· Формулировка синдромов и выявление основного синдрома (примеры!)
1) Синдром уплотнения в легком (сложный объективно-параклинический):
Объективно:
Параклинически:
Патогенез синдрома:
2) Общевоспалительный синдром (сложный субъективно-объективно-параклинический):
Субъективно:
Объективно:
Параклинически:
Патогенез синдрома:
На момент курации тяжесть состояния больного определял синдром уплотнения в легком, он является ведущим.
II фаза. Составление плана дифференциального диагноза. С этой целью записывается семиология основного синдрома, то есть те заболевания, при которых может иметь место основной синдром. При этом нужно учесть последовательность нозологических форм по частоте встречаемости.
III фаза. Обследование. В этом разделе нужно перечислить результаты тех исследований, с помощью которых студент проверял диагностические гипотезы, указанные в плане дифференциального диагноза.
IV фаза. Исключение из числа диагностических гипотез таковых, не получивших подтверждение при обследовании. При этом используют 3 принципа:
|
|
1. Принцип существенного отличия. Например, в процессе обследования больного симптомы, относящиеся к предполагаемой форме патологии, не были найдены.
2. Принцип исключения через противоположность. Это означает, что у пациента были обнаружены симптомы, противоположные предполагаемой нозологической форме. Например, для язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки характерно повышение секреторной функции желудка, а при исследовании пациента обнаружено снижение секреторной функции.
3. Принцип составления дифференциальных таблиц. Данный принцип используется в тех случаях, когда симптомы заболевания у пациента и при заболеваниях, находящихся в плане дифференциального диагноза, сходные. В таблице нужно указывать степень выраженности симптомов. Предпочтение отдается той форме патологии, при которой определяется наибольшее сходство степени выраженности симптомов.
V фаза. Формулировка диагноза. При этом берется та нозологическая форма, которая наиболее соответствует выявленной симптоматике.
Диагноз нужно описать в соответствии с требованиями современной классификации болезней.
Оценка современного синтетического клинического диагноза. Студент должен определить компоненты синтетического диагноза:
1) описательный;
2) анатомический;
3) функциональный;
4) этиологический;
5) патогенетический;
6) конституциональный;
7) экологический;
8) индивидуальный.
Отдельные компоненты синтетического диагноза могут отсутствовать, подразумеваться или быть неизвестными.
В соответствие с современной классификацией заболевании сформулирован синтетический диагноз основного и сопутствующих заболеваний.
Основной диагноз: обосновать каждое положение! (использовать классификацию заболевания).
Сопутствующие заболевания: обосновать каждое положение!