double arrow

Общие положения. 2.Понятия «социального страхования» и «социального обеспечения

Заключение

Общие положения

План

2.Понятия «социального страхования» и «социального обеспечения

Жизнь человека, всего общества постоянно сопровождается возможностью появления стихийных бедствий, несчастных случаев. Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом «страх». Один из цивилистов А. А. Гвозденко считает, что страхование возникло «как механизм защиты товаропроизводителя от рисков, связанных с общественным производством, со стихийными бедствиями, с утратой здоровья». [5][5] Объективный характер экономической категории страхования предопределен реально существующими противоречиями между человеком и природой, в частности, противоречиями, возникающими в процессе общественного производства. Чрезмерная гибкость законодательной базы, нестабильность и непредсказуемость"1, определенная сложность законодательного планирования в России - это далеко еще не весь список проблем российского законодательства и законотворчества, с которыми сталкиваются и страхователь, и страховая организация сегодня.[6][6]

2.Понятия «социального страхования» и «социального обеспечения

Э. Г. Тучкова высказывает мнение о том, что возрастающая роль необходимости в страховых услугах приводит постепенному формированию страхового рынка.[7][7] Приоритет при этом отдается добровольному страхованию, хотя в определенных сферах сохраняется или даже вводится обязательное страхование (например, космической деятельности и т.д.). Страхование выступает с одной стороны, как средство защиты бизнеса, а с другой - как коммерческая деятельность, приносящая прибыль.

Как юридическая категория страхование представляет собой - отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Такую формулировку дает ст. 2 Закона «Об организации страхового дела в РФ». Страхование в таком понимании предусматривает, прежде всего, заранее определенный состав участников страхования, заранее уплаченные премии и формирование на их основе страховщиками соответствующих фондов, которые имеют строго целевой характер использования.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Социальное страхование - система отношений по распределению и перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. Фонды социального страхования формируются из государственных дотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работающими гражданами.

Фонд социального страхования РФ - специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами государственного социального страхования на всей территории РФ. Является юридическим лицом. Денежные средства и имущество Фонда находятся в федеральной собственности.

В обязательном социальном страховании участвуют страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане (в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования). К страхователям относятся: юридические лица (в том числе иностранные) и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане (в том числе иностранные) и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, индивидуальные предприниматели - осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы; службы занятости в отношении безработных; организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду.

Страховщики - некоммерческие организации, обеспечивающие права застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, а также иные категории граждан (в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования).

На застрахованное лицо распространяется обязательное пенсионное страхование, за него уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд России (ПФР).

Перечень страховых случаев установлен ст. 7 Закона от 16 июля 1999 г. К их числу относятся:

необходимость получения медицинской помощи;

временная нетрудоспособность;

трудовое увечье и профессиональное заболевание:

материнство;

инвалидность;

наступление старости;

потеряю кормильца;

признание безработным;

смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

В.В. Гребенкин считает, что каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения.[8][8] Страховое обеспечение (обеспечение по обязательному социальному страхованию) — это исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

у страхователя-работодателя - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком;

у страховщика - с момента регистрации страхователя;

у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов.

По мнению Т.К. Мироновой, страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются: оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; пособие по временной нетрудоспособности; пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; пособие по безработице; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; пособие на санаторно-курортное лечение; социальное пособие на погребение; оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.[9][9]

Основным источником поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются страховые взносы и (или) налоги. В России государственное обязательное социальное страхование представлено социальными внебюджетными фондами. Формирование этих фондов осуществляется путем взносов во внебюджетные фонды посредством единого социального налога. См. Приложение 6.

Для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь создаются федеральные внебюджетные фонды.

С юридической точки зрения страховой фонд - это совокупность страховых премий (взносов), вносимых страхователями по договорам страхования, предназначенная для возмещения убытков вследствие страхового случая и выплаты страховых сумм в соответствии с правилами и условиями страхования, установленных страховщиком. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в ст. 26 создал правовую основу для формирования страховых фондов и резервов и целевого их использования. Фонды страховщика можно разделить на два вида:

- фонды создаваемые для гарантии выполнения обязательств, принятых по договорам страхования;

- фонды, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности в качестве юридического лица.

Однако, Закон "Об организации страхового дела в РФ" не дал определения страховых резервов, а регламентацию порядка их формирования закрепил за Федеральной Службой РФ по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзором).

В связи с введением в действие с 1 января 2001г. 2 части Налогового кодекса и установлением единого социального налога изменился порядок зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды. К данным фондам относятся:

-Фонд социального страхования РФ,

-Пенсионный фонд РФ,

-Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Другой организационной формой социального обеспечения является прямое ассигнование из федерального бюджета (например, пенсии военнослужащим, государственным служащим, предоставление социальных услуг престарелым и т. д.).

Закон «О внесении изменений в федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009г. и на плановый период 2010 и 2011гг.", принятый Государственной думой 25 сентября 2009г. и одобренный Советом Федерации 29 сентября 2009 г. подготовлен в целях финансового обеспечения расходных обязательств РФ, возникших в текущем финансовом году, а также с целью осуществления дополнительной капитализации банковских кредитных организаций.

Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации провело совместное выездное совещание Государственное учреждение Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, являясь исполнительным органом Фонда социального страхования, входит в состав единого социального блока Тульской области. Эффективное управление средствами обязательного социального страхования, наряду с решением задач по осуществлению гарантированных выплат работающему населению, позволяет сохранять и поддерживать социальную инфраструктуру, частично финансируемую за счет средств социального страхования. Доля средств бюджета Фонда социального страхования в финансировании таких расходов весьма значительна. Положительные результаты в решении проблем осуществления обязательного государственного социального страхования в Тульской области приносит заинтересованное подключение к решению данных проблем социальных партнеров как на региональном уровне, так и на уровне муниципальных образований Тульской области.

Открывая совещание, управляющий региональным отделением Юрий Павлович Семенов отметил большую совместную работу территориального филиала и районной администрации по реализации социальных программ Суворовского района, постоянное внимание и всестороннюю поддержку филиалу со стороны руководителей района в решении вопросов государственного социального страхования.

Соглашение Тульского регионального отделения и муниципального образования об участии сторон в организации и финансировании летнего отдыха и санаторного лечения детей в круглогодичном режиме позволили в 2003 году создать условия для привлечения средств местного бюджета, хозяйственных органов, иных источников на решение этой проблемы, что дало возможность сохранить количество оплаченных детских путевок с участием средств обязательного социального страхования на уровне прошлых лет. Было оздоровлено около 900 детей Суворовского района на общую сумму более 2,25 млн. рублей. 207 детей поправили свое здоровье в санаторных оздоровительных лагерях, в том числе и на Черном море в здравницах Краснодарского края.[10][10]

Результатом информационного взаимодействия структурных подразделений администрации муниципального образования и территориального филиала явилось повышение социальной защищенности работников, работающих у индивидуальных предпринимателей работодателей по трудовым договорам, а также повышение собираемости страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Взаимодействие сторон в вопросах обеспечения пособиями и выплатами за счет средств обязательного социального страхования граждан позволяет снизить социальную напряженность в районе.

Филиалом оплачены расходы на выплату всех видов пособий по государственному социальному страхованию работающим гражданам Суворовского района на сумму около 14 млн. рублей, перечислено финансовых средств предприятиям района в возмещение перерасхода средств на выплату пособий в размере более 5,47 млн. рублей.

Мировой опыт свидетельствует, что защита от конкретных видов социального риска наиболее эффективно может быть организована в рамках отдельных направлений (секторов) социального страхования:

-пенсионное страхование (по старости, инвалидности, потери кормильца);

-медицинское страхование (оплата медицинской помощи), включая оплату временной нетрудоспособности;

-страхование от несчастных случаев на производстве (производственный травматизм, профессиональные заболевания, пенсии иждивенцам погибших на производстве);

-страхование в связи с безработицей (пособия по безработице, переобучение и трудоустройство).

Целесообразность такого членения социального страхования объясняется различной природой социальных рисков,- считает И.В. Григорьева. По мнению цивилиста, от социальных рисков зависит специфика правового регулирования различных видов страхования.[11][11]

Из изложенного следует вывод: предметом социального страхования являются экономические и правовые отношения субъектов по формированию и расходованию финансовых средств, предназначенных для защиты трудозанятого населения от социальных рисков, а также по организации медицинской и реабилитационной помощи.

В мировой практике сложились следующие основные формы (институты) социальной защиты населения:

-социальное страхование (с публично-правовым статусом);

-социальная помощь, оказываемая государством и муниципалитетами;

-частная страховая инициатива и социальные услуги, оказываемые предприятиями.

Мировой опыт свидетельствует, система социального страхования -это ос­новной институт социальной защиты в условиях рыночной экономики, призван­ный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудо­способности, потери кормильца, безработицы. Приемлемыми минимальными уровнями социальных гарантий для застрахованных при наступлении страховых случаев по рекомендациям Международной организации труда (Конвенция № 102 (1952 г.) считается 40-50% замещение заработной платы квалифициро­ванного рабочего.

Исходя из такого подхода размеры получаемых средств зависят от продолжи­тельности страхового (трудового) стража, величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности и регулируются законами. В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств (фактически засчет других лиц), по программам социального страхования финансовыми источни­ками выплат и услуг являются специализированные фонды, формируемые при не­посредственном участии самих застрахованных.

О высокой роли социального страхования свидетельствует следующий факт. На долю существующих видов социального страхования в промышленно развитых странах приходится, как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и примерно 15-25% ВВП. В России на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 7,3% ВВП.

Простое сопоставление этих макроэкономических показателей свидетельству­ет, что потенциал социального страхования в России задействован еще в мини­мальной мере, раскрыть его в ближайшее десятилетие стратегическая задача со­вместных усилий законодательной и исполнительной власти, объединений работодателей и профсоюзов. Впереди непростой путь выработки адекватной для России модели социального страхования, который важно пройти вместе, преодолеть разногласия и найти приемлемые компромиссы.

При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40% от фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Правовое поле данного института соци­альной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, широко используемые во многих промышленно развитых странах в практике различных видов социального страхования — социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов — (эти и другие классические элементы и механизмы данных систем) — все еще представляются отвлеченными категориями, а не жиз­ненно важными регуляторами социальной защиты населения.

Это во многом объясняет массовую незаинтересованность трудозанятого насе­ления в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.

Крупный масштаб проблем формирования института социального страхования обусловлен несистемностью и медленными темпами институциональных преобразований социальной сферы.

Система социального страхования органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием на рынке труда, демографи­ческим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Пока формирование системы социального страхования не увязано с указанными выше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики -уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся, построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся.

В этой связи необходимо разработать среднесрочную программу мер (напри­мер, на 3-5 лет) с целью завершения в ближайшие 5-8 лет формирования системы социального страхования в России, в увязке ее с реформами в системе заработной платы и налоговой системе. Такая программа мер позволит обеспечить преемст­венность и последовательность в работе правительства, министерств, ведомств, сообщества субъектов социального страхования (представителей работников, ра­ботодателей и страховщиков).

Много серьезных вопросов в этой связи предстоит решить законодателям, пре­жде всего, Государственной Думе. В их числе совершенствование законов по со­циальному страхованию и обеспечению, их гармонизация с другими видами права - трудовым, гражданским, финансовым и административным, снятие сущест­вующих законодательных противоречий между ними.

По источникам и способам формирования специальных социальных фондов, а также в зависимости от органов, осуществляющих социальное обеспечение, и соответствующей нормативной базы социальное обеспечение условно разделяют на три рода:

1)социальное страхование;

2)социальная помощь (поддержка);

3)социальное обслуживание.

Указанные роды социального обеспечения подразделяются на виды социального обеспечения: пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальные услуги и т. д., которые выступают в различных формах.

Отметим, что существуют и другие варианты классификации форм социального обеспечения, которые можно разграничить по таким признакам, как круг обеспечиваемых; источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий; условия и размеры обеспечения; органы, предоставляющие обеспечение и т. п. В частности, М.О. Буянов и К.Н Гусов выделяют следующие организационно-правовые формы социального обеспечения:

а)государственное (обязательное) социальное страхование;

б)социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета;

в)государственная социальная помощь.[12][12]

Социальное страхование по источникам финансирования подразделяется на два вида: 1)государственное (обязательное);

2)негосударственное.

Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Законом от 16 июля 1999 г. (прежде всего, для работающих граждан) и иными федеральными законами об отдельных видах страхования, среди которых необходимо выделить Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Обязательному государственному социальному страхованию подлежат:

-наемные работники;

-лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой;

-другие лица, при условии уплаты ими (или за них) страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Любое страхование, как известно, базируется на идее разделения убытков, возникших у одного застрахованного, между всеми участниками. В этих целях за счет взносов заинтересованных сторон создается денежный фонд, из которого при наступлении страхового случая выплачивается страховая сумма.

Идея государственного социального страхования заключается в возложении ответственности за наступление социального страхового риска (страхового случая) между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному страхованию, и государством.

Социальный страховой риск - это предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование. Соответственно, страховой случай есть событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: