Плодотворный тип (ПТ) нацелен на использование своих сил и максимальную реализацию присущих ему возможностей. Плодотворная любовь мало похожа на то, что называют любовью. Для ПТ любовь – это не страсть, кого-то обуявшая и не аффект. Это деятельность, забота и ответственность. Материнская любовь – это самый общераспространённый пример продуктивной любви. В процессе интеллектуальной деятельности ПТ не безразличен к предмету (объекту), он взаимодействует с ним, уважает его, заботится о нём и отвечает за него. ПТ характеризуется ещё объективностью: он видит объект таким, каков он есть в действительности, а не таким, каким хотелось бы. Любовь ПТ предполагает уважение, знание, желание, чтобы объект рос и развивался. Это близость между двумя людьми при условии сохранения целостности каждым их них
7.4. Проблемы классного коллектива. Изгои.
Каждый человек, ребёнок, подросток имеет не только положительные эмоции, но и негативные, которые могут нести разрушительные последствия для данной личности. Учитывая, что личность находится в социальном окружении, следует предположить, что личность будет сбрасывать свои негативные эмоции на людей, постоянно находящихся рядом. Постепенно негативные эмоции концентрируются на одной или нескольких персонах, так появляется изгой группы.
Изгойское место в микросоциологии — это такая точка в социальном пространстве малой группы (к последней относится и ученический класс), которая концентрирует негативные эмоции. Если в эту точку попадает тот или иной индивидуум, изгойское место преобразуется в социальную роль изгоя.
Классификация изгоев (Сперанский,2004)
В зависимости от реакции на негативное отношение одноклассников учеников, занимающих изгойское место в социальной структуре класса, условно можно разделить на три типа: изгой-клоун, изгой-белая ворона и изгой-антагонист. Рассмотрим последовательно все три типа изгойской позиции.
Изгой-клоун играет со своим социальным окружением на грани «фола». Своим поведением представитель данного типа изгойства подставляет себя под насмешки, выявляя границы и несовершенства социального устройства в классе. Такой тип изгойства требует от индивида достаточно высокого интеллекта. Ученик-клоун может ставить в затруднительное положение не только одноклассников, но и педагогов, работающих в этом классе.
Изгойство «белой вороны» вызвано совсем другими причинами. Изгой этого типа имеет серьёзные отличия в системе этических основ одноклассников, которые заложены семейным воспитанием. Причиной таких отличий может служить принадлежность семьи ученика к другому этносу, социальному слою, религии и т.д. Подросток становится «белой вороной» в сущности по одной причине — в отличие от «клоуна», он не может вести себя по-другому. У одноклассников «белой вороны» создается о нем масса мифических домыслов и вымыслов, которые рождаются из-за невозможности лидера класса и его окружения объяснить поведение своего одноклассника
Изгой антагонистического типа олицетворяет крайнюю степень изгойства. Данное изгойство основано на взаимном неприятии ученика и класса в целом. Нередко в антагонистическую степень изгойства срываются максимально эгоистичные ученики, которые склонны обвинять своё социальное окружение и не видеть истинных причин своего положения в классе. Причинами антагонистического изгойства служат порой известные всем изъяны семейного воспитания.
Выстраивая свою работу с учениками-изгоями, педагогу необходимо помнить, что наличие изгоя – это изнаночная сторона эмоциональной жизни ученического класса. Как правило, в обыденном сознании изгойство представляется в виде травли одного или двух учеников в классе. Причем факт изгойства обращает на себя внимание, когда отношения зашли уже достаточно далеко, когда действия изгоя или его одноклассников совершаются в состоянии аффекта и не укладываются в общечеловеческие стандарты.
Таким образом: профессионально ориентированное воспитание обеспечивает: формирование мотивационно-ценностного отношения к Миру, глобальное («космическое) мышление, профессионально-личностные качества, и, в целом, формирование основ общей и исследовательской культуры. Необходимо вернуть астрономии статус самостоятельной дисциплины в средней школе, так как астрономия - дисциплина, формирующая идеологию молодого поколения, а её изучение астрономии не только формирует научное мировоззрение, но и способствует формированию мотивационно-ценностного отношения к миру, глобального мышления.
Литература
1. Гурина, Р.В. Профессионально-ориентированное воспитание учащихся профильных физико-математических классов: Учебно-методическое пособие для учителей физики. – Ульяновск: УлГУ, 2003. – 244 с.
2. Гурина, Р.В. Формы профессионально-направленной воспитательной деятельности классного руководителя профильного физико-математического класса // Завуч. – 2005. – №3. – С.94-121.
3. Гурина Р.В. Подготовка учащихся физико-математических классов к будущей профессилнальной деятельности в области физики: монография.- Ульяновск: ЗАО «МДЦ», 2009. – 394 с.
4. Григорьев, Д.В., Кулешова, И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребёнка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования: Пособие. – Тула, 2002. –44 с.
5. Гершунский, Б.С. Философия образования для ХХ1 века: Учебное пособие для самообразования. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Педагогич. об-во России. 2002. – 512 с.
6. Гербарт, И.Ф. Главнейшие педагогические сочинения в систематическом извлечении. – М.: Педагогика, 1906. – 280 с.
7. Каган, М.С. Человеческая деятельность(Опыт системного анализа). – М.: Политиздат, 1974.. – 328 с.
8. Ковалёв, А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1970. –390 с.
9. Краткий словарь по социологии /Под общ. Ред. Д.М. Гришиани, Н.И. Лапина; Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф.Наумова. –Политиздат, 1989. – 479 с. С.316.
10. Леднев, В.С. Содержание образования.–М., 1989. –359 с.
11. MсСlelland, D.C. Study of Motivation // Appletion-Century Crofts. – N.Y., 1955.
12. MсСlelland, D.C., Burnham, D.H. Power is the great motivation // Harvard Business Review. – 1976. – 54, №2.
13. Мудрик, А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М.: Просвещение, 1986. – 98 с.
14. Лозанов, Г.К. Суггестология и суггестопедия. – София: Наука и искусство, 1981. – 124 с.
15. Мясищев, В.Н. Проблема отношений человека и её место в психологии // Вопросы психологии. – 1957. – №5. – С.142-254.
16. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
17. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. – М.: Новая школа, 1996. – 160 с.
18. Рогов, М.Г. Ценности и мотивы личности в системе профессионального непрерывного образования: Дис. д-ра психол. наук. – Ярославль, 1999. – 390 с. – Библиогр.: с. 359-390.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946. – 704 с.
20. Стёпин В.С. О третьей научной картине мира // Общая и прикладная ценология. 2007, №1. - С. 5- 14.
21. Современный словарь по педагогике /Сост. Рапацевич Е.С. – Минск: Современное слово, 2001. – 928 с.
22. Фромм, Эрих Зелигманн Психоанализ и этика = Psychoanalyse & Ethik (1946) / Составитель С. Я. Левит. — Москва: АСТ, 1998. — 568 с.
23. Фромм, Эрих Зелигманн. Человек для самого себя. Исследование психологических проблем этики = Man for Himself: An Inquiry Into the Psychology of Ethics (1947) / Перевод Э. М. Спировой. — Москва: АСТ, 2010. — 352 с. — (Психология).






