Воспитательная сила примера основана на склонности и способности воспитуемых к подражанию. Специальные исследования о влиянии примера на формирование личности установили, что подражание развивается: от подражания близким образцам к подражанию далеким; от бессознательного подражания к преднамеренному; от копирования всего образа поведения к заимствованию его отдельных черт; от подражания игрового к подражанию в жизни; от подражания внешнего к подражанию внутренним свойствам личности.
Пример как убеждающий человека образец поведения, действия, способа, личности в целом проникает во все методы воспитания. Он чаще всего выступает как прием, вмонтированный в другие методы.
Распространенным и необходимым методом этой группы является беседа. Это один из основных методов привнесения теории в сознание воспитанников и обобщения ими приобретенного опыта поведения.
Основными требованиями к осуществлению этого метода являются:
– актуальность выбранной темы;
– опора на имеющийся опыт воспитанников, использование его и, если необходимо, его коррекция. Обязательная динамика бесед в соответствии с возрастом;
|
|
– тщательный отбор содержания беседы;
– интересная постановка вопросов, преимущественно проблемного характера, вызывающая размышления, активный обмен суждениями;
– положительный эмоциональный фон беседы.
Эти общие требования приобретают различный характер в зависимости от замысла, содержания беседы, возрастного состава его участников.
«Диспут» в переводе с латинского означает «рассуждаю», «спорю». Это такой метод формирования суждений, оценок, убеждений, который основан на давно открытой закономерности: знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут не требует определенных и окончательных решений. Он дает участникам возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей.
Диспуттребует тщательной подготовки как самого социального педагога, так и воспитанников.
Рассказ на этическую тему может использоваться социальным педагогом в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Содержание рассказа должно быть изложено ярко и эмоционально, чтобы оно могло произвести на детей достаточно сильное впечатление.
Лекция – это развернутое и организованное в доступную форму систематическое изложение сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического содержания. Логическим центром лекции является теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного познания. Лекцию как метод отличают убедительность доказательств и аргументов, обоснованность и композиционная стройность, живое слово социального педагога. Слушатели особенно чутко откликаются на яркий и самостоятельный стиль мышления педагога, его умение найти оригинальный, неожиданный поворот темы, отделить факт от мнения о факте, выразить свое личное отношение к сообщаемому материалу.
|
|
К методам организации деятельности относятся: педагогическое требование, общественное мнение, упражнение, метод организации общественно полезной деятельности, метод использования творческой игры и другие.
В педагогическом требовании наиболее отчетливо обнаруживается действие такой закономерности воспитательного процесса, как диалектика внешнего и внутреннего. Педагогическое требование должно не только опережать развитие личности, но и переходить в требования воспитуемого к самому себе. Содержание педагогических требований определяется нравственными нормами, действующими в обществе.
По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Прямые требования характеризуются такими признаками, как позитивность, инструктивность и решительность. Они облекаются в форму приказания, указания, предписания. Косвенные требования опираются на сформированные у воспитанников мотивы, цели, убеждения.
Общественное мнение – другой важный метод мотивации организуемой деятельности, который может быть использован только при наличии развитого коллектива. Диалектика его состоит в том, что, будучи сформированным в результате сложной педагогической деятельности по организации коллектива, общественное мнение само становится ценным методом воспитательного влияния коллектива на личность. Выражая оценки, суждения, требования коллектива, оно чаще всего выступает в роли метода воспитания при оценке деятельности, поступков членов коллектива либо его отдельных групп.
Побуждающая и ограничивающая роль общественного мнения в развитом коллективе бывает настолько значительной, что часто отпадает необходимость в специальных влияниях взрослых, воспитателей. Вместе с тем, общественное мнение не формируется стихийно, а зависит от характера управления воспитательным процессом.
Упражнение – это систематическое повторение действий. Постоянство условий, точность, последовательность, постепенное усложнение практических действий в конечном итоге приводят к выработке ценных устойчивых форм поведения воспитуемого.
Методическими требованиями к упражнениям в воспитательном процессе, выведенными из обобщения передового опыта, являются следующие:
– упражнение следует проводить лишь на основе осознания воспитанником полезности и необходимости упражняемого действия, привычки;
– вначале следует добиваться точности производимого действия и лишь затем быстроты;
– количество повторений для приобретения полезного способа индивидуально, оно зависит от имеющегося опыта воспитанника;
– успех ребенка в приобретении результатов упражнения должен быть замечен и эмоционально подкреплен.
Приучение к организованным действиям на ранних этапах воспитания под руководством взрослого впоследствии приводит к самоорганизации воспитанника.
Метод организации общественно полезной деятельности формирует у детей ценные мотивы и способы общественного поведения. Он предоставляет социальному педагогу самые широкие, практически неисчерпаемые, возможности ставить перед детьми задачи разной степени трудности и вовлекать их в различные по сложности отношения с окружающими.
Метод осуществляется при помощи ряда приемов. Основными из них являются:
– привлечение детей к поискам объектов деятельности;
|
|
– совместное планирование, определение способов достижения намеченной цели;
– распределение обязанностей среди участников, с тем чтобы все были привлечены к выполнению задачи и могли нести свою долю ответственности за ее успех;
– организация коллективного контроля, анализа и оценки результатов.
Метод использования творческой игры. Играя в творческие игры, дети стремятся к увлекательной цели. Игровая деятельность по своей сути всегда творческая; каждый ее участник является одновременно и соавтором, и исполнителем общего замысла; выступает в активной позиции, т. к. ролевые действия надо самому придумать в соответствии с содержанием игры.
Воспитательное значение игры состоит в том, что в ролевом поведении выражается определенный нравственный образец, пример, необычайно привлекающий ребенка, этому образцу он и подражает в игре. При использовании этого метода социальному педагогу необходимо соблюдать следующие требования:
– идею игры можно предложить, но нельзя ее детям навязывать;
– надо помочь детям обогатить ее содержание, максимально насытить действиями;
– при распределении ролей по возможности всех удовлетворить и вместе с тем поставить каждого ребенка в позицию, наиболее благоприятную для формирования его личности;
– помочь в оснащении необходимыми предметами;
– обеспечить детям возможность «доиграть», не прерывать игру до тех пор, пока задача не будет разрешена.
После игры следует включать в повседневную жизнь детей игровые элементы, которые поддерживали бы соответствующее настроение деятельности и ее смысл.
К методам стимулирования деятельности относятся поощрение, наказание и «взрыв».
В поощрении находит выражение положительная оценка поступков и действий отдельного человека или коллектива. Воспитательное значение поощрений состоит в том, что они содействуют развитию и закреплению положительных черт в характере и поведении человека.
Эффективность использования метода зависит от соблюдения социальным педагогом следующих требований:
|
|
– поощрять надо лишь за действительные успехи;
– не следует поощрять одного и того же человека очень часто;
– необходимо добиваться одобрения и поддержки поощрений коллективом;
– при выборе приемов поощрения необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитуемых.