Сознание мог возникнуть только в коллективной трудовой деятельности людей. В процессе труда человек, как известно, приводит во взаимодействие предмет и орудие труда, которые являются объектами природы. В результате этого он узнает, какими свойствами они обладают и насколько полезными оказываются для достижения его целей. Именно эти объективные свойства вещей, которые неоднократно обнаруживаются и повторяются в трудовом процессе, впоследствии выделяются, обобщаются и закрепляются в определенном материальном знаке. Такое обобщение и закрепление объективных свойств вещей создает возможность для передачи трудового опыта и навыков и сохранения их в памяти людей. Сознание первоначально возникает как способ выявления и закрепления объективных, повторяющихся свойств вещей, используемых в трудовом процессе.
Поскольку труд представляет собой целесообразную деятельность, постольку он предполагает наличие сознания, в котором только и возможна постановка целей. Следовательно, сознание должно предшествовать труду. Вместе с тем сознание возникает там, где существуют социальные связи между людьми, основанные на трудовой деятельности. Чтобы разрешить это противоречие, необходимо выявить ту общую причину, которая в конечном счете может объяснить возникновение специфического человеческого сознания. По-видимому, такую причину следует искать в самой особенности процесса биологической эволюции ближайших к человеку приматов. Еще И. Кантом было установлено, что человеческое сознание начинается с продуктивного воображения, которое служит исходным пунктом для большинства психических процессов, в том числе и мышления.
|
|
С самого начала своего появления сознание было ориентировано на познание и понимание мира, в результате чего вырабатываются конкретные виды и формы знания. Накопление и систематизация знания, достигнутого в ходе трудовой и практической деятельности, стало новой, важнейшей социальной ценностью. В этом процессе решающую роль играло мышление, которое давало возможность в обобщенной форме выражать не только непосредственные практические действия по изготовлению орудий труда, но и наблюдения явлений, которые регулярно происходят в природе.
Если раньше знания и трудовые навыки усваивались непосредственно путем наблюдения и подражания действиям опытных людей, то со временем основной формой их передачи стал язык. Хотя в форме жестов и нечленораздельных звуков примитивный язык существовал I и раньше, например у австралопитеков, но только в ходе систематической трудовой деятельности возникла настоятельная необходимость обмена мыслями между людьми, передачи и закрепления достигнутого опыта с помощью более развитого языка.
|
|
Язык жестов явно не подходил для этой цели, ибо с его помощью можно было выражать лишь интенции и намерения, разрешающие или запрещающие те или иные поступки, предупреждать об опасности и т.п. Но им нельзя было пользоваться ночью, в условиях плохой видимости, да и сам запас жестов был крайне ограничен. Вот почему дальнейшее развитие языка пошло по линии совершенствования звукового языка, превращения его из нечленораздельного в язык членораздельный и артикулированный. Процесс этот совершался постепенно и крайне медленно. Достаточно отметить, что и питекантропы и синантропы пользовались, по-видимому, в основном языком жестов и в редких случаях прибегали к отдельным звукам для предупреждения об опасности. Даже у неандертальцев не существовало артикулированной речи, появление которой связывают с неолитической революцией.
26Возникновение труда. Эволюционирующее значение труда в антропогенезе.
Хронологически возникновение труда как общественного процесса преобразования природы произошло, судя по раскопкам стоянок древних людей, не позже чем два-три миллиона лет назад в эпоху начала палеолита (древнекаменный век).
Материально устойчивость, необходимость употребления средств воздействия (каменных орудий труда) закрепляется в создании, производстве этих самых средств. Нередко говорят: «Труд создал человека». Это утверждение – на первый взгляд – не вполне точно, ибо может создаться впечатление, что сначала образовался труд, а потом человек. Между тем возникновение человека шло в процессе возникновения труда.
Вследствие самой природы передних, а затем верхних конечностей воздействие на предметы природы могло быть главным образом механическим. Из предметов природы, чаще всего встречающихся и данных природой в готовом виде, наиболее пригодным для механического воздействия на другие предметы природы был камень. Ручная механическая обработка камня, превращающая его в средство воздействия, проходит ряд этапов.
Развитие общества в значительной мере зависит от совершенствования орудий труда и производственных отношений. Эти характеристики труда существенным образом отличают характер человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных, что позволило Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу рассмотреть труд в качестве своеобразного «творца» человеческой истории, создать «трудовую гипотезу» происхождения человека и общества (антропосоциогенез).
Кроме людей, есть и другие животные, которые могут использовать природные предметы в собственных действиях, но они никогда не изготавливают орудия труда с помощью орудий труда. Проблема возникновения человека мыслящего, творящего, способного к трудовой деятельности, совместно с себе подобными, была рассмотрена Энгельсом в работах «Диалектика природы» и «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать природные объекты (камни, палки) в своей предметной деятельности; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа; искать защиту от холода при изменении климата. Эти природные предпосылки стимулировали развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения руки. Освобождённая от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом труда. Рука как биологический орган утратила свою естественную специализацию, что создало условия для совершенствования её неспециализированных навыков для расширения круга предметов, посредством которых можно воздействовать на природу.
|
|
Даже самые примитивные орудия труда закрепляли и передавали другим индивидам инстинктивно незакреплённые «схемы деятельности». В орудиях труда, их форме и функциях закреплены идеальные, исторически выработанные, обобщённые способы трудовой деятельности. Орудия труда заставляют человека действовать по логике всеобщей схемы труда. В процессе обучения овладение орудиями труда становится важнейшим средством социализации индивидов, приобщения их к нормам культуры. Орудия труда были первыми предметными, материальными «абстракциями», что оказало влияние на процессы становления и развития собственно мышления.
Поскольку труд — деятельность общественная, коллективная, возникает потребность в средствах её организации. Таким организующим и контролирующим средством стала членораздельная речь, язык. В процессе коллективной деятельности у людей возникает и «потребность что-то сказать друг другу», и предмет «разговора», то есть появилось, что сказать другим. Потребность создала свой орган. Гортань обезьяны изменила свою структуру, это и стало биологической предпосылкой возникновения речи.
Трудовая теория Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым социальным закономерностям и обратно. В силу изменения природных условий жизни будущий человек в собственной деятельности стал чаще использовать камни, палки; кроме того, он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа. Это стимулировало развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения руки. Освобожденная от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом труда. Производство орудий труда послужило импульсом для развития речи: орудийная деятельность выступила тем коллективным процессом, включенность в который вызвала у людей «потребность что-то сказать друг другу», сформировала «предмет» для разговора, вследствие чего гортань изменила свою структуру, что и выступило биологической предпосылкой для развития речи. Открытие подобной последовательности взаимосвязей выступило для Энгельса основным аргументом в пользу обоснования труда как фактора превращения обезьяны в человека и вместе с тем главного отличительного признака человека от животных. Очеловечивающая функция труда сводились к описанию его специфики в сфере человеческого опыта. Дело в том, что животные трудятся инстинктивно, а люди – целенаправленно, осмысленно, имея в уме предполагаемый результат. Этим, по острому выражению К. Маркса, наихудший архитектор отличается от наилучшей пчелы. Иными словами, некоторые животные, попав в кризисную экологическую ситуацию, освоили отличные от животных трудовые навыки.
|
|