double arrow

Понятие и особенности источников права социального обеспечения

Источники права социального обеспечения – это внешняя форма правотворческой деятельности государства в сфере социально-обеспечительных отношений, в результате которой создаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы права социального обеспечения.

В сфере социального обеспечения действует большое количество законов, но для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный закон (или Основы, или Кодекс), охватывающий всю совокупность отношений по социальном обеспечению.

Реформа государственной системы социального обеспечения конца XX – начала XXI века значительно активизировала законотворческий процесс, но ускоренная подготовка новых законов негативно отразилась на их качестве.

Новые федеральные законы характеризуются:

1) Крайней нестабильностью, как правило, имеют несколько редакций, подвергаются частым изменениям и дополнениям.

2) Одни и те же понятия формулируются по разному (понятие «страхового стажа» формируется в трёх законах и оно везде разное).

3) Не во всех законах предусматриваются источники финансирования, механизмы реализации прав и ответственность субъектов, что превращает их в декларации.

4) Бессистемность, противоречие, дублирование, пробелы, коллизии, большое количество отсылочных норм.

Всё это затрудняет правоприменительную деятельность и снижает эффективность правового регулирования.

Принятие «Кодекса социального обеспечения» позволило бы не только упорядочить правовое регулирование и устранить противоречие, но и поднять на более высокий качественный уровень содержание нормативного материала.

Однако в условиях нестабильности правового регулирования всеобъемлющая кодификация вряд ли возможна. Поэтому большинство правоведов склоняются к поэтапной кодификации по видам социального обеспечения.

Наиболее близко к воплощению этой идеи подошли учёные-юристы Захаров, Савостьянова и Тучкова, разработавшие в 2008 году Проект Пенсионного Кодекса Российской Федерации.

В 2009 году группа разработчиков под руководством Федуна, состоявшая в основном из экономистов, представила свой проект Пенсионного Кодекса.

Сравнивая эти два проекта, можно отметить, что первый отличается тщательно проработкой правовых норм и состоит из пяти (5) частей, одиннадцати (11) разделов и двести шестнадцати (216) статей.

Второй проект является более объёмным, включает в себя общую и особенную части, состоит из двенадцати (12) разделов и пятьсот шестидесяти шести (566) статей.

Во втором проекте содержатся сложно совместимые с юридической точки зрения положения, относящиеся как к государственной, так и к негосударственной системе пенсионного обеспечения.

К его существенным недостаткам можно отнести: отсутствие норм об ответственности государственных органов и других публичных агентов (например, Пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды) за несвоевременное назначение пенсии, неверное исчисление её размеров, неправомерное удержание из пенсии.

Второй проект нуждается в глубокой юридической проработке вопросов совмещения социально-обеспечительных и гражданско-правовых конструкций и механизмов, чтобы избежать правовых коллизий с гражданским законодательством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: