double arrow

Порядок заключения коллективного договора


Правовой базой для проведения коллективных переговоров является ТК РФ, определяющий положения, обязательные для сторон, вступивших в коллективные переговоры. Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии со ст. 42 ТК РФ. Однако ТК РФ предусматривает порядок ведения коллективных переговоров по подготовке, изменению и заключению коллективных договоров. Конвенция Международной Организации Труда N 154 о содействии коллективным переговорам дает определение понятия "коллективные переговоры" - это все переговоры, которые проводятся между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся - с другой, в целях определения условий труда и занятости, регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися. В подготовке коллективных переговоров участвуют представители работников и работодателей. Каждая из сторон имеет право проявить инициативу проведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора. Представители стороны, получившие предложение о проведении коллективных переговоров, должны в семидневный срок предоставить ответ и определить лиц, которые будут принимать участие в проведении коллективных переговоров. В Трудовом кодексе РФ по сравнению с КЗоТ определен день начала проведения коллективных переговоров. Им считается день, следующий за днем получения стороной, инициирующей проведение коллективных переговоров, ответа. После получения ответа стороны переходят к формированию комиссии по проведению переговоров по заключению коллективного договора. В состав комиссии входят должным образом уполномоченные представители сторон. Рассмотрим подробнее вопрос о том, кто может выступить с предложением о проведении коллективных переговоров. Согласно ст. 37 ТК РФ с предложением о проведении коллективных переговоров по заключению коллективного договора со стороны работников могут выступать:

1) единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее единый представительный орган), объединяющий две или более первичные профессиональные организаций, которые в совокупности объединяют более половины работников данного работодателя. Единый представительный орган образуется на общем выборном собрании на основании принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. Члены единого представительного органа выступают от имени всех работников;




2) первичная профессиональная организация, которая объединяет более половины работников данного работодателя без образования единого представительного органа.

Если ни одна первоначальная профессиональная организация или в совокупности первичные профессиональные организации не объединяют более половины работников организации, то на общем собрании работники тайным голосованием имеют право определить первоначальный профессиональный союз, который при согласии его выборного органа будет представлять работников при проведении коллективных переговоров.

Если работники не объединены в первичную профсоюзную организацию, то на общем собрании тайным голосованием работники избирают представителя (представительный орган), который и будет представлять интересы работников.

Первичная профессиональная организация, единый представительный орган или представитель (представительный орган) наряду с извещением работодателя о начале проведения коллективных переговоров должны известить иные профсоюзные организации и с их согласия создать единый представительный орган в течение 5 дней. В течение месяца профсоюзные организации имеют право представить своих представителей в комиссию по проведению коллективных переговоров. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа работников представляет первичная профессиональная организация, объединяющая наибольшее количество работников. Кому же работодатель должен направлять предложение о проведении коллективных переговоров? Необходимо рассмотреть несколько ситуаций.



1. Если в организации действует несколько профессиональных союзов, то работодатель направляет предложение каждому профсоюзу, после чего по указанному выше порядку формируется единый представительный орган, который будет представлять интересы работников. Если соглашение между профсоюзами не достигнуто, то представлять работников будет самый большой по численности профсоюз. Но не стоит забывать, что у других профсоюзов существует право вступления в комиссию по проведению коллективных переговоров в течение 1 месяца. Бывает, когда действуют два равносильных по численности профсоюза. В данном случае на общем собрании работников тайным голосованием определяется профсоюзная организация, которая будет представлять интересы работников.

2. Если в организации отсутствует первичная профессиональная организация, предполагаются два выхода из этой ситуации. Первый выход: создать первичную профессиональную организацию, что потребует немало времени. Второй выход: организовать общее собрание работников для принятия участия в проведении коллективных переговоров по заключению коллективного договора. В данном случае все работники будут выступать представителями. Но не стоит забывать о том, что согласно ст. 36 ТК РФ сторона, инициировавшая проведение коллективных переговоров, обязана письменно известить представителей другой стороны за 7 дней до начала переговоров.

До начала проведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора руководитель организации (индивидуальный предприниматель) издает приказ о назначении комиссии по проведению коллективных переговоров, где указываются состав комиссии, все ее члены поименно с указанием должности. Также в приказе работодатель обязан указать условия, обеспечивающие деятельность комиссии. Данный приказ должен содержать и такой пункт, как гарантии работников, участвующих в коллективных переговорах. К ним необходимо отнести освобождение от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определенный сторонами (в ТК РФ имеется оговорка, что не более 3 месяцев); все затраты, связанные с проведением коллективных переговоров, оплачиваются за счет средств работодателя; представители работников при проведении коллективных переговоров не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, а также переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без согласия органа, уполномочившего их на осуществление представительства при проведении коллективных переговоров, за исключением случаев, прямо предусмотренных ТК РФ за совершение проступка. Таковым может быть: прогул, т.е. отсутствие на рабочем месте без уважительной причины в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более 4 ч подряд в течение рабочего дня (смены); появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (при этом абсолютно не важно, на своем рабочем месте или на территории организации в целом); разглашение охраняемой законом тайны, ставшей известной работники во время осуществления своих трудовых функций; совершение работником хищения по месту работы, которое должно быть подтверждено вступившим в законную силу судебным решением; и т.д. (ст. 81 ТК РФ).

После определения комиссии по проведению коллективных переговоров (куда входят представители как работников, так и работодателя) стороны должны представить имеющуюся у них информацию, необходимую для проведения коллективных переговоров, в течение двухнедельного срока. Члены комиссии по проведению коллективных переговоров не должны разглашать полученные сведения при ведении коллективных переговоров, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне. Лица, разгласившие сведения, ставшие им известными в ходе коллективных переговоров, могут привлекаться к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ. ТК РФ не закрепляет срок, в течение которого должен быть заключен коллективный договор. Так, согласно ч. 9 ст. 37 ТК РФ сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

На данной стадии, на практике прослеживается ряд нарушений, как правило, со стороны работодателя, которые ущемляют права работников и оставляют их без права голоса. Для недопущения такой ситуации законодателем закреплены определенные гарантии - наложение административного взыскания по следующим основаниям:

1) уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28 КоАП). Как было сказано выше, сторона, получившая предложение о проведении коллективных переговоров, обязана в семидневный срок вступить в переговоры. Если в течение 7 дней со дня получения предложения о проведении коллективных переговоров данное предложение игнорируется работодателем (представителем работодателя), то оно рассматривается как факт уклонения от проведения коллективных переговоров. Рассматриваемое правонарушение может выражаться как в неправомерных действиях, так и в бездействии работодателя (представителя работодателя), создающего препятствия для проведения коллективных переговоров или несоблюдения срока их проведения. Необходимо учитывать факт того, что работодатель (представитель работодателя) реально осознает противоправность своих действий (бездействий) и действует умышленно;

2) непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора (ст. 5.29 КоАП). Согласно ч. 7 ст. 37 ТК РФ стороны, вступившие в коллективные переговоры, обязаны предоставить имеющуюся у них информацию, необходимую для проведения коллективных переговоров, в двухнедельный срок. Кроме того, в ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в ст. 17 определяется право профессиональных союзов бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей (представителей работодателей), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую профсоюзам для осуществления их уставной деятельности (информация может касаться финансовой деятельности организации, доходов и расходов организации, системы оплаты труда, затрат на производство и реализацию товара и иного), на основании которой в дальнейшем может быть заключен коллективный договор.

Следует указать на то, что если нет необходимости заключать коллективный договор (все права и обязанности, а также предоставляемые гарантии работников подробно закреплены в трудовом договоре) или ни одна из сторон не пришла к такому решению, то заключение коллективного договора не считается обязательным и работодатель никакой ответственности не несет. Это говорит о том, что привлечь работодателя к административной ответственности можно только в случае, когда ему поступило письменное предложение о начале проведения коллективных переговоров. Как правило, инициаторами проведения коллективных переговоров являются работники. ТК РФ не предусматривает такой вариант, когда инициатором является работодатель (представители работодателя), а работники в свою очередь не изъявляют желания организовывать единый представительный орган и вступать в коллективные переговоры. В данной ситуации следует понимать, что работников нельзя принудить к проведению коллективных переговоров по заключению коллективного договора. Представляется возможным положение об обязательном вступлении работников (представителей работников) в проведение коллективных переговоров в устав организации или прямо указывать при заключении трудового договора. Таким образом, законодатель создает все необходимые условия для проведения коллективных переговоров без ущемления прав сторон, ставя представителей работников и работодателей в равное правовое положение. Как следует из анализа норм трудового законодательства, затраты на проведение коллективных переговоров оплачиваются работодателем. Но в ТК РФ прямо предусмотрен случай, когда услуги приглашенного эксперта оплачивает сторона, пригласившая его. Таким образом, если инициаторами проведения экспертизы либо получения экспертного заключения являются представители работников (профсоюзы), то соответственно они оплачивают услуги эксперта из своего бюджета. Возникает вопрос, каков порядок формирования источников дохода профсоюзов? Работники, входящие в состав профсоюзной организации, а равно работники, не входящие в состав профсоюзной организации, производят отчисления в фонд профсоюзных организаций. Есть небольшое отличие: работники, входящие в состав профсоюзной организации, обязаны делать отчисления в фонд профсоюзной организации. Работники, не входящие в состав профсоюзной организации, не обязаны осуществлять данные отчисления, но отчисления становятся их правом. Значит, главным источником средств профсоюзных организаций являются отчисления работников. Но статья 24 ФЗ "О профессиональных союзах" предусматривает еще один источник дохода - осуществление предпринимательской деятельности для достижений целей, предусмотренных уставом, и соответствующих этим целям. Приобретенное имущество, в том числе и денежные средства, находятся у профсоюзных организаций на праве собственности. Финансовый контроль согласно ФЗ "О профессиональных союзах" не осуществляется, за исключением контроля над средствами, поступающими от предпринимательской деятельности, так же как и ограничение финансовой независимости профсоюзных организаций. Имущество профсоюзных организаций может быть отчуждено только по решению суда, вступившего в законную силу. В собственности профессиональных организаций могут находиться земельные участки, здания, строения, сооружения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, научные и образовательные учреждения, жилищный фонд, организации (в том числе издательства, типографии), а также ценные бумаги и иное имущество, необходимое для обеспечения уставной деятельности профессиональных организаций. В действительности профессиональные организации не обладают таким имуществом, ведь основным источником формирования фонда профсоюза являются отчисления работников. Большими возможностями обладают профессиональные организации на уровне субъектов РФ, государства.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: