Тема 11. Методы сборки и сборочные базы
Сборка представляет собой совокупность технологических операций по установке деталей в сборочное положение, фиксацию их в сборочном положении и соединение их в сборные единице и изделие в целом.
В производстве ЛА применяются свойственные этому виду конструкции сборочные базы и методы сборки. Связано это с тем, что в конструкции ЛА используются детали, в массе своей обладающие малой жесткостью и большими габаритами.
Выбор методов сборки и сборочных баз зависит:
- от конструкции изделия,
- степени членения на сборные единицы,
- жесткости деталей, входящих в изделие,
- габаритов,
- методов соединения.
При сборке узлов, отсеков и агрегатов ЛА наиболее распространенными в настоящее время являются:
1) базирование и сборка по базовой детали (сборка по чертежу или привалочным поверхностям),
Базирование и сборка по разметке,
Базирование и сборка по СО, КФО (часто УБО),
4) сборка с применением специальных сборочных приспособлений - носителей формы и размеров.
|
|
Каждый из этих способов характеризуется особенностями базирования, степенью взаимозаменяемости и имеет вполне определенные точностные и технико-экономические показатели.
Сборка по базовой детали
Сборка по базовой детали — процесс сборки, при котором по информации на чертеже одну из деталей принимают за базовую и к ней в определенной последовательности присоединяют другие детали, входящие в собираемый узел.
В качестве примера сборки рассмотрим сборку силового цилиндра (рис.80).
Здесь можно выделить три группы деталей (2, 8), (1, 4, 5, 6), и, наконец, (1, 3, 4, 5, 6, 7), где в зависимости от конструкции собираемого изделия выбирают базовую деталь и по ней проводят сборку.
Т.е. сборка по базовой детали производится в определенной последовательности. Местоположение следующих друг за другом деталей определяется размерами и точностью посадочных мест.
Детали на сборку подают окончательно обработанными. Никаких операций по доработке не производится. Точность установки деталей определяется точностью выполнения посадочных поверхностей, взаимозаменяемость обеспечивается принятой в машиностроении системой допусков и посадок.
Метод применяется при сборке изделий из жестких деталей, сохраняющих под собственной массой форму и размеры.
При использовании этого метода не применяется каких-либо сборочных приспособлений для установки деталей в сборочное положение. Применяются различного рода манипуляторы для облегчения условий сборки и монтажа.
Рис. 80. Сборка по базовой детали:
1 - шток,
2 - крышка,
3 - поршень,
4 - шайба,
5 - гайка,
6 - корпус,
7 - штуцер,
8 – штуцер