Введение. Теория личности З. Фрейда

Теория личности З. Фрейда. Основы психоанализа

Выполнила: студентка 303 группы

ФФМ МГУ

Ипатова Дарья

Проверил:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2

ЛИЧНОСТЬ…………………………………………………………………..3

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ФРЕЙДА…………………………………………...4

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ………………………………………4

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ……………………………………………..9

ТИПОЛОГИЯ…………………………………………………….10

ПСИХОАНАЛИЗ…………………………………………………………...13

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ…………………………………..14

КОМПЛЕКС……………………………………………………...15

НЕВРОЗ………………………………...………………………...15

СУТЬ МЕТОДИКИ………………………………………………17

ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ ФРЕЙДА………………………………………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….20

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...22

ВВЕДЕНИЕ

Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Трудно представить существование человека, не ориентирующегося в мотивах поведения и свойствах характера окружающих его людей.

В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования.

Руководители придерживаются правил в работе с подчиненными, родители познают азы воспитания детей, педагоги изучают проблемы эмоциональной неустойчивости, специфику общения в студенческой среде.

Наряду с интересом к материальному благосостоянию и бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться, прежде всего, на том, что происходит с ними в настоящее время.

Когда психологи обращаются к изучению личности, первое, с чем они сталкиваются – это многообразие свойств и их проявлений в личностном поведении.

Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, соотношение сознательного и бессознательного – далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.

Наиболее популярной и Европе остается психоаналитическая теория личности З.Фрейда, которую можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных теорий. Охватывая в своем анализе всю жизнь человека, Фрейд использует для описания личности внутренние психологические свойства индивида, его потребности и мотивы. Он считает, что человеком актуально осознается лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в его душе и характеризует его как личность.2

ЛИЧНОСТЬ

Проблема личности – одна из главных теоретических проблем в психологии, социологии, философии. Дискуссионными являются не только вопросы о структуре, развитии, места в обществе, не существует и единого понятия личности. С одной стороны, личность – это индивид как субъект отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова). С другой, личность – это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

В античном мире актёры, играя в театре, надевали на cвои лица маски, и такую артистическую маску называли «Личность» (личина), по латыни – «Persona». В раннехристианский период происходит отождествление понятий «ипостась» и «лицо». В дальнейшем суть личности неоднократно менялась (сущность Бога – в средние века, гражданин – в новоевропейской философии, герой – в философии романтизма). В социальных науках XX века существует множество подходов к пониманию личности: теории З. Фрейда, К.Г. Юнга, А. Адлера Р.Бенедикта, М. Вебера и др. В данной работе рассматривается теория личности З. Фрейда.3

Зигмунд Фрейд (полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд; 6 мая 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия (ныне Пршибор, Чехия) — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы — терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.

Взгляды Фрейда можно разделить на три области — это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стрежнем всей системы является его взгляды на развитие и структуру личности человека.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ФРЕЙДА8

Теория личности 3. Фрейда представляет психоаналитическое направление глубинной психологии, которая называется также психодинамической. Фрейд стремился проникнуть в глубинные источники активности человека, раскрыть природу его энергии, конфликты и влечения. Личность, по Фрейду – это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. Его теория охватывает такие стороны личности, как ее 1) структуру, 2) динамику, 3) развитие, 4) типологию, которые и будут представлены далее.

Взгляды Фрейда на личность являются противоречивыми, они неоднократно менялись по мере своего прояснения. Различные элементы структуры личности, их взаимосвязи и механизмы функционирования названы искусственными понятиями, которые должны были показать новаторский характер самой теории и подчеркнуть слабость традиционной психологии.

Следует добавить, что З. Фрейд не делал различий между понятиями «личность» и «психика».

1. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ5

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного («Сверх-Я»), предсознательного («Я») и бессознательного («Оно»), в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного по мнению Фрейда не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

1) В бессознательном слое располагается одна из структур личности — Ид - «Оно», которая фактически является энергетической основой личности, обусловливая динамику личности в целом. «Оно» - (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В «Оно» содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Фрейд назвал Ид "истинной психической реальностью", поскольку оно отражает мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание. Для "Оно" характерно отсутствие единого субъекта. Ид функционирует по "принципу удовольствия", будучи ориентированным на избежание боли и получение удовольствия. Ид стремится к некоему комфортному состоянию, которое характеризуется незначительным внутренним напряжением. Когда уровень напряжения организма повышается - либо в результате внешних воздействий, либо вследствие внутреннего возбуждения - Ид действует таким образом, чтобы немедленно снять напряжение и вернуть организм на удобный энергетический уровень.

Достигнуть этого Ид может двумя способами: рефлекторным действием и так называемым первичным процессом. Рефлекторное действие - это врожденная автоматическая реакция типа чихания и мигания; она обычно сразу снимает напряжение. Первичный процесс состоит в создании образа объекта, в связи с чем напряжение (энергия) перемещается. Например, у голодного человека появляется образ пищи. Галлюцинации, сновидения, так называемое аутистическое мышление - все это функции первичного процесса. Эти исполняющие желания образы являются единственной реальностью, известной Ид.

Слово "Оно" использовано Фрейдом для того, чтобы показать, что внутри личности живут и действуют силы, неизвестные и неподвластные "Я", которые подразумеваются, когда человек говорит, например: "это сильнее меня". Идея "Оно" заимствована Фрейдом у Ницше, который называл так "...все безличное, что есть в человеческом существе".7

2)Вторая структура личности — Эго ("Я") - это совокупность познавательных процессов, которые соотносятся с реальностью, а также защитных механизмов. Эта инстанция появляется в связи с тем, что жизнь организма требует соответствующих взаимодействий с внешней реальностью. Основное различие между Ид и Эго заключается в том, что Ид знает только внутреннюю реальность, в то время как Эго различает внутреннее и внешнее. Эго - организованная часть Ид - появляется для того, чтобы следовать целям Ид, и вся его сила черпается из Ид.

Эго «Я» по мнению Фрейда также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом мы всегда можем осознать осознать свое «Я», хотя это может быть для нас и не легким делом. Если содержание «Оно» расширяется, то содержание «Я», наоборот сужается, так как ребенок рождается по выражению Фрейда с «океаническим чувством я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое «Я» до своего тела, сужая таким образом объем «Я».
"Я" реализует целый спектр функций: контроль за движением и восприятием, исследование реальности, предвосхищение, упорядочение психических процессов во времени, рациональное мышление и пр. В то же время "Я" свойственны и такие процессы, как отказ от признания очевидного, устойчивое непонимание, рационализация, навязчивая защита от влечений.

Хотя "Я" защищает интересы личности в целом, его самостоятельность относительна. "Я" выступает преимущественно как посредник, пытающийся примирить противоречивые требования. "Я" - это "...слуга трех господ, который подвергается опасностям с трех сторон - внешнего мира, побуждений Оно и сурового "Сверх-Я". "Я" стремится опосредовать отношения между миром и Оно, подчинить Оно требованиям внешнего мира и - посредством мышечных действий - привести мир в соответствие с желаниями Оно. Эго называют исполнительным органом личности, т.к. оно решает, какие инстинкты и каким образом должны быть удовлетворены.

Эго подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Принцип реальности - предотвращение разрядки напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения реализуется именно принцип удовольствия. Вторичный процесс - это реалистическое мышление, которое формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке, - как правило, некоторым действием. Это называется проверка реальностью. Эго контролирует все познавательные функции.6

3) Суперэго ("Сверх-Я") - третья инстанция личности, которая образуется в результате усвоения родительских требований и запретов. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием «Сверх-Я». "Сверх-Я" ответственно за нравственное сознание, самонаблюдение и формирование идеалов. Эта инстанция обособилась от "Я", но властвует над ним, например, когда человек становится объектом критики и упреков. По отношению к "Я" "Сверх-Я" играет роль судьи и цензора, содержит одновременно и запрет, и идеал. "Сверх-Я" может действовать бессознательно.

Фрейд разделил "Сверх-Я" на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний за "непослушное поведение". Совесть включает способность к критической самооценке, моральные запреты и возникновение чувства вины, когда ребенок не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект "Сверх-Я" - это эго-идеал. Он воплощает в себе то, что родители одобряют или высоко ценят. Эго-идеал способствует установлению высоких личных стандартов.

Впоследствии "Сверх-Я" обогащается социальными (религиозными, моральными) нормами.
"Сверх-Я" считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. "Сверх-Я", пытаясь затормозить общественно осуждаемые импульсы Ид, старается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Короче говоря, оно пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.5

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в «Оно» стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. «Сверх-Я», в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом «Я» становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются «Оно» и «Сверх-Я». Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между «Оно» и «Сверх-Я».5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: