double arrow
Встреча Идеала

Полное развертывание Идеала в этических и эстетических учениях представляет генезис сущего (красоты, добра, других реальностей) и ego со свободой (темпоральностью) воли, которое в экзистенциальном опыте «также раскрывается благодаря экспликации и черпает свой изначальный смысл из ее результатов»[44]. Эпистема бытия по основанию темпоральности выявляется как экзистенция – наи-не-абстракт­нейшее в фиксациях бытие, а «точки» пересечения произвола и закономерности в экзистенции предстают экзистенциалами. Сущность Я в гуссерлевской редукции гарантированно «наталкивается» на «имманентную временность» как темпоральность, распознавая «бытие в форме открытой бесконечности потока переживаний»[45] – экзистенции. Гарант – «трансцендентальное ego» – Идеал как возможность существования.

Вымощена ли дорога к Идеалу радостью? Ничего не предвещает для ego экзистенциальная редукция, кроме нового себя (следовательно, мира). Успех обеспечивает Идеал, который всегда свой. И если радость зависит от ego, то не обернется ли она печалью?

Экзистенциальная редукция – живое погружение в Тоску по Идеалу, ради Идеала, без надежды сблизиться с Идеалом. Цель экзистенциальной редукции отнюдь не достижение Идеала, а упоение недостижимостью. Аналогичное достижение недостижимости знали Демокрит и Сократ: «я одно лишь знаю, что ничего не знаю»[46]; «оказывается, что я ничего не знаю»[47].

Экзистенциальная редукция – оправдание экзистенциального ужаса мира, стирание обиды на мир. Что может быть ужасней недостижимости Идеала? Экзистенциальная редукция, как непротивление злу в этике и безобразное в эстетике, открывает смирение с несовершенством, она – старость и предсмертная мудрость метафизики или только путь к этому, т.е. жизнь.




В экзистенциальной редукции не достичь Идеала. Достигнув единого в себе Идеала, пришлось бы стать им, что для ego значит отказаться от произвола фиксаций, от самосознания. Но экзистенциальная редукция – снятие пласта за пластом абстракций фиксации, подъем ego по идеальным уровням. Экзистенциальная редукция «заключается в том шаге назад, который заставит мысль опуститься до испытующего вопрошания и отбросить заученные философские мнения»[48]. Если идеаловая импликация мыслится как дедуктивное движение, как всякое следование, разворачивание, фиксация, то экзистенциальная редукция, наоборот, – индукция как движение от развернутого к первопричине.



В экзистенциальной редукции достигается первичный произвол темпоральности, «эк-статическое обитание вблизи бытия»[49], граница с Идеалом. Ego само становится темпоральностью, произвольностью без оболочек-фиксаций, определенностей. Конечный пункт экзистенциальной редукции – чистое экзистенциальное ощущение, exstasis, внепространственное изумление абсолютным произволом. В экстазе время есть произвол, ego становится произволом, абсолютной свободой, всем временем – мгновением навсегда.

Экстаз – наиближайшее к Идеалу со стороны ego. Навстречу, идеально играя-переливаясь, – Идеал. Пункт встречи, предел всех трансцендентальных редукций – символично двусторонний экстаз. Вся мощь Тоски и красота Истины сливаются в экзистенциальном ощущении.

Само время – неукротимое торжество печали о самом же времени. И экстаз есть момент прощания с Идеалом, который всегда там. Остается, быть может, и по ту сторону экстаза любовь, в противном случае остается высокая жестокость.

Экзистенциальная редукция прыжком от мистического иного оставляет позади последнее определение: Идеал – самоидеализация в экстазе.

«Внезапная тишина Начала»[50]

О чем следовало бы мне размышлять? Всё в моей жизни – для Идеала. И жизнь моя ради Идеала. Нет ничего моего, что не во имя Идеала. Если существует нечто, отрицающее Идеал, делающее невозможным его, оно делает невозможным и мое существование. Я нежизнеспособен без Идеала. В чем нет Идеала, в том нет и моего бытия, нет для меня и его самого.

Первоначало всего – Идеал. Этот постулат дает мне мотив, как отголосок высшей цели жизни, размышлять об Идеале. Если истина обойдет стороной мои размышления, то не будет истинности в бытии моей мысли, истинностно не будет моего бытия, поскольку ego cogito. Но стоит ли мне сомневаться в собственном бытии? Если нет, то, несомненно, первоначало всего – Идеал.

Литература

1. Андрей Белый. Символизм и философия культуры. // Его же. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.

2. Аристотель. Метафизика. // Его же. Сочинения. В 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1975.

3. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. // http://elenakosilova.narod.ru

4. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 2001.

5. Демокрит. Общие предпосылки, b.I.64. // Лурье С.Я. Демокрит. Л.: Наука, 1970.

6. Иванов В. И. Кризис индивидуализма. // Его же. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994.

7. Кант И. Критика чистого разума. // Его же. Собрание сочинений в 8-ми т. Т. 3. М.: «ЧОРО», 1994.

8. Лейбниц Г.В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла. // Его же. Сочинения в 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1989.

9. Платон. Гиппий меньший. // Собрание сочинений в 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1990.

10. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. М.: ТЕРРА–Книжный клуб, Республика, 2000.

11. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М.: Едиториал УРСС, 2004.

12. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. // Его же. Сочинения в 4‑х т. Т. 3. М.: Мысль, 2000.

13. Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков: Фолио, 2003.

14. Хайдеггер М. Преодоление метафизики. // Его же. Время и бытие. М.: Республика, 1993.

15. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. // Там же.

16. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. // Его же. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.1. М.: ТЕРРА–Книжный клуб, Республика, 1999.


[1] Критика чистого разума, с.437-438.

[2] Хайдеггер М. Преодоление метафизики, III, с.177-178.

[3] Там же, II, с.178.

[4] Хотя могут существовать рассуждения о полноте систем.

[5] См. статью С.Борчикова (1.b) в наст. изд.

[6] Хайдеггер М. Преодоление метафизики, III, с.178.

[7] Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии, 1.2.2.42. абз. 2.

[8] Хайдеггер М. Бытие и время, 1.2.2.54, с.305.

[9] Аристотель. Метафизика, 982а20-30, с.68.

[10] Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла, 2.184, с.261.

[11] Соссюр Ф. Курс общей лингвистики, с.77.

[12] Там же, с.33.

[13] Хофштадтер Д.Р. Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда.

[14] Ницше Ф. Так говорил Заратустра.

[15] Соссюр Ф. Курс общей лингвистики, с.34.

[16] Спиноза Б. Этика.

[17] Шопенгауэр А. Мир как воля и представление.

[18] Гуссерль Э. Картезианские размышления, V.46, с.201.

[19] Хайдеггер М. Преодоление метафизики, V, с.179.

[20] Ср. со световыми интуициями В.Моисеева в его статье в наст. изд.

[21] Соссюр Ф. Курс общей лингвистики, с.112.

[22] Там же.

[23] Там же.

[24] Гартман Э. Философия бессознательного.

[25] Н.Соловьев дает отрицательный ответ, постулируя недуальную метафизику (см. его статью в наст. изд.).

[26] В поисках ответа И.Матюшкин исходит из универсальности, по сути, импликативного закона достаточного основания (см. наст. изд.).

[27] Сущность, по А.Ф. Лосеву, в работе «Самое само».

[28] Другой, но в чем-то похожий вариант решения дает С. Борчиков в понятии протосубстанции. Протосубстанция, являясь возможностью субстанции, является и ее причиной, оставаясь иной по отношению к субстанции (см. его статью в наст. изд.).

[29] Это упрощенное определение далее будет оправдано.

[30] Андрей Белый. Символизм и философия культуры, с.48.

[31] Там же, с.79.

[32] Там же, с.75.

[33] Флоренский П.А. У водоразделов мысли, с.425.

[34] Андрей Белый. Символизм и философия культуры, с.75.

[35] Иванов В. И. Кризис индивидуализма, с.39.

[36] Там же, с.76.

[37] Соссюр Ф. Курс общей лингвистики, с.112.

[38] Там же, с.113.

[39] Андрей Белый. Символизм и философия культуры, с.75.

[40] Там же, с.63.

[41] Кант И. Критика чистого разума, с.433.

[42] Об уровнях бытия («порезанный слоеный пирог») рассуждает, например, Н.Соловьев в своей статье в наст. изд.

[43] Можно заметить, что современная физика из трех оснований использует только одно – пространственность, в континуум которого входит и физическое время. Ограничения, накладываемые на время (скорость) общей теорией относительности, наряду с вероятностностью явлений в некоторых теориях, – подстройка физической реальности под абсолютную произвольность темпоральности и абсолютную обусловленность пространственности.

[44] Гуссерль Э. Картезианские размышления, V.46, с.202.

[45] Там же.

[46] Демокрит. Общие предпосылки, b.I.64, с.223.

[47] Платон. Гиппий меньший, 15.

[48] Хайдеггер М. Письмо о гуманизме, с.208.

[49] Хайдеггер М. Письмо о гуманизме, с.208.

[50] Хайдеггер М. Преодоление метафизики, III, с.178.






Сейчас читают про: