Мондиализация и глобализация как тенденции цивилизационного развития

Мондиализация -Понятие(mundialisation или mundialization, от лат. mundus – мир) предложено Гэрри Дэвисом в 1949 г. и представляла собой идею гражданства мира.

Э. Глиссан: М. как процесс, направленный на уменьшение негативных дегуманизационных

последствий глобализации, и определяет мондиализацию как расширение различий, как процесс обмена и контактов между культурами. Некоторые М рассматривают как вариант глобализации.

глобальное общечеловеческое мышление, суть которого заключается в складывании единой социально-экономической и политической общности людей планеты Земля. Концепция, согласно которой Общечеловеческие ценности более значимы, чем Национальные ценности. Некоторые считают, что это то же самое, что и глобализация.

Мондиализация имеет больше ценностно-культурное поле, направленно на борьбу за равные права на всё и у всех народов мира, процесс снижения дегуманизационных последствий цивилизации = равенство в многообразии.

Глобализация – признается реалностью, стандартизация политической и экономической моделей общества. Глобализация охватывает экономику, политику, ценностно-культурное пространство, однако ее сущность четко не определена, что подтверждает ученый Бек. Множество определений. Генезис глобализации: 1) считается, что она существовала всегда и имела свои исторические формы. 2) считается, что это явление 2 пол. XX века, связанное с технологизацией, модернизацией и индустриализацией (этой точки зрения придерживается большинство).

Отношение к глобализации: а) позитивное: гл. – тенденция мировой истории, имеющая циклический характер б) резко отрицательное: гл. выступает в качестве развития западной цивилизации, экстрагирующей техногенную модель генезиса и функционирования на других регионах земного шара. в) рассматривается как процесс формирования для различных культур и цивилизаций форм фундамента развития, основанного на универсальных для человека ценностях.

Интерпритации феномена глобализации: 1) гиперглобалистскаятрактовка (Кеохане, Най, Фридман) гл. как источник будущего процветания, общих для всех правил поведения, повышения уровня жизни, социальной стабильности, при этом этнические границы стираются, национальные государства перестают существовать; основа – неолиберализм и транснациональная логика отношений. Снимается аппозиция Север Юг, способствует формированию эдентичности. 2) трансформационный подход (Гидденс, Розенау) гл. неизбежна, как объективно необходимый длительный процесс, который меняет все стороны жизни человека. Приводит к новой более сложной стратификации общества; Гидденс полагает, что национальные государства не отомрут, но поменяют свой облик.Вопрос суверенности открыт. 3) скептическая трактовка (Барбер, Бьюкенен, Голдсмит, Кортер) левые (социал-демократы) – гл. как негативный процесс, представляющий интересы частного капитала. Маруз говорит, что гл-неравенство людей, капитала., правые (неоконсерватизм) – гл. как следствие экономического кризиса, «правые» боятся утраты ярковыраженой национальной идентичности и суверенитета, гл. – последствие имперских амбиций США.

Гл. может быть рассмотрена как мегатенденция к объединению человечества, воплощенная в диалектике пространственно-временных взаимоотношений, трансформации антропосоциальных ценностей. Она включает: информационный, социал, экономич, экологич, этнокультур, полит аспекты.

Фридман — гл — это позитивное явление, необходима


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: