На ОАО «Витебские ковры» к основному производству относятся:
- фабрика прошивных ковровых изделий (далее ФПКИ);
- фабрика нетканых материалов;
- прядильное производство;
- аппаратный цех;
- прядильный цех;
- цех крашения волокна;
- ткацкое производство;
- цех жаккардовых ковров;
- цех восьмицветных жаккардовых ковров;
- цех аксминстерских ковров.
К вспомогательным производствам относятся:
- ремонтно-механический участок;
- приготовительный участок;
- центральная механическая и литейная мастерская;
- электроцех;
- паросиловое хозяйство;
- ремонтно-строительный цех.
Обслуживающие структурные подразделения включают:
- транспортный цех;
- центральный склад готовой продукции;
- центральный материальный склад и склад химикатов;
- центральный склад сырья;
- отделочный цех;
- участок ширпотреба.
Цех является самостоятельным структурным подразделением организации и возглавляется начальником.
Основное производство занято переработкой сырья и изготовлением продукции, предназначенной для отгрузки потребителю и частично для нужд своего капитального строительства.
|
|
Вспомогательные и обслуживающие структурные подразделения предназначены для производства определенных средств, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для функционирования основного производства.
Организация ремонтного хозяйства представлена тем, что на ОАО "Витебские ковры" затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на ремонт и содержание оборудования в работоспособном состоянии достаточно велики. Этим обусловлено выделение ремонтных служб в специальный отдел «Отдел главного механика». Возглавляет его главный механик, который непосредственно подчинен главному инженеру.
В отдел главного механика входят следующие подразделения:
1) ремонтно-механический цех (РМЦ), основными функциями которого являются: ремонт основного технологического оборудования; разработка и осуществление мероприятий по внедрению передовых методов организации ремонта и т.д.;
2) центральная механическая и литейная мастерская, которая занимается разработкой производственных планов работы механической мастерской по изготовлению деталей, их реставрации и т.д.;
3) отдел механизации, который выполняет работы по механизации трудоемких работ;
4) конструкторский отдел, который производит разработку эскизных и технических проектов и рабочих чертежей новых машин, механизмов и т.п., разрабатывает чертежи на различные узлы и детали, конструирует несложные машины и т.д.
Система технического обслуживания и ремонта в организации
представляет собой комплекс организационно-технологических мероприятий по ТО и ремонту оборудования, проведение которых позволяет основную часть работ производить в заранее установленные сроки с целью обеспечения безотказной работы оборудования с минимальными потерями в производстве и минимальными затратами.
|
|
Существуют различные методы ремонта: индивидуальный, узловой, стендовый, секционный. На ОАО "Витебские ковры" нашел применение только узловой метод, который делится на два самостоятельных комплекса, выполняемых относительно самостоятельными ремонтными подразделениями.
Первый комплекс – разборка машины на узлы, сборка ее из узлов, пусконаладочные работы - выполняются бригадой слесарей-ремонтников.
Второй комплекс – разборка ремонтных узлов на детали, их чистка, мойка, дефектовка, реставрация, сборка узлов, подгонка, контроль и обработка – выполняются в мастерской по ремонту.
Эффективность узлового ремонта обусловлена: сокращением простоев оборудования и рабочих мест из-за ремонта; улучшением качества ремонта; сокращением затрат труда на ремонт; сокращение себестоимости ремонта.
Сущность организация энергетического хозяйства заключается в том, что задачами отдела главного энергетика являются обеспечение ОАО «Витебские ковры» всеми видами энергетических ресурсов, организация экономного расходования энергоресурсов, снижение затрат, связанных с энергопотреблением.
В состав энергетического хозяйства в организации входят: электроподстанция, трансформаторы электрической энергии, электроцех, группа слаботочного оборудования.
Электроэнергию организация использует на приведение в движение оборудования и механизмов, а также на освещение. Тепловая энергия в виде пара и горячей воды используется на технологические цели (шлихтование, крашение), на отопление помещений, на кондиционирование воздуха, на хозяйственно бытовые цели. Общий расход энергии складывается из расходов на производственные и непроизводственные нужды.
Источником электрической энергии для предприятия является Витебская
теплоэлектроцентраль. Месячное потребление электроэнергии составляет 600-700 кВт/ч при установленном квартальном максимуме в 2300 кВт/ч. При превышении данного ограничения плата возрастает в 10 раз. Для организации поставки энергии предприятие подает заявку в Витебскую теплосеть.
Из-за неравномерности потребления электроэнергии на протяжении суток, отдельных месяцев и года в целом, энергетическая служба организации разрабатывает график энергопотребления, согласованный с графиком работы основного производства. Составляется план-график проведения регулирующих мероприятий в часы максимума энергосистемы, предусматривающий отключение оборудования не связанного с нарушением технологического процесса.
Потребность в энергоресурсах определяется на основе укрупненных удельных норм расхода энергии на единицу продукции, устанавливаемых по каждому производству отдельно. Оплата энергии осуществляется по двухставочному тарифу: за 1кВт присоединенной мощности и за каждый кВт/ч потребленной электроэнергии учтенной по счетчику. Тепловая энергия в виде пара и перегретой воды поступает от Витебской ТЭЦ. Нагрузка по пару составляет 1300-1500 Гкал в месяц.
Организация материально-технического обеспечения материально-техническое обеспечение (МТО) организации играет очень важную роль, потому что несвоевременные поставки необходимых видов ресурсов, перебои в обеспечении производства неизменно ведут к простою оборудования и конвейерных линий, которые вызывают значительные отклонения в ходы производственного процесса.
ОАО «Витебские ковры» имеет кооперированные связи с разными организациями на предмет поставки сырья, либо другими словами система материально-технического обеспечения.
|
|
Так, Гродненское ПО «Химволокно» поставляет жгутовую нить, Оршанский льнокомбинат – льняную пряжу, Новополоцкое ПО «Полимир» –
нитрон, Гродненское прядильно-ниточное объединение и Барановическое хлопчатобумажное объединение – х/б пряжу, Могилевское ПО «Химволокно» – жгутовую нить.
Есть связи не только с организациями нашей республики, но и со странами ближнего зарубежья, а именно с Россией. Российское ОАО «Татшерсть» поставляет нам шерсть, завод синтетического волокна города Барнаул – жгутовую нить, «Воронежсинтезкаучук» – латекс, «Химпром» города Чебоксары и «Пигмент» города Тамбов – красители, Московкие ЗАО «Техоснастка» и ООО «Кард-Лайн» – техоснастку.
Так же в систему кооперированных связей входит и договоренность с другими организациями по обработке их продукции, например, Гомельская ковровая фабрика из-за отсутствия соответствующего оборудования поставляет свои полуфабрикаты для обработки латексом на ОАО «Витебские ковры».
Основными задачами отдела материально-технического снабжения являются: своевременное и комплексное обеспечение организации всеми необходимыми материалами и сырьем в соответствии с номенклатурой выпускаемой организацией продукции; обеспечение наиболее полного и экономного использования материальных ресурсов; ведение складского хозяйства в соответствии с требованиями, предъявляемыми к складам, правилами хранения и учета материалов.
Отдел материально-технического снабжения является самостоятельным структурным подразделением и непосредственно подчиняется коммерческому директору. Отдел материально-технического снабжения возглавляется начальником МТО. Кроме того, в состав отдела входят: 3 товароведа по МТС, 1 экономист по МТС. Отделу МТС подчиняются 2 склада: центральный склад сырья, центральный склад материалов и химикатов, которые возглавляются соответствующими заведующими складами, подчиненными начальнику отдела МТС.
|
|
Внутри отдела кроме функционального распределения существует распределение по группам поставляемых материалов – так, например,
заместитель начальника занимается закупкой сырья (шерсть, искусственные волокна и т.д.), 1-ый товаровед – закупкой химикатов (краска, латекс и т.д.), 2-ой товаровед – закупкой техоснастки, 3-й товаровед – закупкой металлоизделий, экономист – электротехники, спецодежды.
Обеспечение основного производства сырьем осуществляется на основе годовых договоров поставки с крупными поставщиками. Для координации распределения сырья между производителями в легкой промышленности в РБ происходит согласование планов по сырью через концерн «Беллегпром». Через плановый отдел в «Беллегпром» доводятся планы и там происходит согласование с производителями сырья.
Поставка сырья осуществляется в большинстве случае напрямую от производителя, т.о. можно сказать, что на ОАО "Витебские ковры" применяется транзитная форма снабжения. Перевозка сырья и материалов производится преимущественно собственным транспортом, лишь в некоторых случаях привлекается сторонний транспорт (автотранспортные предприятия г. Витебска).
Планы по сырью разрабатываются в плановом отделе. Для этого экономисты отдельных производственных подразделений рассчитывают производственные планы (годовые, квартальные) и на основании технических норм (предоставляемых техотделом) определяют потребность по отдельным видам сырья и материалов.
Организация транспортного обслуживания производства заключается в том, что производственно-хозяйственная деятельность невозможна без рациональной организации непрерывного процесса перемещения грузов: основных, вспомогательных материалов, полуфабрикатов, готовой продукции. Для перемещения грузов в соответствии с требованиями производственного процесса в организации создано транспортное хозяйство, составной частью которого является внутрифабричный транспорт.
На ОАО «Витебские ковры» используется механический (подвесные пути) и безрельсовый транспорт (тягачи, самодвижущиеся и ручные тележки, автотранспорт). Железнодорожный транспорт используется для осуществления внешних перевозок.
Основные цели, для которых применяется транспорт – это подвозка сырья и отвоз готовой продукции. Наибольшее количество транспортных средств используется на фабрике прошивных ковровых изделий. В цехе грунтовой ткани используется два электрокара грузоподъемностью 5 тонн для перемещения навоев на ткацкие станки. Транспортировкой каркасной ткани занимаются штыревые электропогрузчики (ЭП-13) грузоподъемностью 2 тонны. Для перемещения прошивной ткани применяются 4 ЭП-13 вместимостью 2000-2500 м2 или 500 м.п.
Далее для перемещения ткани на второй этаж используется электротельфер грузоподъемностью 3 тонны. Затем ткань транспортируется в аппретурный или печатный цех на ЭП-13. В печатном цехе работает химстанция, химикаты на которую подвозят два погрузчика вместимостью 800 кг. Кроме того на химстанции используется электротерфер грузоподъемностью 1 тонна для перемещения уксусной кислоты.
Для ремонта и смены печатных головок используется кран-балка
грузоподъемностью 3 тонны. На химстанции с помощью насосов перемещается краска на печатные головки. На химстанции стоят 3 насоса «Монопумп» для перекачивания латексной смеси к латекс-машинам по трубопроводам. Для подачи сжатого воздуха для хранения чистого латекса используется пневмопровод.
Всего на фабрике используется 24 контейнера, 30 тележек «Кауль» и 14 тележек-платформ. Отгрузка готовой продукции на склад осуществляется с помощью ленточного транспортера.
Для осуществления перевозок в организации существует транспортный цех, который использует 25 единиц техники для выполнения своих функций. Среди них «Камаз-532120», «МАЗ-5337», «Газ-53», тракторы и т.д.
Организация системы перевозок и определение необходимого количества транспортных средств связаны с грузооборотом и грузопотоком. Грузооборот – количество грузов, подлежащих перемещению за определенный промежуток времени. Грузопоток – количество грузов, перемещаемых в заданном направлении между отдельными пунктами погрузки и выгрузки. Грузооборот организации равен сумме отдельных грузовых потоков, количество которых зависит от числа пунктов отправления и назначения, объема и характера перевозимых грузов, регулярности и скорости транспортировки.
Организация складского хозяйства состоит в том, чтоосновными задачами складского хозяйства являются обеспечение сохранности материальных ресурсов, недопущение недостач, хищений, порчи материальных ценностей (сырья, полуфабрикатов, вспомогательных материалов и др.), своевременное, бесперебойное и комплексное снабжение ими производственных и иных подразделений организации для их равномерного и ритмичного функционирования.
На ОАО "Витебские ковры" существуют 3 центральных склада: склад сырья, склад материалов и склад готовой продукции.
Это закрытые складские помещения и можно сказать, что специализированные, т.к. в них храниться сырье необходимое для различных производств.
Обслуживается центральный склад сырья 3 кладовщиками и заведующим складом. Сырье выдается по лимитным картам. Оно приходуется по товарно-транспортным накладным и заносится в компьютерную картотеку. Тара возвращается после того, как сырье использовано в производстве. Центральный склад сырья подчиняется отделу материально-технического снабжения.
Центральным материальный склад – отдельно стоящее здание в 2 этажа общей площадью 660 м. Обслуживается 2 кладовщиками, 1 грузчиком, заведующим складом. Ведется картотека по каждому виду материалов. Отчет сдается в отдел МТС. Также к этому складу относится склад химикатов (площадь 884,26 м), который находится в подвальном помещении.
Необходимо отметить, что в организации существуют и прицеховые склады, очень небольшие по площади (примерно 60-260 м) и обслуживаемые кладовщиками, где хранятся вспомогательные материалы, нити, пряжа, а также на 1 этаже ФПКИ имеется бартерный склад для хранения товаров народного потребления, обслуживаемый кладовщиком и общей площадью помещений 190 м2.