Общий осмотр ребёнка

Общий осмотр ребёнка имеет большое значение, поскольку в ходе его врач не только получает информацию о состоянии здоровья пациента, но и в ряде случаев может установить диагноз. Для максимальной информативности осмотра необходимо найти подход к ребёнку и соблюдать определённые правила, касающиеся освещения, техники и последовательности действий.

Осмотр производят при дневном освещении, что позволяет правильно оценить окраску кожных покровов (желтушное окрашивание кожи при вечернем освещении выявить трудно), различить элементы сыпи. Кроме прямого освещения, можно использовать и боковое, что облегчает обнаружение пульсаций на поверхности тела, дыхательных движений, перистальтики кишечника. В помещении, где проводят осмотр, температуру воздуха следует поддерживать на уровне 20–22 °С.

Осмотр детей раннего возраста проводят на пеленальном столе, более старших — на кушетке или кровати.

Дети лучше относятся к осмотру врача в присутствии родителей. При негативном отношении пациента к осмотру, особенно характерном для детей 1–2 лет, целесообразно отвлечь внимание ребёнка игрушками, разговором. Осмотр следует производить неторопливо, используя игровые элементы. Ребёнок обязательно должен почувствовать доброжелательное отношение врача, услышать его дружелюбный, ласковый голос. В некоторых случаях возможен строгий приказ врача, в исключительных — насильственный осмотр.

Подростков лучше осматривать без родителей, что утверждаёт их самостоятельность.

Объективный осмотр начинают уже во время беседы с матерью и ребёнком, наблюдая за его поведением, речью, реакцией на окружающее. Если ребёнок спит, будить его не следует. Данные частоты пульса и дыхания при этом будут наиболее точными. Тёплыми руками, осторожными движениями необходимо полностью раздеть ребёнка. Пальпация органов брюшной полости у спящего ребёнка даёт много ценной информации.

Последовательность объективного обследования определяется возрастом пациента. У детей старших возрастных групп сначала производят общий осмотр, позволяющий выявить наиболее выраженные симптомы, затем осматривают части тела — голову, лицо, шею, туловище, конечности. Осмотр грудной клетки лучше производить в вертикальном положении, живота — в вертикальном и горизонтальном. Оценивают физическое развитие ребёнка, после чего переходят к обследованию органов и систем по общепринятой схеме. Ротовую часть глотки и болезненные зоны следует осматривать в последнюю очередь, так как это вызовет негативную реакцию ребёнка и может сделать невозможным продолжение обследования.

При осмотре детей преддошкольного возраста (от 1 до 3 лет) не применяют стандартную схему, определяя последовательность действий в зависимости от обстановки и настроения ребёнка.

В педиатрической практике для оценки общего состояния пациента используют два основных критерия:

• выраженность синдрома интоксикации;

• степень функциональных нарушений той или иной системы органов.

При остро возникающих заболеваниях тяжесть состояния зачастую обусловлена синдромом интоксикации, проявляющимся в первую очередь изменением поведения ребёнка вследствие поражения ЦНС инфекционной (нейротоксикоз) или другой этиологии, а также нарушением функции дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

При оценке тяжести состояния больного с хроническим заболеванием ключевую роль играет выраженность функциональных нарушений той или иной системы органов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: