Виды ограниченных вещных прав

Перечень субъективных вещных прав, регламентируемый вещным правом как подотраслью, является не является исчерпывающим, так они присутствуют и в других законодательных актах. В статье 195 Гражданский Кодекс обозначил следующие субъективные вещные права: 1)право собственности; 2) право землепользования; 3) право хозяйственного ведения; 4) право оперативного управления. Вещные права могут быть предусмотрены и в иных, чем Гражданский Кодекс, законодательных актах. Но в самом законодательстве они не поименованы, то есть судить о том, является и право вещным, можно только по признакам, присущим природе вещных прав. В юридической литературе в качестве вещных прав называют также сервитут, право временного пользования земельным участком, которое находится в частной собственности другого лица, право недропользования, залог, удержание и др.

Право оперативного управления и хозяйственного ведения

Далее в Гражданском Кодексе указываются ограниченные вещные права, а именно право оперативного управления и хозяйственного ведения. Как указывает Скрябин, данные субъективные вещные права "присутсвуют только в гражданском законодательстве бывшего СССР и некоторых постсоветских государств, в том числе и Республики Казахстан". Для чего существовали данные субъективные вещные права? Задачами права оперативного управления и хозяйственного ведения являлись:

1. определение и закрепление понятия социалистической (общенародной, государственной) собственности;

2. определение прав предприятий на закрепленное за ними для осуществления хозяйственной деятельности государственного имущества. (Скрябин Диссертация стр. 83).

Одним из первых цивилистов, кто обратил внимание на необходимость урегулирования прав органов управления на закрепленное за ними государственное имущество, является С.И. Аскназий. Он указывал, что "это имущество принадлежит государственным органам не на праве собственности, а на ином, отличном от других, вещном праве, а отношения между государственными органами и подчиненными им хозяйственными организациями строятся по конструкции административно-правовых отношений" (Аскназий С.И. Очерки хозяйственного права СССР. Л. 1926 с. 100-103. Цитируется по кн.: Иоффе О.С. Развитие цивилистической мысли в СССР. ч.2. Л., 1978. с.24-25).

Ученый-цивилист дорреволюционного периода И.А. Покровский предлагает следующую классификацию вещных прав на чужую вещь:

1. права, предоставляющие возможность пользования чужой вещью для себя;

2. права на получение известной ценности, прежде всего меновой (экономической), из стоимости вещи (залог);

3. права на приобретение известной вещи или неизвестных вещей.

Критерием, по которому проводилась данная классификация, является цель (интерес) обладателя вещного права на чужую вещь;

в 1-м извлечение из вещи ее полезных свойств и качеств;

во 2-м интерес управомоченного лица связан со стоимостью вещи;

в 3-м приобретение определенной вещи;

Рассмотрев вышеуказанную классификацию вещных прав на чужую вещь, можно сделать вывод, что в ней присутствует интерес (цель) как собственника так и другого лица при учреждении соответствующего права.

1. Цель извлечения из вещи ее полезных свойств. Вещное право его обладателя может быть в определенной мере ограничено, либо наоборот, ему могут быть предоставлены достаточно широкие возможности по использованию чужой вещи. Общим названием данной группы вещных прав будет "вещные права пользования"

2.Цель (интерес) управомоченного лица, связанный с меновой стоимостью (ценностью) вещи. Это залоговые права (ипотека и заклад), право удержания. Общее название этих прав - вещные права обеспечительного типа.

А.В. Венедиктов выступил создателем юридической конструкции оперативного управления. Так он отмечал:

1. Государство является единственным собственником государственного имущества, вне зависимости от того в чьем бы управлении оно не находилось;

2. Государственным органам предоставляется лишь право управления имуществом, предоставленным им государством, но право собственности на соответвующее имущество им не принадлежит;

3. Государственным органам, которым предоставлено имущество ддля непосредственного оперативного управления, предоставляется право владения, пользования и распоряжения этим имуществом, но в строго указанном государством, законом порядке;

(Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. Издательство Академии наук СССР. М., Л. 1948. с.363-364).

О.С. Иоффе, рассматривая характер права собственности, его юридическую природу, отмечал, что "право оперативного управления государственным имуществом опосредуется как "горизонтальными", так и "вертикальными" правоотношениями. Таким образом, в "горизонтальных" правоотношениях оперативное управление выступает в качестве субъективного права, а в "вертикальных" правоотношениях оперативное управление содержит в себе правомочия и обязанности, объем которых в зависимости от государтва.

(Иоффе О.С. План и договор в социалистическом хозяйстве. М., 1971. С. 44.). Таким образом, отношения оперативного управления, представляют собой усложненный механизм.

Э.Г. Полонский предлагает рассматривать конструкцию права оперативного управления как "комплекс отношений, в которых участвует государство (собственник и властвующий субъект) в лице компетентного государственного органа, с одной стороны, и предприятие - с другой, а также отношений между предприятием и "третьими лицами", и его внутренними подразделениями. И если в первой группе правоотношений оперативное управление является способом осуществления права государственной собственности,, то во второй оно - самостоятельное субъективное право владеть, пользоваться и распоряжаться государственным имуществом" (Полонский Э.Г. Право оперативного управления государственным имуществом. М.,1980. с.35).

Э.Г. Полонский не относит право оперативного управления к группе абсолютных прав, а также указывает, что праву оперативного управления не присущи такие признаки субъективных вещных прав как следование и преимущество. По его мнению у субъекта права оперативного упарвления - 4 типа правоотношений:

1."...отношения с государством по наделению имуществом и его закреплению

2. отношений с государством по производственному использованию имущества и платежам в бюджет

3. отношений с третьими лицами по владению, пользованию и распоряжению имуществом и обмены результатами деятельности

4. отношения с внутренними подразделениями по организации наиболее эффективного использования государственного имущества."

Рассматривая права предприятия на закрепленное имущество, в юридической науке возникло много споров о сущности данных прав.

Но в Гражданском Кодексе нашли свое закрепление две конструкции субъективных прав предприятия: право хозяйственного ведения и оперативного управления. Таким образом, категория права оперативного управления сохранилась в новом ГК, а также появилась новая категория права хозяйственного ведения, в которая в наибольшей степени была приближена по объему к праву собственности.

С.В.Скрябин: Указанные субъективные права входят в группу вещных прав на хозяйствование с имуществом собственника. (Скрябин Диссертация стр. 89). Для чего же была создана конструкция права хозяйственного ведения? Такая категория была создана для решения вопросов государства в отношении его имущества. Для цели занятия хозяйственной деятельностью в отношении государственного имущества государство создает самостоятельные хозяйственные организации, которые наделяются особыми правами на переданное им имущество, право собственности на которое остается у учредителей.

Право хозяйственного ведения

Основные признаки, присущее праву хозяйственного ведения:

(Сулейменов М.К. Вещные права по гражданскому законодательству Республики Казахстан/Актуальные вопросы коммерческого законодательства в Республике Казахстан и практика его применения. Материалы семинаров. Том 1. Алматы, 1996. с.255-256).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: