Коммуникативная компетентность (быть компетентным – быть способным, соответствующим ситуации) – способность человека реализовать коммуникативные функции в соответствии с условиями ситуации.
Основой коммуникативной компетентности является умение встать на точку зрения партнёра по общению, строить высказывание так, чтобы оно было понято и принято партнёром.
Критерием развитости коммуникативной компетентности у коммуникатора является желание партнёра продолжать коммуникацию, развитие диалога.
Ошибки коммуникатора проявляются в прекращении диалога, высказывания «повисают в воздухе», партнёр замолкает и уходит от контакта.
Типичные ошибки собеседников, вызывающие проблемы во взаимоотношениях:
· сумбурная, неясная, неполная информация;
· личностные оценки-ярлыки, склонность видеть недостатки и указывать на них (упрёки, выговоры, запреты), причём без предложения позитивных вариантов поведения;
· категоричные требования, личные приказания и др.;
· неумение выслушать;
· неумение понять эмоциональное состояние собеседника, его отношение к ситуации и др.
Коммуникативная компетентность включает владение множеством умений в разных ситуациях общения. В ходе делового общения, например, важнейшие из них следующие:
Тип высказывания | Описание и примеры. | Функция высказывания во время беседы |
Информационные Информация о фактах | Сообщение о правилах, инструкциях, документах. | Информировать об особенностях реальной ситуации, внешних условиях деятельности. |
Информация о последствиях | Объяснение последствий действий: «Если, то…». | Позволяет предвидеть результаты, оценить последствия. |
Резюмирование | Обобщение основных мыслей. | Проясняет направление беседы. |
Пересказ сообщения собеседника | Повторение высказывания | Сообщение собеседнику, что его слушают и понимают. |
Побуждающие. Указание, директива | Требование изменить поведение, указание на правильный способ действий, описание позитивных действий. | Показывает желаемые способы поведения. |
Совет | Пожелание, идеи о том, как можно действовать, предложения собеседнику. | Дать информацию к размышлению. |
Открытый вопрос | Не позволяет ответить «Да» или «Нет». Выясняется: Кто? Как? Почему? Можно ли? | Изучение ситуации, особенностей проблемы собеседника. |
Закрытый вопрос | Предполагается короткий ответ, обычно «Да» или «Нет». | Сокращают длинный монолог. |
Интерпретация | Новое видение ситуации на основе понимания его говорящим. | Альтернативное видение ситуации, изменяет настроение и поведение партнёра. |
Экспрессивно-оценочные Самораскрытие | Сообщение о своем отношении к ситуации. Я – высказывание. | Способствует установлению взаимопонимания. |
Понимание потребностей и чувств | Описание потребностей или чувств собеседника. «Вы хотите…, вы расстроены…». | Сообщает о знании интересов партнёра, устанавливает эмоциональные связи. |
Контактные. Приветствие и знакомство | «Познакомтесь, пожалуйста…» | Сокращают дистанцию. |
Соблюдение ритуалов | «Мы рады видеть вас…» | Устанавливают дистанцию. |
Важно развивать коммуникативные умения необходимые в различных ситуациях, например, при проведении совещаний: умение выступать публично, провести дискуссию, полемику, переговоры.
Уровни развития коммуникативной компетентности (по Р.Каркуффу).
Можно выделить четыре уровня коммуникативной компетентности, которые могут быть диагностированы в профессиональном общении.
Самый низкий | А) Не замечают эмоциональных проявлений других людей, вызывая их враждебность. Б) Их реакции не соответствуют чувствам (за “маской”). |
Посредствен- ный | А) Реагирует не на истинные чувства людей, а на те, которые сам им приписывает. Б) Искренно выражает только негативные чувства. |
Хороший. | А) Реагирует на поверхностные чувства других, и делает это вовремя и точно. Б) Не боится выражать мимикой и действиями и позитивные, и негативные чувства, но не подтверждает это словесными высказываниями. |
Отличный. | А) Понимает глубинные чувства других людей, скрытые для самого человека, мягко помогает их осознать. Б) Даёт искреннюю реакцию, как положительную, так и отрицательную; как несловесную, так и словесную, причём негативная реакция не унижает достоинства собеседника. |