Движущие силы

Фрейд считал, что поведением человека управляют инстинкты и желания - то есть отражение физических потребностей в психике. У каждой силы должен быть источник энергии, таким источником для этих факторов стало состояние возбуждения. Фрейд говорил, что человеческая энергия не бесконечна, любое проявление эмоций, любое действие, направленно на то, чтобы освободить накопившуюся энергию. Все мотивы человека сходятся к энергии возбуждения, к ее высвобождению9.

Зигмунд Фрейд выделял два вида инстинктов: инстинкты Жизни и Смерти.
1) Инстинкты жизни или Эрос - все инстинкты самосохранения, поддержания жизни организма, продления жизни вида. Сексуальный инстинкт, по мнению Фрейда, являлся основной движущей силой поведения человека, этот инстинкт был назван либидо. Энергия либидо может высвобождаться только в сексуальном поведении и несет в себе энергию всех жизненных инстинктов. Все многочисленные сексуальные инстинкты Фрейд разделил на три, связав каждую из них с определенной эрогенной зоной: рот, анус, половые органы.
2) Инстинкты смерти или Танатос - отвечают за агрессивное поведение: жестокость, убийство, самоубийство. Инстинктом смерти Фрейд объяснял войны, революции. Именно из-за существования этих движущих сил, он считал невозможным полного отсутсвия войн и насилия.
Движущие силы личности, основанные на стремлении к смерти рассматриваются в современной науке мало, так как существует мнение, что эта теория родилась у Фрейда под впечатлением от смерти дочери, и, следовательно, не может рассматриваться как обоснованная теория.
Фрейд характеризировал инстинкт с четырех сторон:
1) Источник движущей силы - потребность или состояние личности.
2) Цель инстинкта - высвобождение либо восстановление энергии. 3) Объект - движущая сила всегда направлена на какой либо предмет: это может быть другой человек, или тело самой личности. Выбор объекта достаточно разнообразен, более того, человек может откладывать высвобождение энергии на этот объект на вполне длительное время. Любой поведенческий акт поведения может либо направлять энергию на определенный объект (катексис, силы побуждения), либо наоборот, препятствовать достижению цели (антикатексис, силы сдерживания). Все внутриличностные конфликты могут быть сведены к оппозиции этих двух сил.

4)Стимул - необходимое количество энергии для удовлетворения потребностей.7

3. ТИПОЛОГИЯ6

Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уделяет большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. Исходя из этого он выделяет три больших этапа, распадающиеся на несколько стадий. По Фрейду, многие черты взрослого человека обусловлены фиксацией на той или иной стадии развития. Фиксация (остановка) - это следствие неразрешенного конфликта, свойственного определенной стадии. Определенные черты характера являются продолжением тенденций, которые наблюдались в ранний период развития ребенка.

1) Первый этап — либидо-объект, характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап длится до 1 года и носит название оральной стадии, так как удовлетворение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадии происходит в том случае, когда ребенок в этот период не смог реализовать свои либидозные желания и для этого типа личности характерна, с точки зрения Фрейда, определенная зависимость, инфантильность.

Человек с таким характером крайне зависим от других в сохранении самоуважения. Внешняя поддержка играет для него наиважнейшую роль, но он жаждет ее пассивно. Оральные тенденции: глубокое чувство одиночества, разочарования и беспомощности, потребность во внимании, похвале, протест против дисциплины. Распространенная форма поведения - идентификация с объектом, который служит источником кормления. Человек с оральным характером не принимает мысль о необходимости работы. Он чувствует, что мир обязан обеспечить ему жизнь. Он может совершенно не чувствовать проблем других людей.

2) Вторая стадия, которая длится до начала полового созревания, называется либидо-субъект и характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл также эту стадию и нарциссизмом, считая, что для всех людей, у которых произошла фиксация на этой стадии, характерна ориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность от них. Она состоит из нескольких стадий.

· Первая, которая длится примерно до 3-х лет — анальная, при которой ребенок не только учится определенным навыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует анальный характер, который характеризуется упрямством, часто жесткостью, аккуратностью и бережливостью.

Анальный характер сосредоточивает личностные черты, которые формируются в конфликтах, возникающих на почве обучения ребенка культуре отправлений. Конфликт состоит в том, что в соответствующем возрасте ребенок, обретая возможность произвольно управлять физиологическими функциями, может радовать родителей или досаждать им степенью своей чистоплотности. Основные черты анального характера взрослых: бережливость, раздражительность, педантичность, скупость, упрямство, аккуратность. Скупость - последствие привычки к анальному задерживанию. Формируется иррациональное отношение к деньгам, которые не рассматриваются как полезное средство, а бесцельно копятся или в некоторых случаях бессмысленно транжирятся. Такое же отношение и ко времени: человек с анальным характером может быть пунктуальным до долей минуты или чудовищно ненадежен. Упрямство также свойственно анальному характеру как пассивное выражение агрессии. В анальных чертах ярко проявляется защитный механизм реактивного образования. Так, чистоплотный и дисциплинированный человек может в определенные периоды быть удивительно неряшливым и дезорганизованным.

· С трех лет ребенок переходит на следующую, фаллическую стадию, на которой дети начинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своими гениталиями. Эту стадию Фрейд считал критической для девочек, которые впервые начинают осознавать свою неполноценность в связи с отсутствием у них пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии. Во многом это связано с тем, что в этот период нарастает напряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнует родителя противоположного пола.

Фаллический характер - это беспечная, решительная, самоуверенная, вызывающая манера поведения, как неосознанная защитная реакция на не преодоленный в детстве страх кастрации. Человек с таким характером живет в предвосхищении нападок на себя и потому наступает первым. Агрессивность и провоцирующее поведение выражаются скорее не в содержании слов или поступков, а в манере говорить и действовать. Показное мужество в духе бесшабашного мотоциклиста считается способом гиперкомпенсации.

· Эта напряженность ослабевает к 6 годам, когда наступает латентный период в развитии сексуального инстинкта. В этот период, который длится до начала полового созревания, дети обращают большое внимание на учебу, спорт, игры.

3) В подростковом возрасте дети переходят на последнюю стадию, которая также называется либидо-объект, так как для удовлетворения сексуального инстинкта человеку опять необходим партнер. Эта стадия также называется генитальной, так как для разрядки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и его типа личности.

Генитальный характер - это зрелая личность, воплощающая в себе синтез предыдущих стадий психосексуального развития, способная к сублимации энергии Ид. Способность получать полное удовлетворение посредством генитального оргазма делает возможной физиологическую регуляцию сексуальной функции. Таким образом, прекращается блокирование разрядки энергии с неблагоприятными последствиями в поведении. Это одновременно приводит к зрелым любовным отношениям и увеличивает возможность сублимации. Вместо запрета на эмоциональную жизнь Эго выражает эмоции естественно, как составляющую часть целостной личности.

Такова теория личности (психики) Фрейда. Она кажется странной и полуфантастической. Тем не менее она сыграла важную роль, расширила подход в познании личности, показала новые возможности поиска ответов на старые вопросы и загадки человеческой природы.

ПСИХОАНАЛИЗ

Большое место в теории личности Фрейда занимает проблема развития личности, решение которой является развертыванием основных идей психоанализа. Фрейд подчеркивал решающую роль раннего детства в формировании базовых структур личности. Он утверждал, что в раннем детском возрасте — обычно в первые три года жизни и не позже пятого года — у ребенка появляется ряд влечений, которые не кажутся ему недозволенными или запретными. Эти влечения носят сексуальный характер. Например:

— половое влечение девочки к отцу, мальчика к матери (эдипов комплекс);
—аутоэротические влечения (мастурбация, нарциссизм и др.);
— гомосексуальные влечения и т. п.

В процессе воспитания ребенок, по мнению Фрейда, узнает о запретности всех этих влечений, и они подавляются. Даже сама мысль об их существовании становится недопустимой, неприемлемой из-за несовместимости ее с высшими понятиями о приличии. Для устранения этой конфликтной ситуации включаются защитные механизмы Эго.7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: