточная - гармония. Будущая глобальная культура как - что?
2. Субъект, субъективация, самоопределение
Варианты самоопределения:
· «Человек собственности» – хозяин, ориентация на сохранение собственности
· «Человек службы»– ориентация на начальство, на исполнение функции в организации
· «Человек профессии» – специалист, ориентация на воспроизводство норм профессиональной деятельности
· «Человек бизнеса» – предприниматель, поиск резервов и перевод их в ресурсы, ориентация на клиента в рыночных отношениях
· «Человек развития» - пассионарий по Льву Гумилеву, ориентация на будущее, приближение будущего.
3. Профессиональное обучение
Два мира есть у человека.
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий
Школы и модели обучения
· Гумбольдтовская модель – передача знания (XVIII в.)
· Вальдорфская школа – развитие личности (XIX в., начало ХХ в.)
· Деятельностный подход - имитационные модели, кейсы, стажировки, деловые игры, обучение в деятельности, организационно-деятельностные игры (середина ХХ – конец ХХ в).
Обучение как деятельность
· Обучение как принятие, понимание, усвоение методов, технологий, норм, базовых и профессиональных знаний, ценностей новой для себя деятельности
· Обучение как управление знаниями: план, диагностика, обеспечение, контроль
· Обучение как включение в программу учебной деятельности, соучастие в технологизации, обосновании и трансляции новой для себя деятельности (принцип «шведского стола»)
|
|
· Обучение как самоопределение - маргинальное состояние, переход через пограничное состояние между двумя деятельностями и прорыв в реальность, демонтаж старой, проектирование и выстраивание, выращивание новой деятельности (образ «корчма на заставе»)
· Обучение как развитие и программирование жизнедеятельности (компетентностный подход, глобальная образовательная революция = переход к Life Long Learning)
Профессиональное обучение управлению
«Стейкхолдеры» - заинтересованные лица, держатели ставки. Кто держит «рамку смысла» обучения, ставит задачи и определяет заказ на обучение т.е обеспечивает (оплачивает) и оценивает обучение (?!):
· Администрация гос. Органов, курирующих сферу образования
· Руководство организаций, работодатели
· Разработчики новых технологий деятельности
· Сам обучаемый
· Авторитеты для обучаемых …
Жизненный цикл обучения. Регулярное, упреждающее обучение. Внутрифирменное обучение.
«Корневые компетенции организации» - (а) база данных и (б) сотрудники как носители профессиональных знаний относительно технологий и «ноу-хау» вместе с условиями их использования, то, что создает устойчивые конкурентные преимущества организации.
Тренды профессионального обучения: массовость, коммерциализация, глобализация, глобализация, информатизация, демографические волны, …
Смена парадигмы обучения: от передачи «готовых знаний» к «формированию компетенций», и далее к включению в деятельность.
Методы: имитационные игры, «кейс-стади», обучение в деятельности, организационно-деятельностные игры …
4. Типы менеджмента
- «Антикризисный менеджмент» – главное выжить!
Примеры действий:
· Диагностика проблем («болезней организации) и оценка ресурсов
· Программа антикризисных мероприятий
· Ротация управленческой команды
· Пакет мер с малыми инвестициями и быстрым экономическим эффектом
· Бережливое производство, оптимизация численности, реализация неприбыльных активов, реструктуризация, прирост объема продаж.
- «Регулярный менеджмент» – правильный, общепринятый менеджмент, главное обеспечить конкурентный, т.е. эффективный, инновационный бизнес!
Примеры действий:
· Эффективная мотивация труда
· Операционный и тактический менеджмент, сбалансированная система показателей эффективности
· Регулярное повышение квалификации персонала и аттестация
· Процессный менеджмент, инжиниринг бизнес-процессов
· Бенчмаркинг
· Управленческий учет, управление себестоимостью
· Активный маркетинг
· Управление качеством
· Аутсорсинг непрофильных активов.
3. «Менеджмент бизнеса в степени превосходства» – главное быть первым, чемпионом в бизнесе! Примеры действий:
· Стратегический менеджмент: постановка амбициозных целей, стратегические инновационные проекты
· Упреждающее развитие методов управления («менеджмент без прототипов»)
· Реинжиниринг бизнес-процессов
· Центр аналитики и развития (фабрика мысли), упреждающее повышение квалификации персонала
· Наличие инфраструктуры инновационных проектов (постановка инноваций на поток)
· TQM, тотальное управление качеством («6 сигма»)
· Превосходящий уровень корпоративной культуры, социальная ответственность.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Самоопределение в учебном процессе
2. Инженерия и менеджмент в современном мире
3. Определение темы выпускной работы по данному курсу: инновационный проект, эссе.
Литература
· Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: Школа культурной политики, 1995.
· Марке Дэвид. Разверните свой корабль: жесткий менеджмент от капитана лучшей подводной лодки США.
· Юнг Роберт. Ярче тысячи солнц.
|
|
· Якокка Ли. Карьера менеджера.