double arrow

Мистика иного

Кроме Идеала нет ничего. Но мы поставлены перед фактом: мистическим образом для нас есть «всё», в том числе мышление человека. И метафизика развертывается в мышлении, зависит от его свойств.

Наличие у субстанции – модусов, у абсолюта – иного нельзя объяснить разумно, немистическим образом. Разум может лишь констатировать наличие модусов в силу своих «разумных» свойств. Но приписывание этих свойств субстанции не оправдано ничем, кроме самого разума.

Находясь внутри условий мышления, мы вынуждены идти у них на поводу, чем объясняется неизбежный, необязательно явный, мистический скачок любой возможной метафизики. Уход от мистического скачка или противоречивости – отодвигание его в другую область рассуждения. Этот скачок, точнее, допущение его результата в разных формах есть единственная трансценденция для разума, но необходимая, чтобы говорить, т.е. необходимая для жизни ума.

Первоначало мира – Идеал – в уме оборачивается пространственностью, темпоральностью, отношениями, равно мистическим скачком к иному. Уму уже дано нечто и иное, отказ от этого условия есть отказ от возможности мыслить. В этом фундаментальном для разума условии смыкаются и дальше идут слитно, представляя метафизику, онтология и гносеология.

Импликативность Первоначала может произвольно ввести любой закон или свойство. Но мистический переход состоит в неясности уму причины самой первичной импликации. Является ли появление идеала и ино-идеала (идеалово-идеальный дуализм) свойством разумения (логическим свойством) или неотъемлемым модусом Идеала?[25] Принадлежит ли импликация способу мыслить о Первоначале или самому Первоначалу (как внутреннее и внешнее монад Лейбница)?[26] Независимо от ответов, принадлежность модусов субстанции или способу ее мыслить уже предполагает пока неавторизированную импликацию модусов из самой субстанции.

Однако уход от рассмотрения природы этой первичной импликации и импликации вообще – метафизическая небрежность. Если умственно отнести импликацию модусов к свойству субстанции, к силе Первоначала, то будет предположено наличие первичного модуса субстанции, это приведет к парадоксу теории множеств. Можно принять парадоксальность импликации первичных модусов, придя к основанию диалектики, к самопорождению Первоначала, к традиционному мистическому скачку. Можно отказаться от рассмотрения парадоксального скачка, ограничить множество рассматриваемого, выбрать путь аксиоматики.

Полагая Первоначало в уме, мы не только описываем разворачивание действительности в существующих правилах, но и задаем сами правила. Примем, что первичный модус эксплицируется Идеалом. До этого первичного модуса (речь не о времени, а о генезисе) сама импликация является модусом. Но до первичного модуса нет модуса, нет даже возможности импликации, есть только Идеал. С одной стороны, есть возможность импликации (чистая импликация), с другой – только Идеал. Из противоречия, по требованию ума, можно выйти, допустив, что Идеал есть возможность импликации (чистая импликация). Субстанция может быть субстанцией, только если она есть возможность модусов. Это давно известно.

Обращение языка на самого себя возможно, если язык – своя возможность. Субстанция есть возможность самой себя и импликация своих свойств-модусов; она же есть своя энергия как возможность своей силы. Это закон эквивалентности субстанции и возможности. Есть множество аналогий-эквивалентностей, например, в современной физике – эквивалентность массы и энергии, в логике – эквивалентность себя себе.

Кажется, что здесь нового не сказано. Известно, что Бог – причина самого себя. Но новое есть в акценте на причину. Причина как импликация тогда есть Первоначало, когда не меняется «самое само»[27], но появляется иное. Другими словами, причина не переходит в следствие и остается причиной, но следствие всё равно эксплицируется, хотя следствие – сама импликация: не возникает ничего, кроме «факта» импликации. Но импликация и так была, возникает лишь «факт», который есть акт самореференции. Задание Идеала как само оно в ино-форме задает его как Первоначало[28].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: