Поведенческие компетенции

1. Лидерство подразумевает выдачу распоряжений и мотивацию подчиненных в выполнении их ролей или заданий, что ведет к осуществлению задач проекта. Оно становится особенно важным, когда проект сталкивается с трудностями, когда необходимы изменения либо существует неопределенность по вопросу дальнейшего хода действий. Лидерство должно приводить в действие компетенции всех менеджеров проекта таким образом, чтобы они были понятны и приняты всей командой.

2. Участие – это личная заинтересованность и вклад в проект со стороны его менеджера, людей, задействованных в проекте или имеющих отношение к нему. Участие заставляет людей верить в проект и желать сделать в него свой вклад. Для этого необходимо воплотить виденье в жизнь и мотивировать людей сплотиться для достижения общей цели. Мотивация проектной команды зависит от того, как хорошо сплочены её члены, и от их способности преодолевать взлеты и падения проекта.

3. Самоконтроль или самоуправление – это систематический и дисциплинированный подход к выполнению ежедневной работы, к преодолению меняющихся требований и стрессовых ситуации. Руководитель проекта должен быть осведомлен об уровне стресса в команде и предпринимать соответствующие профилактические меры, чтобы предотвратить выход ситуации из-под контроля.

4. Уверенность в себе - это способность авторитетноизлагать свою точку зрения. Руководителю проекта необходима такая компетенция для того, чтобы эффективно обмениваться информацией с проектной командой и заинтересованными сторонами, и чтобы решения, влияющие на жизнь проекта, принимались с полным осознанием их последствий. Убедительность – это способность достигать консенсуса общих целей посредством дебатов или силы аргументации. Убедительность необходима для того, чтобы заставить людей предпринять тот ход действий, который необходим руководителю проекта для отстаивания интересов проекта.

5. Разрядка - это способность снять напряжение в сложной ситуации. Погашение напряженной ситуации важно для поддержания плодотворного сотрудничества между сторонами, причастными к проекту. Она может снять накал страстей и, когда это необходимо, придать группе людей новые силы.

6. Открытость – это умение дать другим почувствовать, что их мнение приветствуется, что проект может получить выгоду от их вклада, предложений, волнений и озабоченности. Открытость необходима как средство извлечения пользы из знаний и опыта других людей. Поскольку руководитель проекта работает с различными специалистами, открытость является важной компетенцией – большинство членов команды в своей сфере имеют больший экспертный опыт, чем руководитель проекта. Отношения в команде строятся на взаимном уважении, доверии и надежности.

7. Творчество – это способность мыслить и действовать оригинальными путями, используя воображение. Руководитель проекта использует творческие способности сотрудников, совокупный творческий потенциал проектной команды и организации, в которой они работают, на благо его проекта.

8. Ориентация на результат подразумевает сосредоточение внимания команды на ключевых задачах с целью достижения оптимального результата для всех участвующих сторон. Руководитель проекта должен гарантировать результаты проекта, которые удовлетворят все заинтересованные стороны. Это также относится ко всем договоренным изменениям, внесенным в проект уже в ходе его работы. Сосредотачивая внимание на результатах, руководителю проекта по-прежнему следует быть осведомленным и реагировать на любые этические, юридические или экологические вопросы, которые могут повлиять на проект.

9. Продуктивность – это способность рентабельно использовать время и ресурсы, чтобы произвести оговоренный конечный продукт и удовлетворить ожидания заинтересованных сторон. Эта компетенция также охватывает использование методов, систем и процедур самым эффективным способом. Чтобы гарантировать продуктивное использование доступных проекту ресурсов, должно вестись детальное планирование, составление графиков и смет по всем мероприятиям. Чтобы достигнутые результаты соответствовали ожиданиям, продуктивность должна стать частью организационной культуры, частью руководителя проекта и его команды.

10. Согласование – это умение обсуждать, приводить веские аргументы, выслушивать мнение других сторон, вести переговоры и находить решения. По сути - это обмен мнениями по вопросам проекта, основанный на уважении, системном и структурированном мышлении, анализе фактов, аргументов или сценариев, который ведет к принятию обоюдных решений. Процесс согласования выносит различные мнения на открытое обсуждение. Оно полезно при проведении ролевой игры по проекту. Рассуждения помогают человеку изменить свою точку зрения, понимать ситуации, относящиеся к любой сфере знаний, и с высокой степенью уверенности принимать решения по различным вопросам. Аргументированные размышления подвергают решения, построенные на чувствах и предрассудках, испытанию на прочность.

11. Переговоры – это средство разрешения разногласий между сторонами по вопросам проекта или программы и достижения взаимовыгодного решения. Хорошо развитое умение вести переговоры может реально помочь руководителю проекта избежать конфликтов. Переговоры по вопросам проекта должны проводиться с надлежащим уважением к позиции каждой из сторон. Желаемый результат переговоров – это обоюдовыгодное решение, принято в открытой манере общения. Тем не менее, следует признать, что некоторые переговоры носят весьма политический и/или коммерческий характер, и что часто приходится идти на компромиссы, которые не дают полного удовлетворения всем сторонам.

12. Конфликты и кризисы могут возникнуть в ходе проекта или контрактных переговоров, несмотря на инструкции и руководства, составленные для предотвращения подобных случаев. Они могут иметь место на всех уровнях, главным образом, потому, что совместно действующие стороны имеют свои собственные четкие цели. Конфликты также могут появиться, когда незнакомые люди начинают совместно трудиться над проектом, иногда под сильным давлением. Процесс преодоления конфликтов или кризисов следует составлять в начале проекта. Управление проектом начинается с проведения тщательного анализа риска и планирования сценария преодоления предсказуемых кризисов. Конфликт – это столкновение противоположных интересов или несовместимых личностей, которое может подвергнуть опасности достижение задач проекта. Очень часто это разъедает добрую рабочую атмосферу и может повлечь за собой негативный эффект «лобового удара» по сотрудникам и компаниям. Конфликты могут произойти между двумя или более лицам и/или сторонами. Перечень потенциальных средств разрешения конфликтов включает: сотрудничество, компромисс, предотвращение или использование полномочий. Все зависит от баланса, достигнутого между собственными интересами и интересами других сторон. Объединенное управление конфликтом требует от всех сторон проявления желания идти на компромисс. Риск возникновения конфликтов внутри группы, которая не может прийти к консенсусу, должен рассматриваться на раннем этапе жизненного цикла проекта. Руководитель проекта может поднять проблему на вышестоящий уровень менеджмента и попросить назначить непредвзятого арбитра либо пригласить независимое лицо, пользующееся доверием обеих сторон, чтобы рассудить и достичь решения, обязательного для обеих сторон. В рамках проекта кризис – это период острых проблем, более острых, чем те, которые могли бы возникнуть в результате обычного конфликта. В таких случаях необходима незамедлительная реакция и умелый анализ, чтобы правильно оценить кризисную ситуацию, составить сценарий выхода из него, защитить проект и решить, следует ли выносить обсуждение этой проблемы на более высокий уровень организации, и как высоко следует его поднимать. Руководителю проекта нужно безотлагательно проинформировать об этом владельца проекта. Искусство управления конфликтом и кризисом состоит в том, чтобы выявить причины и следствия, собрать дополнительную информацию для принятия возможных решений. Все это приходится делать в условиях паники и озлобленности, царящих среди людей и организаций. В минимальные сроки менеджеру нужно свести воедино всю информацию, взвесить варианты решений, держа курс на позитивное, оптимальное решение и, что более важно, сохраняя при этом спокойствие, выдержку и дружелюбие. В таких обстоятельствах самыми важными качествами являются сбалансированное суждение и умение достичь разрядки.

13. Надежность – это своевременная поставка обещанного продукта или услуги, которые соответствуют качеству, указанному в технических условиях проекта. Надежность подразумевает такие качества, как ответственность, корректное поведение, здравомыслие и доверие, это открытость и последовательность, стремление свести возможность ошибки до нуля. Надежность – эта одна из тех характеристик, которые высоко ценятся заинтересованными сторонами. Эта компетенция увеличивает шансы на достижение поставленных задач и стимулирует как отдельных людей, так и группы, участвующие в проекте. Она поощряет членов команды к самоконтролю и укрепляет их уверенность в себе.

14. Понимание ценностей – это умение воспринимать внутренние качества других людей и понимать их точку зрения. Сюда также относится умение общаться и ощущать их мнение, субъективную оценку и этические стандарты. Фундаментом для понимания ценностей является взаимное уважение. Руководитель проекта имеет свой собственный набор внутренних ценностей и выражает их во взаимодействии с членами команды и заинтересованными сторонами. Он также чутко реагирует на ценности окружающих и побуждает их выражать эти ценности в отношениях с ним.

15. Этика подразумевает нравственные нормы руководства и поведения каждого индивидуума. Этичное поведение является основой любой социальной системы. В масштабах организации, в контракте о найме на работу перечислены определенные этические стандарты, охватывающие профессиональные и межличностные правила поведения сотрудников. Этические компетенции позволяют персоналу осуществлять проект и достигать хороших результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: