Основное и обслуживающее производство

На ОАО «Витебские ковры» к основному производству относятся:

- фабрика прошивных ковровых изделий (далее ФПКИ);

- фабрика нетканых материалов;

- прядильное производство;

- аппаратный цех;

- прядильный цех;

- цех крашения волокна;

- ткацкое производство;

- цех жаккардовых ковров;

- цех восьмицветных жаккардовых ковров;

- цех аксминстерских ковров.

К вспомогательным производствам относятся:

- ремонтно-механический участок;

- приготовительный участок;

- центральная механическая и литейная мастерская;

- электроцех;

- паросиловое хозяйство;

- ремонтно-строительный цех.

Обслуживающие структурные подразделения включают:

- транспортный цех;

- центральный склад готовой продукции;

- центральный материальный склад и склад химикатов;

- центральный склад сырья;

- отделочный цех;

- участок ширпотреба.

Цех является самостоятельным структурным подразделением организации и возглавляется начальником.

Основное производство занято переработкой сырья и изготовлением продукции, предназначенной для отгрузки потребителю и частично для нужд своего капитального строительства.

Вспомогательные и обслуживающие структурные подразделения предназначены для производства определенных средств, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для функционирования основного производства.

Организация ремонтного хозяйства представлена тем, что на ОАО "Витебские ковры" затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на ремонт и содержание оборудования в работоспособном состоянии достаточно велики. Этим обусловлено выделение ремонтных служб в специальный отдел «Отдел главного механика». Возглавляет его главный механик, который непосредственно подчинен главному инженеру.

В отдел главного механика входят следующие подразделения:

1) ремонтно-механический цех (РМЦ), основными функциями которого являются: ремонт основного технологического оборудования; разработка и осуществление мероприятий по внедрению передовых методов организации ремонта и т.д.;

2) центральная механическая и литейная мастерская, которая занимается разработкой производственных планов работы механической мастерской по изготовлению деталей, их реставрации и т.д.;

3) отдел механизации, который выполняет работы по механизации трудоемких работ;

4) конструкторский отдел, который производит разработку эскизных и технических проектов и рабочих чертежей новых машин, механизмов и т.п., разрабатывает чертежи на различные узлы и детали, конструирует несложные машины и т.д.

Система технического обслуживания и ремонта в организации

представляет собой комплекс организационно-технологических мероприятий по ТО и ремонту оборудования, проведение которых позволяет основную часть работ производить в заранее установленные сроки с целью обеспечения безотказной работы оборудования с минимальными потерями в производстве и минимальными затратами.

Существуют различные методы ремонта: индивидуальный, узловой, стендовый, секционный. На ОАО "Витебские ковры" нашел применение только узловой метод, который делится на два самостоятельных комплекса, выполняемых относительно самостоятельными ремонтными подразделениями.

Первый комплекс разборка машины на узлы, сборка ее из узлов, пусконаладочные работы - выполняются бригадой слесарей-ремонтников.

Второй комплекс разборка ремонтных узлов на детали, их чистка, мойка, дефектовка, реставрация, сборка узлов, подгонка, контроль и обработка выполняются в мастерской по ремонту.

Эффективность узлового ремонта обусловлена: сокращением простоев оборудования и рабочих мест из-за ремонта; улучшением качества ремонта; сокращением затрат труда на ремонт; сокращение себестоимости ремонта.

Сущность организация энергетического хозяйства заключается в том, что задачами отдела главного энергетика являются обеспечение ОАО «Витебские ковры» всеми видами энергетических ресурсов, организация экономного расходования энергоресурсов, снижение затрат, связанных с энергопотреблением.

В состав энергетического хозяйства в организации входят: электроподстанция, трансформаторы электрической энергии, электроцех, группа слаботочного оборудования.

Электроэнергию организация использует на приведение в движение оборудования и механизмов, а также на освещение. Тепловая энергия в виде пара и горячей воды используется на технологические цели (шлихтование, крашение), на отопление помещений, на кондиционирование воздуха, на хозяйственно бытовые цели. Общий расход энергии складывается из расходов на производственные и непроизводственные нужды.

Источником электрической энергии для предприятия является Витебская

теплоэлектроцентраль. Месячное потребление электроэнергии составляет 600-700 кВт/ч при установленном квартальном максимуме в 2300 кВт/ч. При превышении данного ограничения плата возрастает в 10 раз. Для организации поставки энергии предприятие подает заявку в Витебскую теплосеть.

Из-за неравномерности потребления электроэнергии на протяжении суток, отдельных месяцев и года в целом, энергетическая служба организации разрабатывает график энергопотребления, согласованный с графиком работы основного производства. Составляется план-график проведения регулирующих мероприятий в часы максимума энергосистемы, предусматривающий отключение оборудования не связанного с нарушением технологического процесса.

Потребность в энергоресурсах определяется на основе укрупненных удельных норм расхода энергии на единицу продукции, устанавливаемых по каждому производству отдельно. Оплата энергии осуществляется по двухставочному тарифу: за 1кВт присоединенной мощности и за каждый кВт/ч потребленной электроэнергии учтенной по счетчику. Тепловая энергия в виде пара и перегретой воды поступает от Витебской ТЭЦ. Нагрузка по пару составляет 1300-1500 Гкал в месяц.

Организация материально-технического обеспечения материально-техническое обеспечение (МТО) организации играет очень важную роль, потому что несвоевременные поставки необходимых видов ресурсов, перебои в обеспечении производства неизменно ведут к простою оборудования и конвейерных линий, которые вызывают значительные отклонения в ходы производственного процесса.

ОАО «Витебские ковры» имеет кооперированные связи с разными организациями на предмет поставки сырья, либо другими словами система материально-технического обеспечения.

Так, Гродненское ПО «Химволокно» поставляет жгутовую нить, Оршанский льнокомбинат льняную пряжу, Новополоцкое ПО «Полимир»

нитрон, Гродненское прядильно-ниточное объединение и Барановическое хлопчатобумажное объединение х/б пряжу, Могилевское ПО «Химволокно» жгутовую нить.

Есть связи не только с организациями нашей республики, но и со странами ближнего зарубежья, а именно с Россией. Российское ОАО «Татшерсть» поставляет нам шерсть, завод синтетического волокна города Барнаул жгутовую нить, «Воронежсинтезкаучук» латекс, «Химпром» города Чебоксары и «Пигмент» города Тамбов красители, Московкие ЗАО «Техоснастка» и ООО «Кард-Лайн» техоснастку.

Так же в систему кооперированных связей входит и договоренность с другими организациями по обработке их продукции, например, Гомельская ковровая фабрика из-за отсутствия соответствующего оборудования поставляет свои полуфабрикаты для обработки латексом на ОАО «Витебские ковры».

Основными задачами отдела материально-технического снабжения являются: своевременное и комплексное обеспечение организации всеми необходимыми материалами и сырьем в соответствии с номенклатурой выпускаемой организацией продукции; обеспечение наиболее полного и экономного использования материальных ресурсов; ведение складского хозяйства в соответствии с требованиями, предъявляемыми к складам, правилами хранения и учета материалов.

Отдел материально-технического снабжения является самостоятельным структурным подразделением и непосредственно подчиняется коммерческому директору. Отдел материально-технического снабжения возглавляется начальником МТО. Кроме того, в состав отдела входят: 3 товароведа по МТС, 1 экономист по МТС. Отделу МТС подчиняются 2 склада: центральный склад сырья, центральный склад материалов и химикатов, которые возглавляются соответствующими заведующими складами, подчиненными начальнику отдела МТС.

Внутри отдела кроме функционального распределения существует распределение по группам поставляемых материалов так, например,

заместитель начальника занимается закупкой сырья (шерсть, искусственные волокна и т.д.), 1-ый товаровед закупкой химикатов (краска, латекс и т.д.), 2-ой товаровед закупкой техоснастки, 3-й товаровед закупкой металлоизделий, экономист электротехники, спецодежды.

Обеспечение основного производства сырьем осуществляется на основе годовых договоров поставки с крупными поставщиками. Для координации распределения сырья между производителями в легкой промышленности в РБ происходит согласование планов по сырью через концерн «Беллегпром». Через плановый отдел в «Беллегпром» доводятся планы и там происходит согласование с производителями сырья.

Поставка сырья осуществляется в большинстве случае напрямую от производителя, т.о. можно сказать, что на ОАО "Витебские ковры" применяется транзитная форма снабжения. Перевозка сырья и материалов производится преимущественно собственным транспортом, лишь в некоторых случаях привлекается сторонний транспорт (автотранспортные предприятия г. Витебска).

Планы по сырью разрабатываются в плановом отделе. Для этого экономисты отдельных производственных подразделений рассчитывают производственные планы (годовые, квартальные) и на основании технических норм (предоставляемых техотделом) определяют потребность по отдельным видам сырья и материалов.

Организация транспортного обслуживания производства заключается в том, что производственно-хозяйственная деятельность невозможна без рациональной организации непрерывного процесса перемещения грузов: основных, вспомогательных материалов, полуфабрикатов, готовой продукции. Для перемещения грузов в соответствии с требованиями производственного процесса в организации создано транспортное хозяйство, составной частью которого является внутрифабричный транспорт.

На ОАО «Витебские ковры» используется механический (подвесные пути) и безрельсовый транспорт (тягачи, самодвижущиеся и ручные тележки, автотранспорт). Железнодорожный транспорт используется для осуществления внешних перевозок.

Основные цели, для которых применяется транспорт это подвозка сырья и отвоз готовой продукции. Наибольшее количество транспортных средств используется на фабрике прошивных ковровых изделий. В цехе грунтовой ткани используется два электрокара грузоподъемностью 5 тонн для перемещения навоев на ткацкие станки. Транспортировкой каркасной ткани занимаются штыревые электропогрузчики (ЭП-13) грузоподъемностью 2 тонны. Для перемещения прошивной ткани применяются 4 ЭП-13 вместимостью 2000-2500 м2 или 500 м.п.

Далее для перемещения ткани на второй этаж используется электротельфер грузоподъемностью 3 тонны. Затем ткань транспортируется в аппретурный или печатный цех на ЭП-13. В печатном цехе работает химстанция, химикаты на которую подвозят два погрузчика вместимостью 800 кг. Кроме того на химстанции используется электротерфер грузоподъемностью 1 тонна для перемещения уксусной кислоты.

Для ремонта и смены печатных головок используется кран-балка

грузоподъемностью 3 тонны. На химстанции с помощью насосов перемещается краска на печатные головки. На химстанции стоят 3 насоса «Монопумп» для перекачивания латексной смеси к латекс-машинам по трубопроводам. Для подачи сжатого воздуха для хранения чистого латекса используется пневмопровод.

Всего на фабрике используется 24 контейнера, 30 тележек «Кауль» и 14 тележек-платформ. Отгрузка готовой продукции на склад осуществляется с помощью ленточного транспортера.

Для осуществления перевозок в организации существует транспортный цех, который использует 25 единиц техники для выполнения своих функций. Среди них «Камаз-532120», «МАЗ-5337», «Газ-53», тракторы и т.д.

Организация системы перевозок и определение необходимого количества транспортных средств связаны с грузооборотом и грузопотоком. Грузооборот количество грузов, подлежащих перемещению за определенный промежуток времени. Грузопоток количество грузов, перемещаемых в заданном направлении между отдельными пунктами погрузки и выгрузки. Грузооборот организации равен сумме отдельных грузовых потоков, количество которых зависит от числа пунктов отправления и назначения, объема и характера перевозимых грузов, регулярности и скорости транспортировки.

Организация складского хозяйства состоит в том, чтоосновными задачами складского хозяйства являются обеспечение сохранности материальных ресурсов, недопущение недостач, хищений, порчи материальных ценностей (сырья, полуфабрикатов, вспомогательных материалов и др.), своевременное, бесперебойное и комплексное снабжение ими производственных и иных подразделений организации для их равномерного и ритмичного функционирования.

На ОАО "Витебские ковры" существуют 3 центральных склада: склад сырья, склад материалов и склад готовой продукции.

Это закрытые складские помещения и можно сказать, что специализированные, т.к. в них храниться сырье необходимое для различных производств.

Обслуживается центральный склад сырья 3 кладовщиками и заведующим складом. Сырье выдается по лимитным картам. Оно приходуется по товарно-транспортным накладным и заносится в компьютерную картотеку. Тара возвращается после того, как сырье использовано в производстве. Центральный склад сырья подчиняется отделу материально-технического снабжения.

Центральным материальный склад отдельно стоящее здание в 2 этажа общей площадью 660 м. Обслуживается 2 кладовщиками, 1 грузчиком, заведующим складом. Ведется картотека по каждому виду материалов. Отчет сдается в отдел МТС. Также к этому складу относится склад химикатов (площадь 884,26 м), который находится в подвальном помещении.

Необходимо отметить, что в организации существуют и прицеховые склады, очень небольшие по площади (примерно 60-260 м) и обслуживаемые кладовщиками, где хранятся вспомогательные материалы, нити, пряжа, а также на 1 этаже ФПКИ имеется бартерный склад для хранения товаров народного потребления, обслуживаемый кладовщиком и общей площадью помещений 190 м2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: