Методы воспитания. Воспитательная сила примера основана на склонности и способности воспитуемых к подражанию

Воспитательная сила примера основана на склонности и способности воспитуемых к подражанию. Специальные исследования о влиянии примера на формирование личности установили, что подражание развивается: от подражания близким образцам к подражанию далеким; от бессознательного подражания к преднамеренному; от копирования всего образа поведения к заимствованию его отдельных черт; от подражания игрового к подражанию в жизни; от подражания внешнего к подражанию внутренним свойствам личности.

Пример как убеждающий человека образец поведения, действия, способа, личности в целом проникает во все методы воспитания. Он чаще всего выступает как прием, вмонтированный в другие методы.

Распространенным и необходимым методом этой группы является беседа. Это один из основных методов привнесения теории в сознание воспитанников и обобщения ими приобретенного опыта поведения.

Основными требованиями к осуществлению этого метода являются:

– актуальность выбранной темы;

– опора на имеющийся опыт воспитанников, использование его и, если необходимо, его коррекция. Обязательная динамика бесед в соответствии с возрастом;

– тщательный отбор содержания беседы;

– интересная постановка вопросов, преимущественно проблемного характера, вызывающая размышления, активный обмен суждениями;

– положительный эмоциональный фон беседы.

Эти общие требования приобретают различный характер в зависимости от замысла, содержания беседы, возрастного состава его участников.

«Диспут» в переводе с латинского означает «рассуждаю», «спорю». Это такой метод формирования суждений, оценок, убеждений, который основан на давно открытой закономерности: знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут не требует определенных и окончательных решений. Он дает участникам возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей.

Диспуттребует тщательной подготовки как самого социального педагога, так и воспитанников.

Рассказ на этическую тему может использоваться социальным педагогом в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Содержание рассказа должно быть изложено ярко и эмоционально, чтобы оно могло произвести на детей достаточно сильное впечатление.

Лекция – это развернутое и организованное в доступную форму систематическое изложение сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического содержания. Логическим центром лекции является теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного познания. Лекцию как метод отличают убедительность доказательств и аргументов, обоснованность и композиционная стройность, живое слово социального педагога. Слушатели особенно чутко откликаются на яркий и самостоятельный стиль мышления педагога, его умение найти оригинальный, неожиданный поворот темы, отделить факт от мнения о факте, выразить свое личное отношение к сообщаемому материалу.

К методам организации деятельности относятся: педагогическое требование, общественное мнение, упражнение, метод организации общественно полезной деятельности, метод использования творческой игры и другие.

В педагогическом требовании наиболее отчетливо обнаруживается действие такой закономерности воспитательного процесса, как диалектика внешнего и внутреннего. Педагогическое требование должно не только опережать развитие личности, но и переходить в требования воспитуемого к самому себе. Содержание педагогических требований определяется нравственными нормами, действующими в обществе.

По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Прямые требования характеризуются такими признаками, как позитивность, инструктивность и решительность. Они облекаются в форму приказания, указания, предписания. Косвенные требования опираются на сформированные у воспитанников мотивы, цели, убеждения.

Общественное мнение – другой важный метод мотивации организуемой деятельности, который может быть использован только при наличии развитого коллектива. Диалектика его состоит в том, что, будучи сформированным в результате сложной педагогической деятельности по организации коллектива, общественное мнение само становится ценным методом воспитательного влияния коллектива на личность. Выражая оценки, суждения, требования коллектива, оно чаще всего выступает в роли метода воспитания при оценке деятельности, поступков членов коллектива либо его отдельных групп.

Побуждающая и ограничивающая роль общественного мнения в развитом коллективе бывает настолько значительной, что часто отпадает необходимость в специальных влияниях взрослых, воспитателей. Вместе с тем, общественное мнение не формируется стихийно, а зависит от характера управления воспитательным процессом.

Упражнение – это систематическое повторение действий. Постоянство условий, точность, последовательность, постепенное усложнение практических действий в конечном итоге приводят к выработке ценных устойчивых форм поведения воспитуемого.

Методическими требованиями к упражнениям в воспитательном процессе, выведенными из обобщения передового опыта, являются следующие:

– упражнение следует проводить лишь на основе осознания воспитанником полезности и необходимости упражняемого действия, привычки;

– вначале следует добиваться точности производимого действия и лишь затем быстроты;

– количество повторений для приобретения полезного способа индивидуально, оно зависит от имеющегося опыта воспитанника;

– успех ребенка в приобретении результатов упражнения должен быть замечен и эмоционально подкреплен.

Приучение к организованным действиям на ранних этапах воспитания под руководством взрослого впоследствии приводит к самоорганизации воспитанника.

Метод организации общественно полезной деятельности формирует у детей ценные мотивы и способы общественного поведения. Он предоставляет социальному педагогу самые широкие, практически неисчерпаемые, возможности ставить перед детьми задачи разной степени трудности и вовлекать их в различные по сложности отношения с окружающими.

Метод осуществляется при помощи ряда приемов. Основными из них являются:

– привлечение детей к поискам объектов деятельности;

– совместное планирование, определение способов достижения намеченной цели;

– распределение обязанностей среди участников, с тем чтобы все были привлечены к выполнению задачи и могли нести свою долю ответственности за ее успех;

– организация коллективного контроля, анализа и оценки результатов.

Метод использования творческой игры. Играя в творческие игры, дети стремятся к увлекательной цели. Игровая деятельность по своей сути всегда творческая; каждый ее участник является одновременно и соавтором, и исполнителем общего замысла; выступает в активной позиции, т. к. ролевые действия надо самому придумать в соответствии с содержанием игры.

Воспитательное значение игры состоит в том, что в ролевом поведении выражается определенный нравственный образец, пример, необычайно привлекающий ребенка, этому образцу он и подражает в игре. При использовании этого метода социальному педагогу необходимо соблюдать следующие требования:

– идею игры можно предложить, но нельзя ее детям навязывать;

– надо помочь детям обогатить ее содержание, максимально насытить действиями;

– при распределении ролей по возможности всех удовлетворить и вместе с тем поставить каждого ребенка в позицию, наиболее благоприятную для формирования его личности;

– помочь в оснащении необходимыми предметами;

– обеспечить детям возможность «доиграть», не прерывать игру до тех пор, пока задача не будет разрешена.

После игры следует включать в повседневную жизнь детей игровые элементы, которые поддерживали бы соответствующее настроение деятельности и ее смысл.

К методам стимулирования деятельности относятся поощрение, наказание и «взрыв».

В поощрении находит выражение положительная оценка поступков и действий отдельного человека или коллектива. Воспитательное значение поощрений состоит в том, что они содействуют развитию и закреплению положительных черт в характере и поведении человека.

Эффективность использования метода зависит от соблюдения социальным педагогом следующих требований:

– поощрять надо лишь за действительные успехи;

– не следует поощрять одного и того же человека очень часто;

– необходимо добиваться одобрения и поддержки поощрений коллективом;

– при выборе приемов поощрения необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитуемых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: