Плодотворная ориентация

Плодотворный тип (ПТ) нацелен на использование своих сил и максимальную реализацию присущих ему возможностей. Плодотворная любовь мало похожа на то, что называют любовью. Для ПТ любовь – это не страсть, кого-то обуявшая и не аффект. Это деятельность, забота и ответственность. Материнская любовь – это самый общераспространённый пример продуктивной любви. В процессе интеллектуальной деятельности ПТ не безразличен к предмету (объекту), он взаимодействует с ним, уважает его, заботится о нём и отвечает за него. ПТ характеризуется ещё объективностью: он видит объект таким, каков он есть в действительности, а не таким, каким хотелось бы. Любовь ПТ предполагает уважение, знание, желание, чтобы объект рос и развивался. Это близость между двумя людьми при условии сохранения целостности каждым их них

7.4. Проблемы классного коллектива. Изгои.

Каждый человек, ребёнок, подросток имеет не только положительные эмоции, но и негативные, которые могут нести разрушительные последствия для данной лич­ности. Учитывая, что личность находится в социальном окружении, следует предпо­ложить, что личность будет сбрасывать свои негативные эмоции на людей, постоян­но находящихся рядом. Постепенно негативные эмоции концентрируются на одной или нескольких персонах, так появляется изгой группы.

Изгойское место в микросоциологии — это такая точка в соци­альном пространстве малой группы (к последней относится и ученический класс), которая концентрирует негативные эмоции. Если в эту точку попадает тот или иной индивидуум, изгойское место преобразуется в социальную роль изгоя.

Классификация изгоев (Сперанский,2004)

В зависимости от реакции на негативное отношение одноклассников учеников, за­нимающих изгойское место в социальной структуре класса, условно можно разде­лить на три типа: изгой-клоун, изгой-белая ворона и изгой-антагонист. Рассмотрим последовательно все три типа изгойской позиции.

Изгой-клоун играет со своим социальным окружением на грани «фола». Сво­им поведением представитель данного типа изгойства подставляет себя под на­смешки, выявляя границы и несовершенства социального устройства в классе. Та­кой тип изгойства требует от индивида достаточно высокого интеллекта. Ученик-клоун может ставить в затруднительное положение не только одноклассников, но и педагогов, работающих в этом классе.

Изгойство «белой вороны» вызвано сов­сем другими причинами. Изгой этого типа имеет серьёзные отличия в системе этических основ одноклассников, которые заложены семейным воспитанием. Причиной таких отличий может служить принадлежность семьи ученика к другому этносу, социальному слою, религии и т.д. Подросток становится «белой вороной» в сущ­ности по одной причине — в отличие от «клоуна», он не может вести себя по-другому. У одноклассников «белой вороны» создается о нем масса мифических домыслов и вымыслов, кото­рые рождаются из-за невозможности лидера класса и его окружения объяснить поведение своего одноклассника

Изгой антагонистического типа олице­творяет крайнюю степень изгойства. Данное из­гойство основано на взаимном неприятии учени­ка и класса в целом. Нередко в антагонистичес­кую степень изгойства срываются максимально эгоистичные ученики, которые склонны обвинять своё социальное окружение и не видеть истин­ных причин своего положения в классе. Причинами антагонистического изгойства служат порой известные всем изъяны семейного воспитания.

Выстраивая свою работу с учениками-изгоями, педагогу необходимо помнить, что наличие изгоя – это изнаночная сторона эмоциональной жизни ученического класса. Как правило, в обыденном сознании изгойство представляется в виде травли одного или двух учеников в классе. Причем факт изгойства обращает на себя внимание, когда отношения зашли уже достаточно далеко, когда действия изгоя или его одноклассников совершаются в состоянии аффекта и не укладываются в общечеловеческие стандарты.

Таким образом: профессионально ориентированное воспитание обеспечивает: формирование мотивационно-ценностного отношения к Миру, глобальное («космическое) мышление, профессионально-личностные качества, и, в целом, формирование основ общей и исследовательской культуры. Необходимо вернуть астрономии статус самостоятельной дисциплины в средней школе, так как астрономия - дисциплина, формирующая идеологию молодого поколения, а её изучение астрономии не только формирует научное мировоззрение, но и способствует формированию мотивационно-ценностного отношения к миру, глобального мышления.

Литература

1. Гурина, Р.В. Профессионально-ориентированное воспитание учащихся профильных физико-математических классов: Учебно-методическое пособие для учителей физики. – Ульяновск: УлГУ, 2003. – 244 с.

2. Гурина, Р.В. Формы профессионально-направленной воспитательной деятельности классного руководителя профильного физико-математического класса // Завуч. – 2005. – №3. – С.94-121.

3. Гурина Р.В. Подготовка учащихся физико-математических классов к будущей профессилнальной деятельности в области физики: монография.- Ульяновск: ЗАО «МДЦ», 2009. – 394 с.

4. Григорьев, Д.В., Кулешова, И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребёнка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования: Пособие. – Тула, 2002. –44 с.

5. Гершунский, Б.С. Философия образования для ХХ1 века: Учебное пособие для самообразования. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Педагогич. об-во России. 2002. – 512 с.

6. Гербарт, И.Ф. Главнейшие педагогические сочинения в систематическом извлечении. – М.: Педагогика, 1906. – 280 с.

7. Каган, М.С. Человеческая деятельность(Опыт системного анализа). – М.: Политиздат, 1974.. – 328 с.

8. Ковалёв, А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1970. –390 с.

9. Краткий словарь по социологии /Под общ. Ред. Д.М. Гришиани, Н.И. Лапина; Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф.Наумова. –Политиздат, 1989. – 479 с. С.316.

10. Леднев, В.С. Содержание образования.–М., 1989. –359 с.

11. MсСlelland, D.C. Study of Motivation // Appletion-Century Crofts. – N.Y., 1955.

12. MсСlelland, D.C., Burnham, D.H. Power is the great motivation // Harvard Business Review. – 1976. – 54, №2.

13. Мудрик, А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М.: Просвещение, 1986. – 98 с.

14. Лозанов, Г.К. Суггестология и суггестопедия. – София: Наука и искусство, 1981. – 124 с.

15. Мясищев, В.Н. Проблема отношений человека и её место в психологии // Вопросы психологии. – 1957. – №5. – С.142-254.

16. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.

17. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. – М.: Новая школа, 1996. – 160 с.

18. Рогов, М.Г. Ценности и мотивы личности в системе профессионального непрерывного образования: Дис. д-ра психол. наук. – Ярославль, 1999. – 390 с. – Библиогр.: с. 359-390.

19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946. – 704 с.

20. Стёпин В.С. О третьей научной картине мира // Общая и прикладная ценология. 2007, №1. - С. 5- 14.

21. Современный словарь по педагогике /Сост. Рапацевич Е.С. – Минск: Современное слово, 2001. – 928 с.

22. Фромм, Эрих Зелигманн Психоанализ и этика = Psychoanalyse & Ethik (1946) / Составитель С. Я. Левит. — Москва: АСТ, 1998. — 568 с.

23. Фромм, Эрих Зелигманн. Человек для самого себя. Исследование психологических проблем этики = Man for Himself: An Inquiry Into the Psychology of Ethics (1947) / Перевод Э. М. Спировой. — Москва: АСТ, 2010. — 352 с. — (Психология).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: