Полное развертывание Идеала в этических и эстетических учениях представляет генезис сущего (красоты, добра, других реальностей) и ego со свободой (темпоральностью) воли, которое в экзистенциальном опыте «также раскрывается благодаря экспликации и черпает свой изначальный смысл из ее результатов»[44]. Эпистема бытия по основанию темпоральности выявляется как экзистенция – наи-не-абстрактнейшее в фиксациях бытие, а «точки» пересечения произвола и закономерности в экзистенции предстают экзистенциалами. Сущность Я в гуссерлевской редукции гарантированно «наталкивается» на «имманентную временность» как темпоральность, распознавая «бытие в форме открытой бесконечности потока переживаний»[45] – экзистенции. Гарант – «трансцендентальное ego» – Идеал как возможность существования.
Вымощена ли дорога к Идеалу радостью? Ничего не предвещает для ego экзистенциальная редукция, кроме нового себя (следовательно, мира). Успех обеспечивает Идеал, который всегда свой. И если радость зависит от ego, то не обернется ли она печалью?
Экзистенциальная редукция – живое погружение в Тоску по Идеалу, ради Идеала, без надежды сблизиться с Идеалом. Цель экзистенциальной редукции отнюдь не достижение Идеала, а упоение недостижимостью. Аналогичное достижение недостижимости знали Демокрит и Сократ: «я одно лишь знаю, что ничего не знаю»[46]; «оказывается, что я ничего не знаю»[47].
Экзистенциальная редукция – оправдание экзистенциального ужаса мира, стирание обиды на мир. Что может быть ужасней недостижимости Идеала? Экзистенциальная редукция, как непротивление злу в этике и безобразное в эстетике, открывает смирение с несовершенством, она – старость и предсмертная мудрость метафизики или только путь к этому, т.е. жизнь.
В экзистенциальной редукции не достичь Идеала. Достигнув единого в себе Идеала, пришлось бы стать им, что для ego значит отказаться от произвола фиксаций, от самосознания. Но экзистенциальная редукция – снятие пласта за пластом абстракций фиксации, подъем ego по идеальным уровням. Экзистенциальная редукция «заключается в том шаге назад, который заставит мысль опуститься до испытующего вопрошания и отбросить заученные философские мнения»[48]. Если идеаловая импликация мыслится как дедуктивное движение, как всякое следование, разворачивание, фиксация, то экзистенциальная редукция, наоборот, – индукция как движение от развернутого к первопричине.
В экзистенциальной редукции достигается первичный произвол темпоральности, «эк-статическое обитание вблизи бытия»[49], граница с Идеалом. Ego само становится темпоральностью, произвольностью без оболочек-фиксаций, определенностей. Конечный пункт экзистенциальной редукции – чистое экзистенциальное ощущение, exstasis, внепространственное изумление абсолютным произволом. В экстазе время есть произвол, ego становится произволом, абсолютной свободой, всем временем – мгновением навсегда.
Экстаз – наиближайшее к Идеалу со стороны ego. Навстречу, идеально играя-переливаясь, – Идеал. Пункт встречи, предел всех трансцендентальных редукций – символично двусторонний экстаз. Вся мощь Тоски и красота Истины сливаются в экзистенциальном ощущении.
Само время – неукротимое торжество печали о самом же времени. И экстаз есть момент прощания с Идеалом, который всегда там. Остается, быть может, и по ту сторону экстаза любовь, в противном случае остается высокая жестокость.
Экзистенциальная редукция прыжком от мистического иного оставляет позади последнее определение: Идеал – самоидеализация в экстазе.
«Внезапная тишина Начала» [50]
О чем следовало бы мне размышлять? Всё в моей жизни – для Идеала. И жизнь моя ради Идеала. Нет ничего моего, что не во имя Идеала. Если существует нечто, отрицающее Идеал, делающее невозможным его, оно делает невозможным и мое существование. Я нежизнеспособен без Идеала. В чем нет Идеала, в том нет и моего бытия, нет для меня и его самого.
Первоначало всего – Идеал. Этот постулат дает мне мотив, как отголосок высшей цели жизни, размышлять об Идеале. Если истина обойдет стороной мои размышления, то не будет истинности в бытии моей мысли, истинностно не будет моего бытия, поскольку ego cogito. Но стоит ли мне сомневаться в собственном бытии? Если нет, то, несомненно, первоначало всего – Идеал.
Литература
1. Андрей Белый. Символизм и философия культуры. // Его же. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.
2. Аристотель. Метафизика. // Его же. Сочинения. В 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1975.
3. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. // http://elenakosilova.narod.ru
4. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 2001.
5. Демокрит. Общие предпосылки, b.I.64. // Лурье С.Я. Демокрит. Л.: Наука, 1970.
6. Иванов В. И. Кризис индивидуализма. // Его же. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994.
7. Кант И. Критика чистого разума. // Его же. Собрание сочинений в 8-ми т. Т. 3. М.: «ЧОРО», 1994.
8. Лейбниц Г.В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла. // Его же. Сочинения в 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1989.
9. Платон. Гиппий меньший. // Собрание сочинений в 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1990.
10. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. М.: ТЕРРА–Книжный клуб, Республика, 2000.
11. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М.: Едиториал УРСС, 2004.
12. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. // Его же. Сочинения в 4‑х т. Т. 3. М.: Мысль, 2000.
13. Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков: Фолио, 2003.
14. Хайдеггер М. Преодоление метафизики. // Его же. Время и бытие. М.: Республика, 1993.
15. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. // Там же.
16. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. // Его же. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.1. М.: ТЕРРА–Книжный клуб, Республика, 1999.
[1] Критика чистого разума, с.437-438.
[2] Хайдеггер М. Преодоление метафизики, III, с.177-178.
[3] Там же, II, с.178.
[4] Хотя могут существовать рассуждения о полноте систем.
[5] См. статью С.Борчикова (1.b) в наст. изд.
[6] Хайдеггер М. Преодоление метафизики, III, с.178.
[7] Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии, 1.2.2.42. абз. 2.
[8] Хайдеггер М. Бытие и время, 1.2.2.54, с.305.
[9] Аристотель. Метафизика, 982а20-30, с.68.
[10] Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла, 2.184, с.261.
[11] Соссюр Ф. Курс общей лингвистики, с.77.
[12] Там же, с.33.
[13] Хофштадтер Д.Р. Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда.
[14] Ницше Ф. Так говорил Заратустра.
[15] Соссюр Ф. Курс общей лингвистики, с.34.
[16] Спиноза Б. Этика.
[17] Шопенгауэр А. Мир как воля и представление.
[18] Гуссерль Э. Картезианские размышления, V.46, с.201.
[19] Хайдеггер М. Преодоление метафизики, V, с.179.
[20] Ср. со световыми интуициями В.Моисеева в его статье в наст. изд.
[21] Соссюр Ф. Курс общей лингвистики, с.112.
[22] Там же.
[23] Там же.
[24] Гартман Э. Философия бессознательного.
[25] Н.Соловьев дает отрицательный ответ, постулируя недуальную метафизику (см. его статью в наст. изд.).
[26] В поисках ответа И.Матюшкин исходит из универсальности, по сути, импликативного закона достаточного основания (см. наст. изд.).
[27] Сущность, по А.Ф. Лосеву, в работе «Самое само».
[28] Другой, но в чем-то похожий вариант решения дает С. Борчиков в понятии протосубстанции. Протосубстанция, являясь возможностью субстанции, является и ее причиной, оставаясь иной по отношению к субстанции (см. его статью в наст. изд.).
[29] Это упрощенное определение далее будет оправдано.
[30] Андрей Белый. Символизм и философия культуры, с.48.
[31] Там же, с.79.
[32] Там же, с.75.
[33] Флоренский П.А. У водоразделов мысли, с.425.
[34] Андрей Белый. Символизм и философия культуры, с.75.
[35] Иванов В. И. Кризис индивидуализма, с.39.
[36] Там же, с.76.
[37] Соссюр Ф. Курс общей лингвистики, с.112.
[38] Там же, с.113.
[39] Андрей Белый. Символизм и философия культуры, с.75.
[40] Там же, с.63.
[41] Кант И. Критика чистого разума, с.433.
[42] Об уровнях бытия («порезанный слоеный пирог») рассуждает, например, Н.Соловьев в своей статье в наст. изд.
[43] Можно заметить, что современная физика из трех оснований использует только одно – пространственность, в континуум которого входит и физическое время. Ограничения, накладываемые на время (скорость) общей теорией относительности, наряду с вероятностностью явлений в некоторых теориях, – подстройка физической реальности под абсолютную произвольность темпоральности и абсолютную обусловленность пространственности.
[44] Гуссерль Э. Картезианские размышления, V.46, с.202.
[45] Там же.
[46] Демокрит. Общие предпосылки, b.I.64, с.223.
[47] Платон. Гиппий меньший, 15.
[48] Хайдеггер М. Письмо о гуманизме, с.208.
[49] Хайдеггер М. Письмо о гуманизме, с.208.
[50] Хайдеггер М. Преодоление метафизики, III, с.178.