Сущность, формы и функции историческою сознания

История как наука

1. Предмет истории как науки цель и задачи изучения

Сущность, формы и функции историческою сознания

3. Формационный и цивилизационнып подходы в историческом познании

Уже длительное время во многих странах мира идет разработка модели образования XXI века. На базе скрупулезных исследова­ний ученью приходят к заключению, что Высшая школа должна готовить высококвалифицированных специалистов, умеющих ре­шать профессиональные задачи на уровне последних достижения мировой науки и техники и вместе с тем стать интеллектуалами, в русской традиции — интеллигентами, то есть культурными, ду­ховно богатыми людьми, профессионально занимающимися твор­ческим умственным трудом» развитием и распространением культуры.

Необходимость овладения такими качествами относится к мо­лодым специалистам как гуманитарного, так и естественного профиля. Человек, усвоивший только узкопрофессиональные зна­ния и навыки, может быть только ремесленником, без овладения до­стижениями человечества в духовной области его невозможно счи­тать интеллектуально развитым, интеллигентным, культурным. Во многих зарубежных странах на социогуманитарную подготовку сту­дентов отводится до 25% учебного времени.

Социогуманитарная подготовка молодых специалистов осу­ществляется за счет системного подбора гуманитарных дисциплин, отвечающих интересам как личности, так и общества. Студенты должны получить достаточно полное представление о философии, экономической теории, социологии, политологии, психологии, куль­турологии.

Однако эти знания должны опираться на прочную историчес­кую подготовку, так как без собранного и обобщенного историками фактического материала изучение вышеперечисленных наук стано­вится беспредметным. Не преуменьшая их роли в социогумакитар-ном образовании студентов, подчеркнем, что в современных услови­ях значение изучения истории резко возрастает.

Прежде всего любой грамотный человек должен знать исто­рию своего отечества, жизнь и дела своих отцов, дедов и прадедов. Нельзя жить на родной земле и ве знать, кто жил здесь до нас, не ьть и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках.

Мы получили от них не только материальное, но и духовное наслед­ие», и пользуемся всем как само собой разумеющимся. Но всегда ли мы умеем быть благодарными своим отцам и дедам?

Усвоение исторического опыта, знаний и методов мышления, выработанных предшествующими поколениями, позволяет на этой ком направлять всю практическую деятельность настоящего. мне прошлое — это наша интеллектуальная собственность, с горой нужно обращаться так же бережно, как и с материальной, тория — это людская жизнь, которая уже закончилась, ее уже ни-• > и никогда не вернет и не переделает У России была своя слож­ная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, не хожая на другие страны, история. Но. несмотря нм на что, Россия втела достойный вклад в мировую культуру и цивилизацию.

S Изучение и преподавание истории в современных условиях южняется целым рядом факторов

Длительное время преподавание отечественной истории стра­дало излишней идеологизированностью, что приводило к догматиз­му и мифологизации многих явлений, событий и фактов прошлого, {задало его украшательством, полуправдой. Это привело к форми­рованию искаженного, иллюзорного исторического сознания, на ос­нове которого не могли делаться объективные выводы и реальные оценки действительности. Сейчас уже многое сделано для преодоле­ния догм и штампов, того, чтобы изучать не искаженную, а правди­вую историю своей страны.

Актуальность взвешенного научного подхода к изучению ис­тории сохраняется и даже возрастает в связи с тем, что переосмыс­ление прошлого не обошлось без издержек и противоречий, так как решать эти задачи приходится в условиях перехода от одного обще­ственного устройства к другому, в условиях коренных изменений в политической системе общества, его экономических основ, выдви­жения новых политических и идеологических парадигм, новых мо­рально-нравственных ценностей. \

Появилось немало крайне Имитизированных и тенденциоз­ных публикаций, отличающихся конъюнктурностью оценок, отсут-i вием вдумчивого исторкко-ксследовательского подхода и даже непрофессионализмом. Отходя от исторической объективности, многие авторы не видят в отечественной истории ничего, кроме тра­гедий и ошибок, которые характерны якобы только для нашей стра­ны, хотя не говорят, историю какого государства можно считать сво­бодной от аналогичных отклонений.

Как уже бывало много раз, история стала в современных усло­виях полем политической борьбы, на котором сталкиваются не толь­ко научно-обоснованная критика, но и политизированные точки зре­нии, сторонников которых интересует не столько историческая ис-

ько поиск аргументов в оправдание своего существования. Это привело к тому, что вместо одних мифов появились другие, вме­сто одной полуправды — другая, вместо знания — вновь незнание.

Нужно с сожалением признать, что степень знания прошлого своей страны, уровень общей политической культуры, недостатки в гуманитарной подготовке молодежи не создают условий ляя критиче­ского восприятия публикаций, искажающих картину исторического процесса. Участники многих дискуссий о современном состоянии исторической науки приходили, как правило, к выводу, что несмотря на радикальные перемены в стране, меняющийся характер общест­венно-политического и социально-экономического развития, на бо­лезненность этих процессов, необходимо и в этих условиях стремить­ся к объективности в освещении всего исторического процесса, слож­ных страниц отечественной истории, не впадая в односторонность в оценках исторических событий, явлений и фактов.

Задача преподавания истории в современных условиях — по­казать действительную историю во всех ее сложностях и противоре­чиях, с ее светлыми и трагическими сторонами, строго соблюдая объ­ективность, историческую правду. Только такой подход может ис­править пороки прошлого, дать представление о подлинных исторических событиях и явлениях.

История нашего Отечества всегда была частью мировой циви­лизации, подпитывала ее. Поэтому необходимо изучать пути разви­тия России в контексте мировой истории, постоянно обращая внима­ние на ее место в мировом историческом процессе.

Изучение любой науки начинается С определения понятий, ко­торыми она оперирует в процессе познания как природы, так и обще­ства. Эта проблема имеет большое значение не только для теорети­ческого анализа, но и для конкретно-исторических исследований и для того, чтобы люди, изучающие один и тот же предмет, одинаково понимали друг друга. Это может быть только в том случае, если опре­деления и терминология становятся общепринятыми, адекватно от­ражающими действительность.

С этой точки зрения поставим первый вопрос: что такое исто­рия как наука и каков ее предмет?

Легкость ответа на этот вопрос кажущаяся, и дать определе­ние истории как науки достаточно непросто. Прежде всего необходи­мо различать историю как всякий процесс развития природы и об­щества, тесно связанных между собой, и историю как науку об этих процессах

Мы будем изучать историю как науку о развитии человеческо­го общества во всем его многообразии. История общества представля­ет собой совокупность конкретных и многообразных действий и по­ступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в взаимосвязи, составляющих все человечество. Следовательно, предметом изучения истории является деятельность и пия людей, вся совокупность отношений в обществе. русский историк В.О.Ключевский (1841-1911) так об истории как науке: «В научном языке слово «история уподобляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, • медиальной отрасли научного знания, служит исторический про­цесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь •вечества в ее развитии и результатах» (В.О.К евский. Соч. и Н-и тт. Т.1. Курс русской истории. 4.1. М., 1956. С. 14).

Предмет истории в том виде, как мы изучаем его сейчас, опре­делился не сразу. В ходе поступательного развития истории шел процесс совершенствования материального производства, изменял-и усложнялся политический строй общества и его социальная 1>уктура, развивались наука и культура. По мере развития обще-на развивалась и история как наука, вбирая в себя опыт многих че-веческих поколений, расширялось и обогащалось ее содержание, происходил процесс все возрастающего накопления знаний.

V Основа исторической науки — собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупнос­ти. Благодаря постепенному накоплению фактов сложились целые отрасли исторических знаний: гражданская история, политичес­кая история, история государства и права, история хозяйства, во­енная история, археология, история культуры, музыки, языка, ли-i вр*1 уры.

Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывайiщих и общие вопросы методики и техники историчес­ких исследований. Среди них: источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников), палеография (история письма), геральдика (гербы), сфрагистика (печати), нумизматика (монеты, медали, ордена), топонимика (изучение названий геогра­фических пунктов) и др. Все это свидетельствует о достаточно высо­ком уровне развития исторической науки.

История — наука конкретная, требующая точного знания хро­нологии (дат) фактов, событий. По сравнению с другими гуманитар­ными науками /чающими какую-либо одну из сторон обществен­ной жизни, она характеризуется тем, что предметом ее познания яв­ляется вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. Многие проблемы современности, которы­ми занимаются экономисты, социологи, политологи, этнологи и дру­гие специалисты гуманитарного цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе про-

еланной историками работы по сбору, систематизации и обобще­нию огромной совокупности фактов <воляющих выявить тенден­ции общественного развития.

История — одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее ос­новоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.), первым написавший книгу, которая так и называлась: «История». Древние очень ценили историю и называли ее «ma gist га ае» (наставница жизни), а историка уважительна именовали anslator temporis» (передатчик времени).

Определенным признаком интереса и уважения древних к ис­тории было то, что в древнегреческой мифологии одна из девяти муз (Клио) была покровительницей искусств и наук. Как считают исто­рики, Клио была, вероятно, музой героической песни, провозвестни­цей славы, а впоследствии, в классическое и эллинистическое время (V-I вв. до н.э.) — покровительницей истории. Клио изображалась в виде молодой женщины с одухотворенным, полным глубокой мысли лицом, со свитком папируса или пергаментом в руках.

Однако эта романтическая символика не должна приводить к идеализации реальной жизни. История всегда была тесно перепле­тена с политикой, интересами и судьбами правителей, которые не всегда поощряли желание историков знать правду и сообщать ее лю­дям. Поэтому почти постоянно приходится считаться с предвзятос­тью и субъективизмом в истории, да и судьбы историков, добивав­шихся правды, не всегда были благополучны.

Изучение истории выполняет целый ряд познавательных, интеллектуально развивающих функций. Прежде всего, история обладает огромным воспитательным воздействием. Знание исто­рии своего Отечества, своего народа и всемирной истории форми­рует гражданские качества, национальное достоинство, позволяет показать роль личности в истории, понять моральные и нравствен­ные качества человечества, их развитие, истоки национальной культуры, ее достижения. Приобретение этих знаний поможет по­нять место отечественной истории в мировом историческом про­цессе, вклад нашего народа в мировую цивилизацию. Тем самым изучение истории решает задачи не только воспитания, но и про­свещения.

2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: