Заключение. Итак, на основании выше изложенного материала можно сделать следующие выводы

Итак, на основании выше изложенного материала можно сделать следующие выводы:

Фрейд предложил свое толкование личности.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: "Оно", "Я", "Сверх-Я". "Оно" - это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. "Я" - сознание, а "Сверх-Я" представленно как на сознательном, так и на подсознательном уровнях.

"Оно" действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. "Я" ориентируется на принцип реальности, а "Сверх-Я" руководствуется идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

."Оно" является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта. "Я" - это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. "Сверх-Я" - это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятие им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования "Сверх-Я" личности - это родители, учителя, воспитатели, другие люди с которыми данный человек вступил в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни.

Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с помощью "Я" вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы. Наиболее наглядно данные механизмы можно проследить у людей, объединенных в определенную группу, коллектив. У одних реакции будут выражаться слабее, у других будут ярко выраженные случаи отрицания, подавления или, например рационализации. Именно в этот момент особо важную роль для руководителя играет умение проследить за тем, чтоб эти защитные механизмы не обратились негативной направленностью, как по отношению к самой личности, так и по отношению к окружающим.

Стоит заметить, что теория личности З.Фрейда и концепция неофрейдистов неоднократно подверглись критике, которая главным образом касалась чрезмерной биологизации человека, отождествления мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управлении его действиями. Тем не менее, ни одно направление не приобрело такой известности за пределами психологии, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей в странах Запада на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком.

По сей день данная теория не утратила своей актуальности, оставаясь одним из центральных вопросов психологии, основой, без которой невозможно ее дальнейшее познание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990

2. Краткий очерк истории философии (под ред. М. Иовчука и др.). М., 1981,с.34-37.3. В. Лейбин. "Психоанализ и современная западная философия". М., 1990.4. Современная западная философия. Словарь (под ред. В. Лекторского и др.). М., 1991.5. З. Фрейд. "Я и Оно". Хрестоматия по истории психологии, М., 1980.6. З. Фрейд. "Психология бессознательного". Сборник произведений. Составитель М. Г. Ярошевский. М., 1989.7. З. Фрейд. "Лекции по введению в психоанализ". М., 1997.8. С. Цвейг. "Казанова. Фридрих Ницше. Зигмунд Фрейд". М., 1990.9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996, с.256-258.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: