Определение идеала

Для возможности размышлять об идеале необходимо дать его определение для рабочей видимости предмета разговора. Последующее уточнение определения – не уход от договоренности, а цель размышления. Идеал (метафизическое Первоначало) должен быть субстанцией. Не может быть нескольких субстанций, субстанция традиционно неделима, абсолютна, непротяженна, вневременна[16]. Идеал должен быть творчески-определяющей активностью. Если бы Идеал лишь обладал творчески-определяющей активностью, то помимо самого Идеала существовала бы некая активность, связанная с Идеалом отношением обладания, что не согласуется с субстанциальностью Идеала. Иное по отношению к Первоначалу – важнейший шаг, эксплицитно или имплицитно лежащий в основе любой метафизической системы, неотделимый от Первоначала.

Идеал – автореференция через иное. Идеал указывает на себя, отсылает сам к себе посредством не-себя. Правильность и аподиктичность определения Идеала индуктивно выводятся из рассмотрения идеалов в обыденном на основании жизненного опыта – экзистенциальной редукцией более мощно, чем позитивно-осторожной трансцендентальной феноменологической редукцией.

В общем, обыденный идеал есть референция, отсылающая к своему значению. Значением обыденного идеала является нечто идеальное, обладающее характеристиками идеала, т.е. сам идеал. Автореференция могла бы не нуждаться в ином, быть сама собой, аутентичной. Однако, конструируя понятие, мы говорим не о самой по себе автореференции, которая, конечно, является тождественной сама себе, нам интересен смысл ее как понятия. Смысл идеала не в тавтологии (иначе бы он не появился в мышлении), а в хабитуальных для сознания связях. В обыденности идеал чего-либо – то, что указывает на само себя (выделяется) в некоем классе и одновременно задает, определяет, эталонизирует этот класс. Идеаловое есть само оно в метаязыковой ино-форме.

Принятое определение Идеала структурно троично и выявляет три основных свойства. «Референция» обозначает интенциальную активность Идеала. Приставка «авто» – произвольность, самоопределенность, автономность Идеала. Формулировка «через иное» указывает на импликативный характер – в самоактуализации Идеала выявляется (творится) иное.

Выделенные свойства Идеала позволяют говорить о нем как об абсолютной, остающейся самой собой импликации (или экспликации, в зависимости от стороны рассмотрения) шопенгауэровской «чистой причинности»[17]. В самоактуализации ничего в абсолютном Идеале не меняется, но меняется иное, происходит выведение произвола Идеала.

В мышлении Идеал проявляется чистой импликацией. Импликация тут трактуется не как одноименная операция в логике. Чистая импликация – это свободное от посылок и выводов умозаключение, не определяемая содержанием понятий сама логическая связь понятий, задающая фундамент гуссерлевского синтеза и непрерывности сознания Я, «…как чистая экспликация»[18]. Implicatio как переплетение сути всего в едином и explicatio как раскручивание переплетения в истолковании – сущность Идеала в мышлении.

Начавшись с ego, феноменологическая редукция Э. Гуссерля не уводит из психологического пространства. Метод выноса за скобки по-новому структурирует одно и то же, обогащает язык скобками. Эту редукцию дополняет экзистенциальный подход – не вынос за скобки, а поэзия самой жизни.

Феноменологическая редукция – окольный путь через феномен – имеет свои результаты в экзистенциальной редукции как достижение аподиктичности. Феноменологическая трансцендентальная редукция эффективна настолько, насколько велика область пересечения Я и не‑Я. В пределе познавательного совершенствования Я вмещает не-Я, и тогда феноменологическая редукция становится экзистенциальной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: