Коммуникативная компетентность

Коммуникативная компетентность (быть компетентным – быть способным, соответствующим ситуации) – способность человека реализовать коммуникативные функции в соответствии с условиями ситуации.

Основой коммуникативной компетентности является умение встать на точку зрения партнёра по общению, строить высказывание так, чтобы оно было понято и принято партнёром.

Критерием развитости коммуникативной компетентности у коммуникатора является желание партнёра продолжать коммуникацию, развитие диалога.

Ошибки коммуникатора проявляются в прекращении диалога, высказывания «повисают в воздухе», партнёр замолкает и уходит от контакта.

Типичные ошибки собеседников, вызывающие проблемы во взаимоотношениях:

· сумбурная, неясная, неполная информация;

· личностные оценки-ярлыки, склонность видеть недостатки и указывать на них (упрёки, выговоры, запреты), причём без предложения позитивных вариантов поведения;

· категоричные требования, личные приказания и др.;

· неумение выслушать;

· неумение понять эмоциональное состояние собеседника, его отношение к ситуации и др.

Коммуникативная компетентность включает владение множеством умений в разных ситуациях общения. В ходе делового общения, например, важнейшие из них следующие:

Тип высказывания Описание и примеры. Функция высказывания во время беседы
Информационные Информация о фактах Сообщение о правилах, инструкциях, документах. Информировать об особенностях реальной ситуации, внешних условиях деятельности.
Информация о последствиях Объяснение последствий действий: «Если, то…». Позволяет предвидеть результаты, оценить последствия.
Резюмирование Обобщение основных мыслей. Проясняет направление беседы.
Пересказ сообщения собеседника Повторение высказывания Сообщение собеседнику, что его слушают и понимают.
Побуждающие. Указание, директива Требование изменить поведение, указание на правильный способ действий, описание позитивных действий. Показывает желаемые способы поведения.
Совет Пожелание, идеи о том, как можно действовать, предложения собеседнику. Дать информацию к размышлению.
Открытый вопрос Не позволяет ответить «Да» или «Нет». Выясняется: Кто? Как? Почему? Можно ли? Изучение ситуации, особенностей проблемы собеседника.
Закрытый вопрос Предполагается короткий ответ, обычно «Да» или «Нет». Сокращают длинный монолог.
Интерпретация Новое видение ситуации на основе понимания его говорящим. Альтернативное видение ситуации, изменяет настроение и поведение партнёра.
Экспрессивно-оценочные Самораскрытие Сообщение о своем отношении к ситуации. Я – высказывание. Способствует установлению взаимопонимания.
Понимание потребностей и чувств Описание потребностей или чувств собеседника. «Вы хотите…, вы расстроены…». Сообщает о знании интересов партнёра, устанавливает эмоциональные связи.
Контактные. Приветствие и знакомство «Познакомтесь, пожалуйста…» Сокращают дистанцию.
Соблюдение ритуалов «Мы рады видеть вас…» Устанавливают дистанцию.

Важно развивать коммуникативные умения необходимые в различных ситуациях, например, при проведении совещаний: умение выступать публично, провести дискуссию, полемику, переговоры.

Уровни развития коммуникативной компетентности (по Р.Каркуффу).

Можно выделить четыре уровня коммуникативной компетентности, которые могут быть диагностированы в профессиональном общении.

Самый низкий А) Не замечают эмоциональных проявлений других людей, вызывая их враждебность. Б) Их реакции не соответствуют чувствам (за “маской”).
Посредствен- ный А) Реагирует не на истинные чувства людей, а на те, которые сам им приписывает. Б) Искренно выражает только негативные чувства.
Хороший. А) Реагирует на поверхностные чувства других, и делает это вовремя и точно. Б) Не боится выражать мимикой и действиями и позитивные, и негативные чувства, но не подтверждает это словесными высказываниями.
Отличный. А) Понимает глубинные чувства других людей, скрытые для самого человека, мягко помогает их осознать. Б) Даёт искреннюю реакцию, как положительную, так и отрицательную; как несловесную, так и словесную, причём негативная реакция не унижает достоинства собеседника.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: