Генесиз сознпния и языка

Сознание мог возникнуть только в коллективной трудовой деятельности людей. В процессе труда человек, как известно, приводит во взаимодействие предмет и орудие труда, которые являются объектами природы. В результате этого он узнает, какими свойствами они обладают и насколько полезными оказываются для достижения его целей. Именно эти объективные свойства вещей, которые неоднократно обнаруживаются и повторяются в трудовом процессе, впоследствии выделяются, обобщаются и закрепляются в определенном материальном знаке. Такое обобщение и закрепление объективных свойств вещей создает возможность для передачи трудового опыта и навыков и сохранения их в памяти людей. Сознание первоначально возникает как способ выявления и закрепления объективных, повторяющихся свойств вещей, используемых в трудовом процессе.

Поскольку труд представляет собой целесообразную деятельность, постольку он предполагает наличие сознания, в котором только и возможна постановка целей. Следовательно, сознание должно предшествовать труду. Вместе с тем сознание возникает там, где существуют социальные связи между людьми, основанные на трудовой деятельности. Чтобы разрешить это противоречие, необходимо выявить ту общую причину, которая в конечном счете может объяснить возникновение специфического человеческого сознания. По-видимому, такую причину следует искать в самой особенности процесса биологической эволюции ближайших к человеку приматов. Еще И. Кантом было установлено, что человеческое сознание начинается с продуктивного воображения, которое служит исходным пунктом для большинства психических процессов, в том числе и мышления.

С самого начала своего появления сознание было ориентировано на познание и понимание мира, в результате чего вырабатываются конкретные виды и формы знания. Накопление и систематизация знания, достигнутого в ходе трудовой и практической деятельности, стало новой, важнейшей социальной ценностью. В этом процессе решающую роль играло мышление, которое давало возможность в обобщенной форме выражать не только непосредственные практические действия по изготовлению орудий труда, но и наблюдения явлений, которые регулярно происходят в природе.

Если раньше знания и трудовые навыки усваивались непосредственно путем наблюдения и подражания действиям опытных людей, то со временем основной формой их передачи стал язык. Хотя в форме жестов и нечленораздельных звуков примитивный язык существовал I и раньше, например у австралопитеков, но только в ходе систематической трудовой деятельности возникла настоятельная необходимость обмена мыслями между людьми, передачи и закрепления достигнутого опыта с помощью более развитого языка.

Язык жестов явно не подходил для этой цели, ибо с его помощью можно было выражать лишь интенции и намерения, разрешающие или запрещающие те или иные поступки, предупреждать об опасности и т.п. Но им нельзя было пользоваться ночью, в условиях плохой видимости, да и сам запас жестов был крайне ограничен. Вот почему дальнейшее развитие языка пошло по линии совершенствования звукового языка, превращения его из нечленораздельного в язык членораздельный и артикулированный. Процесс этот совершался постепенно и крайне медленно. Достаточно отметить, что и питекантропы и синантропы пользовались, по-видимому, в основном языком жестов и в редких случаях прибегали к отдельным звукам для предупреждения об опасности. Даже у неандертальцев не существовало артикулированной речи, появление которой связывают с неолитической революцией.

26Возникновение труда. Эволюционирующее значение труда в антропогенезе.

Хронологически возникновение труда как общественного процесса преобразования природы произошло, судя по раскопкам стоянок древних людей, не позже чем два-три миллиона лет назад в эпоху начала палеолита (древнекаменный век).

Материально устойчивость, необходимость употребления средств воздействия (каменных орудий труда) закрепляется в создании, производстве этих самых средств. Нередко говорят: «Труд создал человека». Это утверждение – на первый взгляд – не вполне точно, ибо может создаться впечатление, что сначала образовался труд, а потом человек. Между тем возникновение человека шло в процессе возникновения труда.

Вследствие самой природы передних, а затем верхних конечностей воздействие на предметы природы могло быть главным образом механическим. Из предметов природы, чаще всего встречающихся и данных природой в готовом виде, наиболее пригодным для механического воздействия на другие предметы природы был камень. Ручная механическая обработка камня, превращающая его в средство воздействия, проходит ряд этапов.

Развитие общества в значительной мере зависит от совершенствования орудий труда и производственных отношений. Эти характеристики труда существенным образом отличают характер человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных, что позволило Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу рассмотреть труд в качестве своеобразного «творца» человеческой истории, создать «трудовую гипотезу» происхождения человека и общества (антропосоциогенез).

Кроме людей, есть и другие животные, которые могут использовать природные предметы в собственных действиях, но они никогда не изготавливают орудия труда с помощью орудий труда. Проблема возникновения человека мыслящего, творящего, способного к трудовой деятельности, совместно с себе подобными, была рассмотрена Энгельсом в работах «Диалектика природы» и «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать природные объекты (камни, палки) в своей предметной деятельности; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа; искать защиту от холода при изменении климата. Эти природные предпосылки стимулировали развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения руки. Освобождённая от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом труда. Рука как биологический орган утратила свою естественную специализацию, что создало условия для совершенствования её неспециализированных навыков для расширения круга предметов, посредством которых можно воздействовать на природу.

Даже самые примитивные орудия труда закрепляли и передавали другим индивидам инстинктивно незакреплённые «схемы деятельности». В орудиях труда, их форме и функциях закреплены идеальные, исторически выработанные, обобщённые способы трудовой деятельности. Орудия труда заставляют человека действовать по логике всеобщей схемы труда. В процессе обучения овладение орудиями труда становится важнейшим средством социализации индивидов, приобщения их к нормам культуры. Орудия труда были первыми предметными, материальными «абстракциями», что оказало влияние на процессы становления и развития собственно мышления.

Поскольку труд — деятельность общественная, коллективная, возникает потребность в средствах её организации. Таким организующим и контролирующим средством стала членораздельная речь, язык. В процессе коллективной деятельности у людей возникает и «потребность что-то сказать друг другу», и предмет «разговора», то есть появилось, что сказать другим. Потребность создала свой орган. Гортань обезьяны изменила свою структуру, это и стало биологической предпосылкой возникновения речи.

Трудовая теория Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым социальным закономерностям и обратно. В силу изменения природных условий жизни будущий человек в собственной деятельности стал чаще использовать камни, палки; кроме того, он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа. Это стимулировало развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения руки. Освобожденная от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом труда. Производство орудий труда послужило импульсом для развития речи: орудийная деятельность выступила тем коллективным процессом, включенность в который вызвала у людей «потребность что-то сказать друг другу», сформировала «предмет» для разговора, вследствие чего гортань изменила свою структуру, что и выступило биологической предпосылкой для развития речи. Открытие подобной последовательности взаимосвязей выступило для Энгельса основным аргументом в пользу обоснования труда как фактора превращения обезьяны в человека и вместе с тем главного отличительного признака человека от животных. Очеловечивающая функция труда сводились к описанию его специфики в сфере человеческого опыта. Дело в том, что животные трудятся инстинктивно, а люди – целенаправленно, осмысленно, имея в уме предполагаемый результат. Этим, по острому выражению К. Маркса, наихудший архитектор отличается от наилучшей пчелы. Иными словами, некоторые животные, попав в кризисную экологическую ситуацию, освоили отличные от животных трудовые навыки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: